Лекция 2Духовно-нравственные основания врачевания в буддийской традиции



Лекция 1 ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ

Цель и задачи курса «ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»

Цель: осознать важность личностного и профессионального роста для понимания смысла и духа медицины на основе знакомства с богатейшим опытом духовного наследия и духовного служения людям через врачевание.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

· Духовно-нравственные ценности во все времена лежали в основании медицины.

· Накоплен богатейший опыт осмысления духовного ядра человека, духовного служения людям через врачевание, отраженным в истории человечества, в мировых религиях, религиозной философских учениях, художественном творчестве.

· Успешная деятельность врача, направленная на повышение качества лечебно-диагностического процесса и качества жизни пациента, не возможна без опоры на духовно-нравственные ценности, без духовной культуры врача.

· На различных этапах развития медицины, в различных культурах были врачи, посвятившие себя самоотверженному служению людям.

Их подвижническая деятельность должна служить для нас духовно-нравственным ориентиром, в их поступках мы должны черпать свое профессиональное вдохновение.

Духовность — глубинное определение человеческого способа жизни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования.

Это устремление человека к высшим ценностям и смыслам.

Духовность — глубинное определение человеческого способа жизни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Это устремление человека к высшим ценностям и смыслам.

Духовная культура - внутренняя, глубоко личностная, если угодно, мировоззренческая культура высших ценностей и смыслов; вектор нравственного совершенствования человека и общества.

Духовная культура врача — это стержень деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. Это — высший пласт культуры общения, залог духовного и физического здоровья нации.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм

Медицина, как отрасль человеческой деятельности, занимает совершенно особое место потому, что наука в ней сочетается с ценностями, подходом, не имеющими ничего общего с наукой.

В основе врачебного подхода — сострадание — человеческий подход, вне которого медицины вовсе не существует. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение.

В основе врачебного подхода — сострадание — человеческий подход, вне которого медицины вовсе не существует. Однако сострадание не означает сентиментальность. Это творческая отзывчивость на страдание пациента и его положение.

Отклик достаточно творческий, чтобы подвигнуть врача к действию, основанному на уважении к конкретному человеку и значительности этого человека.

Медицина — одна из наук о человеке — принципиально не может быть внедуховной наукой. А значит, в подготовке врачей проблемы духовного развития должны занять надлежащее место.

Корень слова "медицина" (индоевропейское — med) — середина, мера. Это связано и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарным) знанием .

Современная медицина есть уникальная форма синтеза достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от "чистого" естествознания медицину отличает то, что она работает не с веществом, полем или информацией, а с живым страдающим человеком. Отсюда медицинские знания не ограничиваются естествознанием, но предполагают нравственное измерение.

С древности с врачебной профессией ассоциировались такие личностные качества как доброжелательность, тактичность, терпимость, сострадание, чуткость.

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность милосердия - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

Горящая свеча. Удивительно красивый и точный символ одного из главных нравственных качеств врача — самоотверженности, способности абсолютно, до конца принадлежать своему делу, не жалеть себя во имя благополучия других.

САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО

Самоотверженность сопряжена с определенным риском для себя, с обязательными и порою необратимыми самозатратами.

Подвижничество же — не миг героизма, а способность совершать подвиг ежедневный, ежечасный. И причина, и следствие этих качеств — гуманизм нашей профессии. Самоотверженность врача, с одной стороны, продиктована сознанием: ты стоишь на защите высшей ценности — человеческой жизни. С другой стороны, она постоянно и питается этим назначением, зиждется на нем

Духовная культура нашего Отечества и стран Западной Европы в своих истоках восходит к христианству, зиждется на христианской культуре Греции, Италии, Византийской империи. Поэтому логичным и целесообразным мы считаем обращение ктрадициям медицины и психологии, сложившимся в лоне христианской Церкви

Духовная культура врача проявляется в том, чтобы общечеловеческие нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной работы и общения с пациентом.

Следовательно, духовная культура врача не есть нечто исключительно пассивное, извне однажды и навсегда данное, но выстраданное в собственном опыте осознания себя как человека и доктора.

Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеала как высшей моральной цели («золотое правило» нравственности).

В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Лекция 2Духовно-нравственные основания врачевания в буддийской традиции

Примерно до середины I тыс. до н.э. нравственность как таковая не является объектом обсуждения, размышления, объектом рефлексии. Существуют моральные наставления, но еще нет этического дискурса

Разрушается мифологическое сознание, в котором человек считает себя продолжением природы и коллектива.

Человек приходит к осознанию собственного «я», его ценности и неповторимости, развивается самосознание.

Не только окружающий мир, но и самого себя, свои поступки, свою нравственность, человек делает предметом наблюдения, размышления, самооценки, что дает импульс для дальнейшего внутреннего развития, самосовершенствования.

Это приводит к возникновению этических учений, которые формируются, с одной стороны, в рамках новых более развитых форм религии, с другой стороны, этический дискурс развивается в рамках древнегреческой философии, которая была не связана с традиционной религией. Более того, и философия вообще и философская этика, в частности, противопоставляли себя традиции, дистанцировались от неё.

Золотое правило нравственности: «Поступай с другими тан, нан ты бы хотел чтобы они поступали с тобой».

Золотое правило обращено к конкретному человеку, выступающему в качестве субъекта действия, и предлагает ему руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь...», «во всем, как хотел бы...»).

Соответственно речь идет уже о личном осознанном выборе правильного действия, а не о следовании обычаю.

А раз речь идет о личном выборе, то и о личной ответственности за свои поступки

Основателем буддизма считается царевич из кшатрийского рода Шакьев - Сидхартха Гаутама

Четыре благородные истины буддизма.

1) О страдании

2) О причине страдания

3) Об освобождении от страдания

4) О пути, ведущем к освобождению

1) Первая истина гласит, что «все есть страдание». Рождение-страдание, жизнь-страдание, смерть-страдание, даже удовольствие - момент страдания, потому что всякое удовольствие временно и разлучение с приятным несет за собой страдание.

Страдание-фундаментальная характеристика бытия и оно бесконечно так же как и сам мир.

Сансара - бесконечное чередование смертей и рождений.

Карма - закон, регулирующий положение живых существ в сансаре. Дословно «карма» переводится с санскрита как «дело», «действие». В следующей жизни человек рождается в соответствии с накопленной «энергией действий».

2)       причина страдания - желания, влечения, привязанности.Стремление к удовольствию лишает человека спокойствия и отсутствие удовольствия воспринимается как страдание.

Привязанность к чему-либо или к кому-нибудь вызывает страдание, когда человек лишается объекта привязанности.

Кроме того, привязанности и влечения являются причиной рождения человека в новом цикле сансарического существования.

3)       третья истина гласит, что человек способен достигнуть освобождения от страданий, то есть состояния нирваны.

В буддизме нирване соответствует прекращение деятельности охваченного страстями-аффектами сознания, его успокоение.

Основной характеристикой нирваны является нестрадание, и в этом смысле, блаженство.

Паринирвана (нирвана без остатка)-окончательная нирвана, которая достигается после физической смерти человека, достигшего полного просветления и подразумевающая выход за пределы сансары.

4)Существует путь, ведущий к нирване - благородный восьмеричный путь, включающий в себя три этапа

А) этап мудрости, предполагающий правильное осознание благородных истин и решимость следовать буддийскому учению

Б) этап соблюдения норм морали. Предполагает следование этическим нормам буддизма

В)этап сосредоточения, то есть занятия психотехникой - буддийской йогой. Целью психотехнических упражнений является успокоение психики, освобождение от аффектов и, в конце - концов, предельное сосредоточенное самоуглубление, которое и приводит к состоянию нирваны!

Основные направления буддизма:

В Хинаяне идеалом считается «архат»(достойный). Это святой, монах, достигший нирваны. Будда- первый из архатов. Достичь нирваны теоретически могут все, практически - только монахи, цель же мирян - заботиться об улучшении кармы.

В Махаяне идеалом считается «бодхисаттва»(пробужденный), достигший просветления, но отказавшийся от вступления в нирвану ради спасения всех живых существ. Главные качества Бодхисаттвы - премудрость, т.е способность постигать истинную реальность и великое сострадание, выражающееся в стремлении к спасению живых существ.

В Хинаяне - будда -это просветленная личность, являющаяся идеалом и объектом почитания. В разное время, в разных мирах существовало множество будд. Будда Шакьямуни - один из них, это будда текущего периода.

В Махаяне - будда - это абсолют, истинная реальность, абсолютное чистое сознание. Махаяна учит, что каждое живое существо изначально наделено природой будды и является буддой как бы потенциально. Следуя путем бодхисаттвы, человек может реализовать эту природу, достичь пробуждения и стать буддой.

Сравнение

Христианство. Бог создал человека по своему образу и подобию и, тем самым, выделил его из всего творения, возвысил над природой. Человек - это единственное из всех существ, которое несет в себе «искру Бога».

Буддизм. Все живые существа несут в себе зачаток сознания, являются каждый на своем уровне воплощением абсолютного сознания, содержат в себе будду. Поэтому все в равной степени достойны уважения и сострадания

Пять базовых этических наставлений буддизма

1. «Принцип ненасилия». Не убивать других живых существ и не причинять им вреда, не заставлять других страдать. Это фундаментальный этический принцип буддизма, и все остальные наставления являются его следствиями.Человеческое качество, соответствующее этому принципу- любовь.

2.Не брать того, что не является твоим. Эквивалентное этому принципу качество - щедрость.

3.Избегать неправильного сексуального поведения. Эквивалентное этому принципу качество - удовлетворенность, умение довольствоваться малым.

4.Избегать неправдивой речи. Эквивалентное этому качество -честность, справедливость.

5.Отказаться от алкоголя и наркотиков, которые затуманивают разум. Эквивалентное этому принципу качество - благоразумие, или осознанность.

Этическая система, регулирующая поведение в этом мире в конечном итоге подчинена идеалу нирваны. Сострадание и любовь ко всем живым существам - это путь, который ведет человека к освобождению от собственных страданий, т.е. к выходу за пределы сансары.

Буддийские нравственные нормы формулируются в виде наставлений, а не в виде жестких запретов. За их невыполнение никто не накажет, но тот, кто им не следует, сам наказывает себя - ухудшает карму и делает невозможным освобождение. Человек (в отличии от теистических религий) несет ответственность за свои поступки не перед своим Создателем, а перед самим собой

Врачевания в буддизме

В основе тибетской медицины лежат представления о том, что физические недуги как правило являются следствием духовных недугов, и укрепление здоровья связывается с совершенствованием духовной сферы.

Поскольку идеал сострадания предполагает помощь всем живым существам в избавлении от страданий, врачевание, занятие медициной обладает высшей ценностью в индобуддийской культуре.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии играли буддийские монастыри и монахи, среди которых были выдающиеся целители.

Представления о высоком нравственном (и, в конечном счете, религиозном) значении деятельности, направленной на облегчение страданий, формировали отношение к врачебному искусству не только как к средству достижения высокого социального и материального положения, но прежде всего как к бескорыстной помощи всем больным и страдающим


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!