IV . Виды этнических общностей



Задания по теме «Молодежь».

1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид.

Как вы относитесь к такой точке зрения? Проясните свою позицию.

 

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из дома. Главная причина – неприятие жизни родителей, которые, по ее словам, «только работают, а в свободное время «зависают» у телевизора».

Прокомментируйте ситуацию.

 

3. Доля молодежи среди безработных в крупных городах ниже общероссийского показателя. В то же время в отдельных регионах, например, в северокавказских республиках, молодые безработные составляют половину потерявших работу.

Чем можно объяснить эти факты?

 

4. С какими из приведенных ниже характеристик молодежной культуры вы согласны? Почему?

Молодежная культура – это:

А) поиск возбуждения, автономии и индивидуальности,

Б) стремление создать новое, а не просто принимать имеющееся,

В) особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются средствами массовой информации.

 

5. Один исследователь так писал о подростковых неформальных группах: «Собираясь в кучу, чувствуя в ней безнаказанность, … умственно незрелые в силу возраста подростки повторяют историю варваров, разрушивших все, что превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный инстинкт»

Согласны ли вы с такой оценкой?

Напишите эссе «Молодежь счастлива тем, что у нее есть будущее» Н.В.Гоголь

Этнические общности.

Помимо прочих социальных групп по территориальному и этническому признаку выделяют этнические общности. Сегодня у нас и пойдет о них речь.

 

Эпиграфом к этому уроку можно взять стихотворение В. Кострова «Иван, не помнящий родства».

Почему автор считает судьбу Ивана, непомнящего родства, печальной?

Иван, не помнящий родства

Не как фольклорная подробность,

Как вызов против естества,

Был в русской жизни

Страшный образ –

Иван, не помнящий родства.

Ни огонька,

Ни поля чести.

Ни проливного бубенца.

Ни доброй памяти,

Ни песни,

Ни матери

И ни отца.

Тут не увечье,

Не уродство,

Не тать – рука у топора,

А сердца вечное сиротство

И в светлом разуме дыра.

И в ближней стороне,

И в дальней,

В часы беды и торжества

Нет участи твоей печальней,

Иван, не помнящий родства.

(В. Костров)

 

Проблемный вопрос, на который вы дадите ответ в конце урока

«Почему ныне особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности?»

 

I . Этническое своеобразие современного мира.

Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов - непрерывный этногенез, т. е. процесс непрерывного возникновения и развития этнических общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов: на Земле живут и племена, и народности, и нации (что связано с разнообразием условий их жизне­деятельности).

Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей, отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

Этническая общность

– это исторически закрепленная за определенной территорией устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований (племя, народность, нация, народ).

 

II . Классификация народов мира.

Для того чтобы можно было рассматривать этническое многообразие в определенной системе, специалисты предла­гают классифицировать народы мира. Основания классифи­кации могут быть разными.

1. Географическая классификация вам хорошо известна: вы­деляют народы Европы, народы Азии, народы Африки, на­роды Америки, народы Австралии и Океании. А две другие классификации рассмотрим подробнее.

2.Языковая классификация дает представление об этниче­ском родстве народов и общих истоках происхождения раз­личных культур,

Во-первых, она основана на представле­нии о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к одной этнической группе.

Во-вторых, учитывает осознание самими людьми своей культурно-языковой близости с дру­гими народами.

В-третьих, учитывает родство между языками и куль­турами более отдаленного типа, которое определяется поня­тием «языковая семья». Всего выделяют 12 языковых семей, и они охватывают 96% из 6 тыс. известных языков мира.

3. Антропологическая классификация основана на принци­пе деления народов по расам (что также вам известно). Все люди планеты относятся к одному биологическому виду.

 

Географическая классификация: • народы Европы; • народы Азии; ♦ народы Африки; • народы Америки; • народы Австралии и Океании   Языковая классификация(языковые семьи): • афразийская; • картвельская (Грузия); • индоевропейская; • дравидская (юг Индии); • уральская; • алтайская   Антропологическая классификация (расы): • европериды; • монголоиды; • негроиды; • австралоиды

III . Различные подходы к пониманию сущности этносов, их происхождения.
1.  Естественно-биологическийили расово-антропологический подход - признает неравенство человеческих рас, культурное превосходство европеоидной расы. Несовершенство расовых признаков — основа культурной отсталости наций и народностей.
2. Марксистская теория - провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации. Признает право наций на самоопределение вплоть до отделения, идею их полного равноправия, пролетарский интернационализм.
3.  Социокультурный подход - рассматривает этнические общности как компоненты социальной структуры общества, раскрывая их тесную связь с социальными группами и различными социальными институтами. Этническая общность — важный источник самодвижения и саморазвития.
4.  Пассионарная теория этногенеза (происхождение, развитие этноса) - рассматривает этнос как природное, биологическое, географическое явление, как результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. История человечества — цепь многочисленных этногенезов. Источник возникновения нового этноса — пассионарный толчок. Пассионарность — определенная характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца и естественной радиоактивностью, воздействующими на общество. Пассионарии — особо энергичные, одаренные, талантливые люди.

Многие народы исчезли (скифы, финикийцы),

некоторые возникли очень давно (армяне, грузины).

Англичане сложились в XVI веке, Русские в XVII-XVIII веках. Немцы в XIX.

Национальные отношения – это синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношений внутри многонациональных и общенациональных обществ

 

IV . Виды этнических общностей

1. Род- это группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
2. Племя - это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

3. Народность- это исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой. Возникла в процессе распада племенных отношений.

4. Нация- вершина классификации этнических общностей. В качестве объединяющих признаков прибавляются экономические отношения и самосознание принадлежности людей к этой общности – этническое самосознание.

Признаки нации:

       - находится в развитии,

       - ядро – духовная культура, а не кровь

Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

5. Национальность.

Это производное слово от понятия «нация», который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.

6.Этнос– (греч.еthnos – народ) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики.
7.Понятие этнического меньшинства.

Это малая этническая общность, оказавшаяся среди подавляющего количества представителей другого этноса (компания казахов во Франции).

Черты этнического меньшинства:
А) его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;
Б) его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;
В) оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!