Антиромантическая позиция Гончарова



Петров Н. Творчество Гончарова. М., 1979.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. ЧАСТЬ 2: 1840-1860 ГОДЫ (ПОД. РЕД. В.И. КОРОВИНА)

ЛИХАЯ БОЛЕСТЬ. Автограф неизвестен. Впервые опубликовано Б. М. Энгельгардтом: Звезда. 1936. № 1. С. 202—230 (со значительными искажениями текста).

 Путешествие вокруг света прервало работу Гончарова над романом

"Обломов". Замысел романа возник у него еще в период общения с Белинским.

"Вскоре после напечатания в 1847 году в "Современнике" "Обыкновенной

истории", - рассказывает сам Гончаров, - у меня уже в уме был готов план

"Обломова". Работа над романом шла медленно, с большими перерывами. В

феврале 1849 года был опубликован отрывок под названием "Сон Обломова",

который сам писатель определил как "увертюру всего романа". Первая часть

"Обломова" была вчерне закончена к 1850 году. Возвратившись в Петербург из

путешествия, Гончаров снова обратился к роману. "В 1857 г., - рассказывает

писатель, - я поехал за границу в Мариенбад и там написал в течение 7-ми

недель почти все три последние тома "Обломова".

Впечатления детских лет, годы службы в столице дали писателю обильный

материал для его романа. Вспоминая свое детство, Гончаров писал: "Мне

кажется, у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при

виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья и

зародилось неясное представление об "обломовщине". Впоследствии это

представление обогатилось новыми впечатлениями, отразившимися в романе.

"Обломов" был напечатан в первых четырех книгах журнала "Отечественные

записки" за 1859 год. Роман имел большой и шумный успех. Один из

современников, критик А. М. Скабичевский, свидетельствует: "Нужно было жить

в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и

какое потрясающее впечатление произвел он на все общество. Он как бомба упал

в интеллигентную среду как раз во время самого сильного общественного

возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе

проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя". "Обломов" -

капитальнейшая вещь, какой давно не было, - писал Л. Н. Толстой в одном из

своих писем 1859 года. - Скажите Гончарову, что я в восторге от

"Обломова"... Он имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый,

капитальный, а не временный..." Как об "отличной вещи" отзывался о романе и

Тургенев. С глубокой оценкой "Обломова" сразу же после появления романа

выступил и Добролюбов в своей знаменитой статье "Что такоз обломовщина",

напечатанной в майской книге "Современника" в 1859 году.

"Обломов" - наиболее значительное произведение Гончарова. А. М. Горький

оценивал "Обломова" как один из самых выдающихся романов русской литературы,

подчеркивал его большую обобщающую силу.

история создания романа

 

Гоголевская традиция в произведении Гончарова.

Система образов романа организована по классическому принципу антитезы. Возлежащему на диване “барину” и прожектеру-мечтателю Илье Ильичу Обломову автор устраивает своеобразные “очные ставки”. Словно на театральных подмостках, последовательно сменяют друг друга персонажи, призванные продемонстрировать Обломову преимущества альтернативного – деятельного – образа жизни. Сначала является крепостной слуга Захар, затем петербургские знакомые Волков, Судьбинский, литератор Пенкин, Алексеев, земляк Михей Андреевич Тарантьев… Эти герои полностью слиты в авторской характеристике со своей “средой”. Характеристика намеренно однопланова и тяготеет к нарицательности типа, принятой в поэтике “натуральной школы”. Подчеркнуты безликость, бесхарактерность антагонистов Обломова, напоминающая неопределенность многих гоголевских героев (так, например, строится композиция образа Алексеева).

традиция выражается в той большой роли, которая отводится разного рода описаниям. Гончаров — психолог-«рисовальщик», как и Гоголь, он мастерски выписывает пейзажи, интерьеры, в портрете — позы, выражения лица. Описаний в романе больше, чем авторских рассуждении, характеристик или пересказов прошлого героя? Рассмотрим, например, описания интерьера. Гончаров, так же, как Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чувства героя (то же самое относится и к пейзажу).

Гончаров предпочитал изображать то, что практически всегда

Находится на периферии восприятия читателя – второстепенные

Состояния, не передающие сразу и ярко суть характера. Гончаров—романист постепенно готовится к тому, чтобы бросить прямой

Взгляд на героя и высветить его окончательно, заставляя работать

И свое, и читательское воображение.

Механизм портретирования Обломова таков. Одной из самых ярких примет первого портрета Обломова является его халат. Описание халата, столь важной детали быта и символа бытия героя, очень скромно: говорится о яркости восточной краски и прочности ткани халата. Этот образ, возможно, рожден в сознании

Гончарова яркостью эмоциональных красок воспоминаний о своеобразной красоте патриархального уклада жизни, который он наблюдал, например, в Японии. Однако халат Обломова не только важнейшая деталь изображении внешнего вида героя. Это внешний по отношению к герою стимул, который определяет его поведение. Бессознательная тяга Обломова к определенному типу жизни показана писателем через определённый мотив лени и спокойствия. Так начинает формироваться семантическое поле значений поступков Обломова, в которых он выступает как носитель определенной картины мира, а читатель, подчиняясь воле автора, создает свое представление о герое.

 

Антиромантическая позиция Гончарова

ОБ этом высказался М. Поляков в предисловии к книге “И. А. Гончаров в русской критике“: “Гончаров сознательно осуществил мечту Белинского о художественном разоблачении житейского и литературного романтизма… Встречающиеся в его раннем творчестве гоголевские интонации, прямые заимствования из статей Белинского, ироническое снижение романтической традиции — живое свидетельство того, что художественные взгляды Гончарова сформировались под исключительным влиянием Гоголя и Белинского“. Исчерпывающее заключение по этому поводу дает Н. И. Пруцков (правда, не в виде ответа М. Полякову, а в качестве свободного рассуждения). «Было бы неправильным, односторонним считать, — пишет он, — что “Обыкновенная история“ возникла лишь под влиянием антиромантических статей Белинского и Герцена и вообще той литературно-общественной борьбы, которая развернулась против мечтательного романтизма в 40-е годы. Воздействие того и другого оставило определенные и достаточно сильные следы в истории формирования идеологической позиции Гончарова. Но это воздействие не было лишь влиянием, оно падало на благодарную почву, было подготовлено самой жизнью. Писатель имел собственные, далеко идущие счеты с романтизмом. Спор с романтизмом у него начался раньше появления статей Белинского и Герцена, продолжался во всех последующих его произведениях, составляя органическую черту его мировоззрения, общественной позиции». Далее Пруцков прослеживает антиромантическую тенденцию и в ранних произведениях писателя: “Лихой болести“ (1838), “Счастливой ошибке“ (1839) и “Иване Савиче Поджабрине“ (1842). Эта тенденция присутствует также и в самой ранней повести Гончарова “Нимфодора Ивановна“ (1836), не упоминаемой исследователями.

3. Любовный треугольник и его место в коллизии романа

Важной сюжетной линией романа «Обломов» являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, кото-рые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логи-чен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова, герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не тре-бующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо. В нем читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее

Люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потреб-ность любить…». Удивительно, что именно Ольга решила разорвать их отношения. Это она объясняет тем, что она полюбила будущего Обломова.

Чтобы окончательно разобраться в отношениях между Ольгой и Обломовым, стоит вспомнить задание о двойных звездах, которое задала Ольга Обломову. Две звезды — это и есть модель любви Обломова и Ольги. По мнению Ольги, две звезды должны вечно двигать-ся вместе и никогда не расставаться, а для Обломова — одна звезда должна пожертвовать собой, и этой жертвой должна была стать Ольга, которой бы пришлось пожертвовать своими принципами ради него. «Никогда, и ни за что!»- это слова Ольги, которые показывают, что она не примет модель Обломова. А следовательно, их отношения были уже тогда обречены на провал, ведь они были совершенно разные.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!