Лекция 3ИУДАИЗМ: ЭТИКА И МЕДИЦИНА



СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ ИУДАИЗМА: ТАНАХ (тора, небиим, хетувим) и ТАЛМУД (мишна, гемара)

С точки зрения иудеев Тора - это слово Бога, посредством которого он творит и поддерживает мир, это Бог в его самораскрытии людям.

Соответственно предметы, связанные с текстом Торы (и только они) - свитки, тфиллины, мезузы - считаются в современном иудаизме священными, наполненными божественным присутствием.

Библейский (древний) иудаизм (XIII - VI в. до н.э.)

1. эпоха праотцов (Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф)

2. рабство в Египте и исход из Египта

3. строительство I храма (храма Соломона)X в. до н.э.

4. разрушение I храма и вавилонский пленVI в. до н.э.

Возникновение иудаизма датируют примерно XII в. до н.э., когда заселившие Палестину древнееврейские племена объединились вокруг культа бога Яхве.

В это же время (около VI в. до н.э.) окончательное выражение получает концепция "договора" ("завета") между израильским народом и Богом, а также идея о том, что судьба народа определяется его моральными достоинствами, его готовностью выполнять божьи заповеди или наоборот уклонением от них, ведущим к войнам и бедствиям.

Иудаизм периода Второго храма (VI в. до н. э. — II в. н. э.)

1. Возвращение иудеев из Вавилона в Иерусалим в 516 г. До н. э и строительство Второго храма

2. Завоевание Македонским 332г. До н.э, евреи под властью эллинистических государств, частная эллинизация культуры

Важнейшей чертой этого периода было зарождение идеи личной ответственности перед Богом, взамен коллективной ответственности народа, появление частной молитвы и первых синагог-домов молитвы.

Представления о необходимом характере посреднических действий священства уступали место ощущению непосредственной связи человека с Богом. При этом все большее значение приобретала та сторона религиозных обрядов, которая способствовала воспитанию, совершенствованию человеческой личности, ощущающей себя образом Бога и стремящейся реализовать свое богоподобна

Талмудический период (II в. н. э. — V в. н.э.)

1. преобразование иудаизма в связи с разрушением храма и окончательной утратой государственности

2. богослужение в храме замененомолитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона (раввинов) вместо жрецов

3. к VI в. Был создан Талмуд

Добрые дела и исполнение всех законов иудаизма были признаны важнеесовершения формальных жертвоприношений. В этот период окончательносформировался облик современного ортодоксального иудаизма, придающегобольшое значение необходимости строго исполнения воли Бога, выраженной вформе заповедей, а также необходимости нравственного совершенствования.

Реальные жертвоприношения о храме заменялись «жертвоприношениями сердца» -молитвами. Замещая жертвоприношения, они достигают той же цели, что и последние — способствуют пребыванию духа Божьего среди общины.

Талмуд, огромный комплекс предписаний и запретов, позволивших регулировать все стороны личной и общественной жизни иудеев, способствовал сохранению единства учения и стал своего рода «оградой» от растворения иудейских общин о окружающих народах.

Раввинистический период (VI-XVIII в. н. э.)

1. Дальнейшаяразработка учениябыла продолженарабби(раввинами) -Религиознымиучителями ируководителямииудейских общин

2. тяжелое положениеевреев всредневековойхристианской Европе.Их обособленноесуществование,нежелание иневозможностьинтеграции впринимающиекультуры. Кровавыенаветы, гонения,жизнь в гетто.

3. X XV в. РазвитиеРационалистическойеврейскойфилософии.

4. XI-XVI в.Развитиемистическихдвижений виудаизме,связанное спотребностьюживого личногорелигиозногоопыта взамендогматическогознания о Боге.

Современный период (с сер.XVIII в. по настоящее время)

середина XVIII в. – возникновение идеологии Хаскалы - движения, которое выступало за принятие евреями ценностей Просвещениявключение евреев Европы в светскую жизнь и реформирование иудаизма.

XIXв. Начало интеграции евреев в современную культуру

XIX-XX в. Возникают новые течения в рамках иудаизма

1. ортодоксальный иудаизм

Продолжает классическую форму еврейской религии и считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закопав том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде. Включает в себя тем не менее широкий спектр вариаций от ультра ортодоксального иудаизма до ортодоксального модернизма, в целом, не возражающего против включения иудеев в современную культуру.

2. реформистский иудаизм

Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей Стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности и принципиально отвергает Галаху

3. консервативный иудаизм

Возник в XIX в. как ответ на слишком либеральные позиции реформистского иудаизма и попытка найти компромисс между традиционным вероучением и либерализмом

Основные религиозно философские идеи иудаизма.

Первая и основная идея Торы, определяющая специфику иудейскогорелигиозного
мировоззрения — идея творения.Мир имеет начало во времени и сотворен извечно существующим Богом «из ничего» в акте свободного воления.

Впервые в истории человеческой мысли вводится разделение бытия на два уровня- сверхъестественный и естественный, первичный и вторичный, вечный и изменчивый.

Иудаизм утверждает идею трансцендентности Бога.Провозглашается, что Бог находится за пределами мира и качественно превышает все, что есть в мире.

Вместе с тем признается также и имманентное (внутреннее) присутствие Бога в мире.

Традиционные направления иудаизма признают, что Бог присутствует в мире в виде его воли.

Исполнение мицвот имеет огромное значение для иудеев, поскольку исполняя их человек следует божественной воле, достигая тем самым гармонии и единства с Богом.

Более того, от исполнения человеком мицвот зависит равновесие и гармония мира в целом. Выполнение божественных предписаний, т.е. совпадение воли человека с волей Бога, вызывает благосклонность последнего, способствующую процветанию мира. Несовпадение человеческой и божественной воли приводит к тому, что Бог отдаляется от людей, тем самым подвергая человеческий мир тяжелым испытаниям.

По мнению рабби Исаака, приведенному в мидраше, «нечестивые не позволяли Шхине жить на земле». Благочестивые же деяния, соответствующие божественным установлениям, «сводили» Шхину вниз, в человеческий мир. Сведение Шхины на землю началось с деяний Авраама и достигло кульминации во время построения храма Соломона, когда Шхина возвратилась к прежнему состоянию пребывания в мире.

С точки зрения талмудического иудаизма исполнение требований Бога, предъявляемых еврейскому народу, воздействует на божество, побуждая его к благосклонности и милосердию, т.е. пребыванию Шхины с народом Израиля.

Сточки зрения есрейской мистики, которая дополняет талмудическое понимание, исполнение мицвот не просто побуждает Бога поддерживать благоденствие народа, но и «усиливает» его, ведет к возрастанию его могущества и тем самым способствует поддержанию установленного Богом миропорядка.

Исполнение мицвот - это основной способ приближения человека к Богу, и вместе с тем способ поддержания и усовершенствования нашего мира.

Представления о человеке и его месте в мире

Задача человека состоит в богоуподобленим. Он должен актуализировать и совершенствовать способности, данные ему Богом, все больше приближаясь к своему первообразу.

Конечная цель человека- преображение самого себя и мира в целом. Сотворенный мир может и должен стать более совершенным благодаря деятельности человек, являющегося связующим звеном между землей и небом

Иудаизм утверждает одновременно наличие зияния, пропасти между миром и Богом, и в тоже время указывает на существование мостика - единственного мостика между божественным и тварным - человеческой души, созданной Богом по своему подобию. и способной к уподоблению ему.

10 заповедей, данные Моисею на горе Синай

1) Верить в то, что Бог один и он заключил Завет (договор) с народом Израиля

2) Не поклонятся другим богам, избегать идолопоклонства, не создавать
изображений Бога.

3) Не злоупотреблять произношением имени Бога, не оскорблять Бога, не
богохульствовать

4) Чтить день субботний I

5) Почитать родителей

6) Не убивать

7) Не прелюбодействовать

8) Не красть

9) Не лгать

10) Не завидовать

Этика иудаизма

Любовь к человеку содержит в себе и любовь к Богу, чей образ он в себе несет. Таким образом этические требования получают религиозное обоснование, которое подтверждает и усиливает необходимость их исполнения.

Сообразность Бога и человека выступает обоснованием нравственного императива, который мы находим в Торе

Сточки зрения современного иудаизма, облик которого сформировался к началу I в. н.э., задача человека, возложенная на него Богом, заключается в постоянном стремлении к личному нравственному совершенству. Предполагается, что все поступки должны быть направлены на освящение жизни. В идеале сама жизнь должна превратиться в священнодействие

Иудаизм и медицина

Ценность человеческой жизни - одно из основополагающих положений, имеющее огромное значение для иудаизма в целом, и для медицины, связанной с иудейской традицией в частности.

Примеры запретов, которые можно нарушить ради спасения жизни

•        законы святости тела /иудаизм разрешает донорство органов и тканей ради спасения жизни человека

•        в субботу и религиозные праздники допускается выполнение работы, направленной на спасение жизни, в частности, работы врача

•        некошерная еда может быть применена в пищу в случае голода либо если это необходимо для лечения

•        посты могут быть нарушены по состоянию здоровья.

Бережное отношение к человеческой жизни с древних времен наиболее ярко выражалось в отношении к детям.

Поскольку каждый человек создан по образу Бога, его жизнь должна уважаться в любом варианте, даже в физически слабых и уродливых детях.

Иудейская религия уже на начальных этапах ее становления категорически запрещала детоубийство и гневно порицала детские жертвоприношения, которые нередко совершались языческими народами.

Осознавая важность спасения и сохранения каждой человеческой жизни, иудеи с давних времен признавали не только практическую, но и религиозную значимость медицинской деятельности. Спасая человеческую жизнь, еврейские врачи руководствовались и руководствуются не толькопрофессиональным, но и религиозным долгом.

Ценностьтела и физического здоровья в иудаизме.

Иудаизм не рассматривает тело человека как что-то низменное и нечистое. И божественная душа, и тело считаются данными Богом, сотворенными им во благо человека. Тело - это необходимая для человека «оболочка» души, которую необходимо содержать в чистоте и здоровье.

Связь между здоровьем тела и «здоровьем» души.

Сточки зрения иудаизма физическое здоровье требует заботы не только о теле, но и о душе. Это означает необходимость духовного совершенствования, ведущего к освящению человека, его «прилеплению» к Богу, слиянию воли человека с волей Бога. Достигается это через выполнение всех религиозных и нравственных предписаний, содержащихся в Торе.

Тора и Талмуд о медицине.

Ни в библейской литературе, ни в талмудической нет специальных трактатов, посвященных медицине, они касаются медицины лишь настолько насколько она имеет отношение к законам ритуальной чистоты.

То, что мы можем найти в Торе и Талмуде скорее относится не к терапевтической, а к профилактической медицине, то есть касается гигиены и питания. Причем целью соответствующих предписаний был не здоровый образ жизни сам по себе, а святость человека, то есть они преподносятся, как имеющие ритуальный, религиозно- обрядовый характер.

Лекция 4 ЕГИПЕТ.

Самая оптимистичная цивилизация на земле

«Человек может победить смерть и восстать вновь. Человек может особенно своей смертью сопричаститься божественной сущности. Такое представление о судьбе человека поражает своим оптимизмом. Оптимизм этот характерен для представления о жизни и мироздании, исповедуемых древними египтянами».

(Карл Блеекер, египтолог и религиовед).

Разлив Нила и звезда Сириус

СОЗВЕЗДИЕ «БОЛЬШОЙ ПЕС»

Большой Пёс — древнее созвездие, конфигурацией ярких звёзд действительно напоминающее собаку, сформировалось вокруг главной звезды Сириус. Это очень яркая звезда - ее светимость в 23 раза выше, чем у Солнца.

Начало года соответствовало первому появление перед восходом Солнца после летнего солнцестояния звезды Сириуса, иначе - альфы созвездия Большого Пса (по-египетски - Сотис или Сопдет). Это также соответствовало разливу Нила из-за физико-географических причин.

Египтяне говорили: «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих».

Уже в то время египтяне заметили, что наступление летнего солнцестояния связано с гелиакическим, т. е. первым предутренним, восходом Сириуса (альфа Большого Пса) - самой яркой звезды неба. Египтяне называли ее звездой Сотис.

В Древнем Египте Сириус имел два названия: Сотис и Анубис. Первое из них означает «Лучезарная» или «Блистательная», а второе - «Песья звезда», которое перешло потом к древним римлянам, называвшим ее «Stella canikula» или просто «Каникулой». Предутреннее появление Каникулы совпадало с наступлением самого жаркого времени года, когда объявлялся перерыв в работе; приостанавливалась торговля, и в городской жизни наступал отпускной период, который римляне называли днями Каникулы. Из латинского языка слово «каникулы» перешло в русский, но его стали писать с маленькой буквы, и оно приобрело у нас значение перерыва в учебных занятиях.

Древнеегипетский календарь

Время половодья (Ахет) — с середины июля до середины ноября.

Время всходов (Перет) — с середины ноября до середины марта.

Время засухи (Шему) — с середины марта до середины июля.

РЕГИГИЯ

«Египтяне - люди чрезвычайно набожные, и это проявляется во всех их делах». Геродот

Греки и религия

Александр Македонский посетил знаменитый оазис Сиву и расположенный здесь знаменитый оракул Амона- Зевса. Согласно Плутарху, египетский жрец^ п ри ветствовавш и й Александра Македонского, желал сказать ему по- гречески «пайдион» («дитя»), но у него вышло «пай Диос» («сын божий»), то есть законный фараон, царь Египта. Это несказанно вдохновило Александра.

Человек и его Происхождение :Человек сотворен из слез бога, он любимое дитя божие, «когда плачет человек, слышит бог», ради человека бог создал все.

Судьба Человека: Боги властны над судьбой, и могут изменить ее. Судьба не абсолютна. Хороший финал у «Сказки об обреченном царевиче».

Смерть человека: Преодолевается помощью богов, после загробного суда, в результате чего праведный («правогласный»)человек входит в светлое посмертие как равный Осирису.

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В «Хирургическом папирусе Эдвина Смита» описывается 48 видов травм и способов их лечения: упоминаются методики правильной репозиции костей при переломах, лечение опухолей и ушибов, гематом. Автор текста был практикующим врачом, скорее всего, связанным с каким-то крупным строительством. Сам этот факт медицинского обслуживания строителей пирамид - поражает. Известны многочисленные следы успешно проведенных операций, причем не только простых - хорошо сопоставленных костей при переломе, но и тонких, почти ювелирных операций, когда, например, при помощи миниатюрного отверстия, высверленного в челюсти, лечили воспаление надкостницы

Египетские хирургические инструменты делались, в основном, из бронзы и изредка из крайне дорогостоящего серебра. Они известны нам как по экземплярам, найденным во время археологических работ, так и по нескольким подробным изображениям, среди которых особое место занимает стена со «столом хирурга» в храме Хору-ра - сокологолового бога медицины и врачевания в Ком Омбо, близ Асуана.

Египетские врачи были хорошо осведомлены о многом и впервые установили функцию сердца, которое воспринималась как жизненный центр, перекачивающий кровь по 22 основным сосудам тела, переходящим в разветвленные дополнительные сосуды. «Начало тайн врача, - говорится в тексте знаменитого «папируса Эберса» - знания хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сехмет, всякий заклинатель, касаясь головы,затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену тела...»

Осуществлялось лечение дизентерии, лихорадки, кровотечений, переломов костей, водянки, отеков, паразитарных заболеваний, болезней сердца, печени, непроходимости кишечника, диабета, желудочных заболеваний и болезней дыхательных путей И ДР

Тяжелые операции проводились с обезболиванием. Для этого на территорию Египта ввозились экстракты опийного мака, выращивавшегося на Кипре. Этим средством наполняли особые керамические сосуды, своей формой напоминающие перевернутую маковую коробочку, подлежавшие обязательному учету в храмовых больницах. Было распространено в Египте и протезирование: мосты из выпавших зубов или их заменителей, выполненных из слоновой кости, монтировались с помощью золотой проволоки.

БЕСЕДА С ВРАЧОМ

Вскрытие в Древнем Египте не существовало. Бальзамирование не имеет никакого отношения к вскрытию. Принципы древнеегипетской медицины повлияли на формирование медицины школ Древней Греции, а мировоззрение египтян во многом вдохновило античных философов, в частности, Платона, в создании его учение об идеях.

Учение о внутренней интоксикации («ухеду»), как и учение о пульсе были глубоко разработаны древними египтянами, и, пожалуй, более понятны теперь нам, чем древним грекам.

Лечение словом - «хекау» (а не банальная магия) по приемам сходна с современной психотерапией. Больной включается в миф, где он - Гор-младенец на коленях у своей матери, Исиды, которая всегда его исцелит.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГИПЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ:

1.Чистота как божественное (нечер) качество.

2. Маат - справедливость.

3. Борьба с «ухеду», тлением.

4. Внимание к органам, имеющим яркую религиозную символику - нос и органы дыхания, глаза.

5. Сохранение цельности человека - хирургия.

6. Принцип «Гор для Осириса».

Помощь попавшему в беду, в том числе заболевшему. «Око Гора» - всякая помощь бедствующему.

7. Хекау . Божественно данная человеку сила слова.

· Особенности медицинской терминологии древних египтян, связанное с религиозными мировоззрением.

· Во всех культурах правое ассоциируется с благом, а левое - со злом.

ПИРАМИДЫ

Пирамида - проекция солнечного луча, некая «икона» солнца, божественного света.

С другой стороны, это образ «первичного холма», с которого начался мир, в лице новорожденного младенца-бога.

 

Лекция 5 ГРЕЦИЯ

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ТАК ЖЕ МАЛОЗНАКОМА НАМ, КАК И ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ВИД ГРЕЧЕСКИХ СТАТУЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ РАСКРАШЕНЫ. БЕЛОМРАМОРНЫЕ СТАТУИ - ЭТО ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ АНТИЧНОСТИ,НО НЕ САМА АНТИЧНОСТЬ.

ЧЕГО НЕ БЫЛО В АНТИЧНОЙ РЕЛИГИИ?

1. Не было СВЯЩЕННЫХ КНИГ (подобно ТаНаХу, Библии, Корану в авраамических религиях)

2. Не было понятия «догмат», «ересь», правая и неправая вера

3. Не было понятия «обращения в веру»

4. не было структуры иерархии , подобной, например, РимскоКатолической и Православной церквей

5. Не было понятия загробного суда и вечных мучений грешников

6. Не было понятия «грех»

7. Не было понятия «искупления»

8. Не было моральных норм, требуемых религией

9. Не было разделения на светскую и религиозную сферу во всех частях общества

ТЕОМАХИЯ - БИТВА МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ БОГОВ ЗА ВЛАСТЬ.

ГЕРАКЛ В ТРАГЕДИИ СОФОКЛА ГОВОРИТ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ:

«Вы великую зрите /Жестокостьбогов»

АРТЕМИДА ПОКИДАЕТ УМИРАЮЩЕГО ИППОЛИТА, ПОГИБШЕГО ИЗ-ЗА ВЕРНОГО СЛУЖЕНИЯ ЕЙ, ТАК КАК НЕ МОЖЕТ ОСКВЕРНИТЬСЯ ВИДОМ СМЕРТИ.

АРТЕМИДА (В ТРАГЕДИИ ЭВРИПИДА «ФЕДРА»)

• Ведь таков

• Был твой удел. Простимся. Взор небесный

• Не должен видеть смерти, и глаза

• Туманит нам холодное дыханье.

ИППОЛИТ В ОТВЕТ:

• Будь счастлива, блаженная, и ты

• Там, в голубом эфире. Ты любила

• Меня, и долго, но легко оставишь...

• Отцу, как ты велела, я простил.

• Я слов твоих не преступал и раньше.

РИТУАЛЬНАЯ НЕЧИСТОТА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ХРИСТИАНСКОМУ ПОНЯТИЮ «ГРЕХ». ОНА (ВРЕМЕННО) НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЩАТЬСЯ С БОГАМИ ЧЕРЕЗ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (А ДРУГОГО ПУТИ НЕТ).

ПРИЧИНЫ РИТУАЛЬНОЙ НЕЧИСТОТЫ:

- Секс (для обоих полов, даже в браке)

- Смерть

- Роды

- Менструация

- Убийство (даже неумышленное) - может осквернить даже навсегда.

ХАРАКТЕРИСТИКА БОГОВ

• - бессмертны (не вечны, так как рождены)

• - смеющиеся

• -выше человеческого роста на несколько голов (достают головой до притолоки)

• - в жилах - не кровь, а особая влага, «ихор»

• - питаются нЕктаром и амбрОзией.

• - Справедливы. «До чертиков». Не могут отменить свой приговор, сделанный по ошибке.

КАКИЕ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СУЩЕСТВА БЫЛИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ?

- боги-олимпийцы

-хтонические боги (Аид или Гадес, его супруга Персефона идр-)

-герои.

Асклепий

«Для мира всего благодатный,

Мальчик, расти! — говорит, — обязаны будут

нередко

Смертные жизнью тебе: возвращать ты души им сможешь.

К негодованью богов, однажды, на это решишься

Чудо тебе повторить воспрепятствует молния деда.

Станешь ты — ранее бог — бескровным прахом, и богом

Станешь из праха опять, два раза твой рок обновится».

(Овидий)

«Целитель всего и всех, смягчающий болезненные страдания человеческих недугов, податель благих даров, всемогущий, приди, принося здравие и задержи болезнь и тяжкий жребий смерти... приди, благословенный спаситель, дарующий благой конец жизни»

«Трижды благословенный Асклепий Пэан, я, Диофантос, был исцелен твоим искусством от неисцельной раны; больше не буду я передвигаться на четвереньках или ощущать, словно я ступаю по острым шипам, но шаг мой снова будет легок, как ты и обещал». Из надписей в Эпидавре, где находился один из знаменитейших храмов Асклепия.

РЕЛИГИЯ ЭЛЛИНИЗМА

Асклепий призывается как Спаситель, Soter, спаситель от телесных недугов прежде всего, исцеляющий хромых и слепых прикосновением своей ласковой руки...становится спасителем всех и всего, Soter ton holon. Его образ, средний между юношей и мужем, с мягкими волосами и бородой и со светом неземной доброты в очах глубоко запал в сердце человечеству: он его более не покинет.

ГИППОКРАТ О ВРАЧЕ

• «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы, а для пользующихся ими благодетельны и для обыкновенных людей — благо, приносящее помощь, а для занимающихся ими — печаль. Из числа этих искусств есть и то, которое эллины называют медициной. Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь;больные же, благодаря искусству, освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти, ибо против всего этого медицина является целительницей. Но слабые стороны этого искусства трудно узнать, а сильные — легко, и эти слабые стороны известны одним врачам...»


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 412; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!