Методика и техника исполнения движений



Русского танца

Положение корпуса, позиции и положения рук в народном танце

Положение корпуса:

1. Подбородок приподнят вверх, шея вытянута, плечи опущены вниз

2. Спина: лопатки собраны, мышцы поясничного отдела талии собраны и напряжены, ягодичные мышцы втянуты внутрь. Таким образом, линия спины должна быть прямой, без искривлений и прогибов

3. Мышцы пресса сверху напряжены и втянуты внутрь и вниз. Мышцы пресса снизу напряжены и втянуты внутрь и наверх. Таким образом, живот должен быть плоским

Положение рук:

Подготовительное положение – обе руки свободно опущены вниз вдоль корпуса, кисти повернуты ладонями к корпусу.

Положение рук на талии – обе руки согнуты и находятся на талии. Локти направлены и находятся на одной линии с плечами. Кисти рук не прогибаются.  I-е положение (обхватное) – 4 пальца обхватывают талию спереди, большой палец сзади. II-е положение (в кулачках) – кисти сжаты в кулак и прижаты к талии сбоку.

Позиции рук:

1. руки расположены перед собой, локти и кисти рук закруглены и образуют две дуги, которые соединяясь пальцами на уровне диафрагмы образуют круг;

2. руки раскрыты в стороны и располагаются чуть впереди танцующего. Обе руки свободны в локтях и развернуты локтями вниз, ладонями наверх. Кисти вытянуты;

3. руки подняты вверх и развернуты ладонями к корпусу, кисти и локти вытянуты.

Группировка пальцев:

4 пальца собраны вместе и вытянуты, большой палец прижат сверху сбоку к ладони.

Позиции ног:

5 открытых выворотных: I, II, III (вспомогательная), IV, V.

5 закрытых невыворотных: I, II, IV, V, VI.

Описание движений дается в чистом виде, вне комбинаций. Все элементы разбираются по степени трудности от простых к сложным, что дает возможность осваивать их последовательно.

 

Элементы объединяются в группы:

I. Танцевальные шаги, бег, ходы

II. Дроби;

III. «Веревочки»

IV. «Моталочки»

V. Подбивки, «Ковырялочка»

VI. «Хлопушки»

VII. Присядки

VIII. Вращения

I. Танцевальные шаги, бег, ходы

Шаги, бег и ходы – это движения, с помощью которых  танцующие перемещаются в пространстве. Танцевальные шаги отличаются от бытовых тем, что они ритмически связаны с музыкой, выразительны, в них проявляется как личных характер исполнителя, так и национальных характер русского человека. Шаги и ходы бывают простые, переменные, боковые. С помощью шагов и ходов можно передать удаль, задушевность, лихость, гордость и т.д. Все зависит от содержания и характера танца, от образа, который создает исполнитель. Танцевальные шаги – наиболее характерный элемент народной хореографии. Они являются основой всех русских танцев, как старинных, так и современных.

Разновидности русских танцевальных шагов, бега и ходов.

1. Простой русский шаг с носка.

2. Простой русский шаг с каблука.

3. Переменный шаг. Основной принцип исполнения всех переменных шагов – чередование 3-х быстрых шагов с паузой, которая независимо от техники исполнения шага приходится на конец движения. Переменные шаги бывают:

а. с ударом стопой по VI позиции;

б. на полупальцах, с отбрасыванием ноги от колена назад;

в. с приседанием и подниманием ноги с согнутым коленом вперед;

г. переменный ход с каблука, исполняется в быстром темпе.

4. Припадание – боковой ход. При выполнении движения необходимо следить, чтобы корпус был прямым без наклонов, ширина шага естественная, нога, с которой исполняется припадание, ставится на пол сначала на носок, затем мягко переходит на всю стопу. В медленном темпе припадание исполняется мягко, спокойно. В быстром темпе более активно, энергично. В любом музыкальном темпе исполнитель соблюдает методику исполнения движения: глубокое приседание вниз на одну ногу и жесткий шаг на полупальцы и прямое колено другой ноги. Припадание бывает 2-х видов:

а. припадание из VI позиции;

б. припадание из V позиции.

5. Гармошка – боковой ход. Основной принцип исполнения движения – в одновременном соединении на полу сначала носков, затем пяток. Чтобы ноги не расходились в разные стороны, необходимо поворачивать одновременно одну ногу на носке, другую на пятке, затем ноги меняются ролями.

6. Шаг с каблука с перекатом – боковой ход. Исполняется из III вспомогательной позиции. Исполнитель делает широкий шаг с каблука с перекатом на всю стопу, колено сгибается, другая нога прижимается к щиколотке сзади, затем опускается на пол.

7. Танцевальный бег:

а. простой бег, с отбрасыванием ноги назад;

б. простой бег с ударом стопой по полу;

в. простой бег с подниманием колена вперед.

8. «Молоточки» - основной ход танца «Уральская шестера», в настоящее время бытует в русском танце повсеместно.

Самый простой вариант «Молоточков»: муз.р. 2/4, исх.п. VI,

«раз» - упасть вперед на о.н., р.н., согнутая в колене, поднимается назад;

«и» - р.н. касается носком пола сзади о.н. и отбрасывается назад, стопа вытягивается, одновременно

«два» - на о.н. исполняется небольшой подскок;

«и» - пауза.

9. Подскоки – шаг с проскальзыванием на полупальцах.

Муз.р. 2/4, исх.п. VI.

«раз» - шаг на о.н.;

«и» - проскользнуть на высоких полупальцах о.н., одновременно р.н. поднимается высоко вперед с согнутым коленом, стопа вытянута;

«два и» - движение исполняется с другой ноги.

 

II. Дроби

Дроби – один из самых распространенных элементов русского танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием и девушки, и юноши. В них выражается и удаль, и нежность, они демонстрируют мастерство, ловкость и тонкую музыкальность исполнителя. Дроби могут исполнятся четко, остро, стучаще, а могут быть тихими, журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатей ритмический рисунок, чем виртуозней исполнение, тем интересней дробь. Русская дробь очень разнообразна по технике исполнения. Красота дроби в ее легкости. Русская дробь имеет наиболее сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

По методике и технике исполнения дроби делятся на 2 основные группы: пятко-носковые и дроби с ударом всей стопой по полу.

1. Пятко-носковые дроби. Основной принцип исполнения дробей этой группы состоит в ритмическом чередовании ударов носком и пяткой. На сильную долю такта выстукивается удар носком, на слабую – удар пяткой. Все движения, относящиеся к этой группе исполняются, сохраняя маленькое приседание. Удары носком и пяткой исполняются с перескока с ноги на ногу, легко и ритмично.

Разновидности пятко-носковой дроби:

а. одинарная дробь;

б. с двойным ударом пяткой;

в. перескоки с ударом пятки;

г. с синкопированными ударами.

2. Дроби с ударом всей стопой по полу. Основной принцип исполнения дробей этой группы состоит вы ритмическом чередовании ударов всей стопой сверху и от пола.

Все разновидности этой группы исполняются, сохраняя маленькое приседание. Удары делаются с одинаковой силой, громкостью и четкостью. Общее стремление исполнителей заключается в том, чтобы после удара стопой как можно быстрее и легче оторвать ноги от пола. Все дроби выстукиваются легко ритмично, умеренно громко, но четко. Разновидности данной группы дробей очень многочисленны. Прежде чем их изучать, необходимо освоить методику исполнения ударов:

а. всей стопой сверху;

б. всей стопой от пола;

в. двойной удар всей стопой сверху.

Далее изучаются притопы.

Притоп – это дробная концовка движения или танцевальной комбинации:

а. одинарный притоп;

б. двойной притоп;

Разновидности дробей с ударом стопой по полу:

а. двойная дробь;

б. дробный ключ;

в. семейская дробь;

г. «Трилистник»;

д. с акцентом на одну ногу.

 

III. «Веревочки»

Движение под названием «Веревочка» - прочно вошло в русский танец. Оно имитирует процесс завивания веревки. В то время как ноги энергично «вьют веревочку» - исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни вперед, ни назад. Корпус прямой и почти неподвижный.

При выполнении «Веревочки» необходимо следить за тем, чтобы удары полупальцами в пол были крепкими, четкими. Исполнитель на протяжении всего движения сохраняет маленькое приседание. Простая одинарная «Веревочка» является основой других видов «Веревочек» с различными усложнениями и вариантами. Поэтому мы опишем методику этого движения.

Простая одинарная «Веревочка»: муз.р. 2/4, исх.п. V. На вступление исполнитель выполняет маленькое приседание и поднимается на полупальцы.

«и» - рабочая нога исполняет retire спереди о.н. и фиксирует passé у колена, стопа вытянута, одновременно опорная исполняет проскальзывание на полупальцах немного вперед;

«раз» - р.н. переводится назад приемом retire и опускается сзади опорной ноги в V позицию;

«и два» - движение исполняется с другой ноги.

Разновидности «Веревочки»:

а. синконированная «раз» - подъем ноги к колену, «и» - опускание р.н. вниз.

б. «Косичка» - вариант простой «Веревочки», где «заплетение» происходит без проскальзывания на опорной ноге;

в. двойная «Веревочка»;

г. «Веревочка» с переступанием по V позиции, IV позиции, на ребро каблука, на полупальцы;

д. «Веревочка» с «Ковырялочкой»;

е. «Веревочка» с переборами мелкими дробными ударами по V позиции;

ж. «Веревочка» с перескоками по V позиции;

з. «Веревочка» с выбрасыванием ноги в сторону на 450;

и. «Веревочка» с соскоками по II позиции;

к. «Веревочка» с «Ножницами»;

л. «Веревочка» с синкопированными ударами.

IV. «Моталочки»

Это группа элементов основана на движении ног от колена вперед-назад, вправо-влево, от себя - к себе («мотать», «шаркать» ногами). Движения можно исполнять одной ногой несколько раз подряд и поочередно то одной, то другой ногой. Мазки носком чередуются с подскоками на полупальцах или на всей стопе о.н. «Моталочка» с подскоками на всей стопе характерна для исполнителей-юношей. Движение исполняется ритмично, легко, четко, может выполняться на месте, а так же с небольшим продвижением вперед или в сторону. «Моталочка» хорошо комбинируется с «Ковырялочкой», дробями, «Хлопушками». Основой всех разновидностей движения является простая «Моталочка» с поочередным движением ног от себя – к себе. Опишем методику исполнения этого движения.

«Моталочка» с поочередным движением ног от себя – к себе: муз.р. 2/4, исх.п. VI. На вступление выполняется маленькое приседание.

«раз» - подскок на полупальцах о.н., р.н. сгибается в колене и отводится назад;

«и» - мазок носком р.н. по полу от себя, нога выпрямляется и выводится вперед;

«два» - подскок на полупальцах о.н., р.н. сохраняется открытой вперед;

«и» - мазок носком р.н. по полу к себе, колено сгибается и отводится назад.

На сильную долю следующего такта исполняется перескок на полупальцах п.н. и движения повторяются с левой ноги.

Разновидности «Моталочки»:

а. «Маятник» - нога делает взмахи вперед-назад, из стороны – в сторону, в открытом и перекрещенном положении. Несколько раз подряд;

б. «Моталочка» из стороны – в сторону по VI и по  V позициям;

в. «Моталочка» перед собой от колена, согнутого и поднятого вперед.

 

V. «Хлопушки»

Для русской народной пляски исстари характерны разно рода хлопки в ладони, называемые летописцами «битием в долони» (ладони), «рукоплесканием», «плесканием». Кроме хлопков в ладони в русской пляске существовали различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога и т.д. Со временем «рукоплескания», «плескания» достигали все большей виртуозности и превратились в существенную часть мужской пляски, получив название – «Хлопушки». «Хлопушки» состоят из самых разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делается одной ладонью о другую, а удар ладонью по бедру, голенищу, подошве. Хлопки и удары выполняются на сильную и слабую доли такта. При выполнении «Хлопушек» хлопки и удары должны быть сильными, четкими, а ладонь при этом – крепкой и напряженной. После удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему. «Хлопушки» сложны по технике исполнения, богаты и разнообразны по ритмическому рисунку. Исполняются они сильно, четко в среднем и быстром темпе. «Хлопушки» хорошо сочетаются и комбинируются со всеми элементами русского танца. В некоторых танцах («Карачанка» Саратовской области) «Хлопушки» исполняются совместно юношей и девушкой в паре.

В «Хлопушках» используются следующие виды ударов:

1. Одинарные хлопки и удары, фиксирующие

а. хлопки в ладони перед собой и за собой;

б. удары по голенищу, спереди, с боку;

в. удары по бедру;

г. удары по голенищу двумя руками одновременно спереди, сбоку;

д. удары ладонью по полу

2. Одинарные хлопки и удары, скользящие

а. хлопки перед собой;

б. удары по бедру от себя и к себе;

в. удары по голенищу и по подошве сапога от себя и к себе.

3. Двойные сдвоенные хлопки и удары.

Движение состоит из сочетания фиксирующих и скользящих одинарных хлопков и ударов. Движения занимают ½ такта и исполняются в быстром темпе. Фиксирующие хлопки и удары чаще всего сочетаются с фиксирующими ударами, скользящие хлопки со скользящими ударами.

а. Хлопок и удар по бедру;

б. 2 удара по бедру и голенищу.

4. Тройные, строенные хлопки и удары.

Тройной удар очень характерен для русского танца. В «Хлопушках» движение чаще всего состоит из скользящего хлопка и 2 скользящих ударов.

«и» - скользящий хлопок в ладони;

«раз» - два скользящих удара.

а. скользящий хлопок и 2 удара по бедру;

б. скользящий хлопок и 2 удара по голенищу спереди и с боку;

в. скользящий хлопок и 2 удара по полу.

 

VI. Присядки

Разнообразные и многочисленные приседания занимают значительное место в русском народном танце. Присядки требуют хорошей физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног. Это самый трудный элемент лирической пляски. Присядки необходимо разучивать постепенно, делать их правильно и исполнять регулярно, тогда все мышцы и связки коленного сустава будут укрепляться, и ноги становятся сильнее. В основе всех присядок лежит глубокое приседание. Присядки делятся на 2 вида: полуприсядка, когда исполнитель из глубокого приседания поднимается в полуприседание, и полная присядка, когда исполнитель находится в глубоком приседании и исполняет все движения, не выходя их этого положения. В момент глубокого приседания надо легко и красиво, корпус прямой и подтянутый, без наклонов. Все движения присядки исполняются на полупальцах с небольшого упругого прыжка, пятки надо держать вместе. Прежде чем изучать непосредственно движения, необходимо дать тренировку ногам с помощью подготовки к присядке. Исполняется, держась обеими руками за станок. Исполнитель за 4 постепенных приседания на полупальцах с прыжком опускается в глубокое приседание и, таким образом, возвращается в исх.п. Исх.п. выполнения присядки – VI или  I выворотная.

Разновидности присядки:

1. Полуприсядка с отрыванием ноги на ребро каблука;

2. Полуприсядка с отрыванием ноги на воздух;

3. «Разножка»:

a. в стороны на ребро каблука обеих ног,

b. вперед-назад на ребро каблука и полупальцы

4. «Гусиный шаг»;

5. «Мяч»;

6. «Ползунок»;

7. «Закладки».

 

VII. Подбивки, «Ковырялочки»

1. Подбивки – движения, смысл и характер которых в том, чтобы подбивать одну ногу другой. Подбивки исполняются в полуприседании, на месте и с продвижением вперед и в сторону. Ноги подбиваются внутренними сторонами стоп. Разновидности подбивки:

а. с 2-мя последующими переступаниями;

б. подбивка подряд (на месте)

2. «Ковырялочка» - самый популярный элемент в русском танце. «Ковырялочка» - это движения с переводом ноги с носка на каблук. Исполняется только в сторону. «Ковырялочка» хорошо комбинируется любыми движениями русского танца: припаданиями, «Моталочкой», «Веревочкой», дробями и т.д.

«Ковырялочка» исполняется:

а. без подскоков;

б. с подскоком.

 

VIII. Вращения

Вращения, кружения, повороты, «Крутка», разнообразные «Вертушки» родились из старинных народных игр и празднеств. Вращения могут исполняться с помощью разнообразных движений, припаданий, бега, подскоков, дробей и т.д. «Крутка» или «Вертушка» состоит из нескольких элементов. Вращение – самый виртуозный, технически сложный элемент русской пляски, причем и женской, и мужской в равной степени. Мастерство исполнения во всех видах вращения заключается в том, что исполнитель при каждом повороте головы не должен «терять точки», ее необходимо все время видеть перед собой. Приступая к вращениям в начале необходимо выполнять упражнения для вырабатывания умения «держать точку». Вращения исполняются на месте и с продвижением по прямой и по кругу.

Разновидности вращения:

1. вращения на месте

а. на припаданиях;

б. подскок с переступанием по VI  позиции;

в. пируэт по VI и по V позициям

2. вращение с продвижением по прямой и по кругу

а. бег в повороте;

б. подскоки в повороте;

в. дроби (двойная дробь с переступанием, ½ ключа);

шаг с поворотом на полупальцах и каблуке.

 


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 1833; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!