Танцевальное искусство Белоруссии



 

 

Народный танец — один из самых древних и излюбленных видов народного твор­чества Белоруссии. Так же как музыка и песня, он имеет свою многовековую историю. Народные праздники и обряды никогда не обходились без песни и пляски. Танцами сопровождались летние купальские обряды и особенно популярные в Белоруссии «дожинки», знаменующие окончание жатвы.

Танцы и песни были неотъемлемой принадлежностью народной свадьбы и повседневного быта белорусской деревни. Они являлись единственной отрадой после тяжелого трудового дня.

В зимние месяцы в деревенском быту широко были распространены так называемые «кудельницы» — посиделки, на которые девушки собирались прясть лен — куделю, а за ними увязывались и парни скоротать зимние длинные вечера. Там молодежь заводила песни и пляски. Да и помимо «кудельниц»в свободное от работы время деревенская моло­дежь нередко устраивала вечеринки — так называемые «музыки». На них затевались пляски, а также тесно связанные с танцевальным искусством игры и забавы.

Из старинных игр особенно интересны: «Цярэшка» (Терентий) или «Женицьба Цярэшки», в которой избранные играющими «отец» и мать» с соответствующими песнями и танцами распределяли всех присутствующих парней и девушек в пары, как бы шутливо «женили» их; «Зязюля» (кукушка), где играющие парни и девушки выстраивались в две линии, одна против другой, затем парень, последний в своей линии, должен был поймать крайнюю в другой линии девушку и плясать с ней.

Музыкальным сопровождением белорусских народных танцев обычно служили скрипка и бубен, в некоторых областях к ним присоединялись еще цимбалы, дуда и гармонь. Посте­пенно, однако, гармошка (баян) вытеснила в белорусской деревне все остальные виды музы­кальных инструментов.

Современное профессиональное хореографическое искусство Белоруссии выросло из недр богатой сокровищницы народного творчества. В белорусских танцах, как они испол­няются сейчас, ясно видна их народная основа, их связь с трудом и бытом белорусского крестьянина. Отображение процессов труда встречается в национальных белорусских тан­цах — «Ленок», «Толкачики», «Бульба», «Качан».

В «Толкачиках» отображен процесс толчения зерна в ступе: первобытный способ раз­дробления зерна в муку. Танец «Бульба» воспроизводит посадку и рост картофеля. В танце «Качан» показана посадка капусты и отпугивание зайца. «Ленок» — танец девичий, в нем представлены все этапы выращивания и обработки льна: посев, прополка, вырывание и рас­тирание стеблей, трепание волокна, прядение ниток, а затем тканье материи и шитье новой «кашули» — рубашки.

Нередко танцы формировались из народных игр и забав: таковы «Крыжачок», «Круцелки» и разнообразные полечки.

Танец «Крыжачок» существует в двух вариантах, соответственно которым изменяется и его наименование. В одних районах он называется «Крыжачок» от слова «крыж» — крест, Для него характерно расположение танцующих крестом и их переходы крест-накрест. В других районах он называется «Кружачок» и строится преимущественно на движениях по кругу.

В других танцах исполнители изображают явления природы («Мяцелица») или подра­жают движениям зверей, птиц («Козел», «Коза», «Бычок», «Воробей»).

В танце «Чарот» (камыш) изображается камыш полесских болот в разную погоду: в первой части под медленную музыку — камыш в затишье, во второй части под быструю музыку —камыш в ненастье.

Наконец, существуют танцы, обыгрывающие черты характера человека: «Юрачка», «Антон», «Микита», «Гняваш».

Белорусские танцы почти все массовые, парные. Но иногда танцуют одни юноши или одни девушки. Таковы, например, «Бульба», «Ленок» или «Танец каравайниц», исполняемый на свадьбах.

Основой построения белорусского народного танца является четкий, точно установ­ленный рисунок. Танцующие пары многочисленными перестроениями плетут сложный узор, похожий на красочный орнамент

В 1959 году был создан Государственный ансамбль танца Белорусской ССР. Его худо­жественный руководитель — балетмейстер и композитор — заслуженный деятель искусств БССР А.Опанасенко добился больших успехов в создании хореографических полотен, отоб­ражающих жизнь родной Белоруссии.

Большая заслуга руководителя ансамбля А. Опанасенко в том, что в этих картинах из жизни своего народа он стремится шире использовать характерные движения белорусского танца, бережно относится к ним, умело выявляет национальный колорит.

 

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!