АРХИТЕКТУРА КАК ЧАСТЬ СТАЛИНСКОГО ПРОЕКТА



С начала 30-х годов архитекторы начали становиться лишь проводниками и исполнителями идей правящей верхушки и лично Сталина. И даже идея слияния монументальной скульптуры и архитектуры, ставшая центрообразующей для Иофана, принадлежала не ему, а самому Сталину. И это лишь один (правда, довольно красноречивый) пример из многочисленного ряда влияний "вождя" на архитектуру. Исчерпывающая информация о политических рычагах управления, используемых Сталиным, его целях и эстетических суждениях насчёт архитектуры приведена в великолепной исследовательской работе Дмитрия Хмельницкого. Особенно интересно наблюдать за деформацией под воздействием Сталина отдельных известных архитекторов, представителей различных школ.


Но если кратко и по сути, всякая самостоятельная художественная воля была уничтожена. Носителей её подвергали травлям и репрессиям. В лучшем случае просто выдавливали из профессиональной деятельности, в худшем – расстреливали и отправляли в ссылки. При этом процесс "вычищения" архитекторов проходил непрерывно, с каждым разом всё жестче. В результате оставались лишь те, кто был готов абсолютно подчиниться воле власти, и у кого оказалось достаточно пластичности и интуиции, чтобы подобострастно улавливать ещё даже не высказанные требования.

Дмитрий Чечулин

Сам Сталин не занимался вопросами архитектурной теории. Но перед теоретиками была поставлена задача разработать такую теорию, в которую можно было бы уложить все, что может понравиться Сталину. Последовательная архитектурная теория исчезла, остался лишь набор образцов, по которым казалось возможным судить о требованиях правящей верхушки. Образцы тиражировались, обеспечивая удивительное единство стиля по всей стране. Путем отбора образцовых проектов, организации конкурсов и прямого участия в проектировании самых важных объектов, Сталин руководил формированием сталинского художественного стиля.

Что до конкретных примеров, то самым масштабным из более-менее реализованных архитектурных проектов конца 40-х – начала 50-х годов можно считать цепь Сталинских высоток. Семь зданий было возведено в Москве, ещё череда зданий была построена в столицах союзных республик. Расположение этих высоток на плане Москвы, без сомнения, утверждал Сталин лично. Планы же зданий формально разрабатывались разными архитектурными группами. Делалось это в настолько краткие сроки, и при этом все здания оказались настолько схожими, что кажется, будто было невозможным соблюсти такое единство без некой внешней, всё подчиняющей и организующей, воли.

Вообще, если проводить параллели с современностью, то легко усмотреть связь между "концом истории" в сталинской культуре и одноимённым явлением в постмодернизме. Но в данном случае рождается более тонкая и более актуальная параллель с алгоритмической архитектурой, в которой безвольная машина (компьютер) генерирует варианты архитектурного сооружения в заранее заданных рамках, а истинный художник занят только установкой этих рамок и выбором из череды результатов наиболее интересного. В случае сталинской культуры роль машины выполняют, конечно, люди, а истинным художником является, очевидно, сам Сталин.

Задание: изучить материал .Записать ключевые предложения в тетрадь. Конспект отправить в ватсап 89122208145 до 22 декабря

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!