ЛЕГЕНДА О СТАРИКЕ БАЙКАЛЕ И ЕГО ДОЧЕРИ АНГАРЕ 15 страница

А вот когда начинался клёв, работы хватало и мне! Я насаживаю червячков
на крючки, при необходимости подаю сачок, а то и снимаю рыбину с крючка.

Однажды во время совершенно бешеного клёва мне пришлось повертеться! Отец едва успевал снимать улов и наживлять крючки с одного борта, а я – с другого. Утро выдалось горячее!

В какой-то момент мне с огромным усилием удалось подвести тяжёлую снасть к борту лодки и даже подтянуть её вверх, но показавшаяся из воды огромная голова рыбы с широченным ртом заставила меня звать на помощь отца: «Папа, сом!». Отец моментально вытянул свою рыбу и кинулся ко мне на выручку. Он сунул мне в руки сачок: «Подсачивай, давай!» А как это сделать, если у сома голова размером почти с окружность нашего сачка,
да и силища в нём огромная! Но всё же мы его вытащили!

Папа рассказал мне тогда грустную историю про старого рыбака, которому посчастливилось поймать в свои снасти рыбину такого размера, что невозможно было втянуть её в лодку, и сильная добыча уволокла старика вместе с лодкой в открытое море, где таскала за собой несколько дней.
В итоге, когда он всё же смог вернуться домой, рыба, прикреплённая к борту, оказалась полностью съедена птицами и рыбами. Конечно, пойманный нами сом был не самый большой в Волге, даже совсем не такой большой, какие бывают. Но всё же весил он больше семи килограммов.

(По Ж. Арефьевой)

(354 слова)

БЕЛКА

Однажды нам подарили белку. Она очень быстро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам. В кабинете у отца над диваном висели оленьи рога. Белка заберётся на них и сидит, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг прямо на плечо. Это значит, что она просит сахару или конфетку. Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку.

Мы молчим, потому что не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар пропал и опять никто не сознался, что взял. Отец сказал, что теперь всё будет закрывать, а нам всю неделю сладкого не даст.

Один раз после обеда сидел я и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба – и на пол, а оттуда на шкаф. Поставил я стул, заглянул в шкаф. Вижу там старую мамину шляпу. Приподнял я её,
а под нею и сахар, и конфеты, и хлеб, и разные косточки. Показал я отцу свою находку. А он говорит: «Это наша белка на зиму себе запасы делает. Сейчас осень, на воле все белки корм запасают, и наша тоже запасается».

Однажды ходили мы в лес за грибами. Пришли поздно вечером, легли спать. Корзину с грибами на окне оставили. Утром встаём – вся корзина пустая. Вдруг отец нас зовёт в кабинет. Прибежали к нему, все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца, и за зеркалом,
и за картиной – всюду грибы. Это белка развесила грибы себе на зиму посушить.

Скоро наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где было потеплее, а потом она пропала. Искали её – нигде нет. Наверное, убежала в лес.

Собрались мы топить печку. Вдруг из печки выскочила белка. Брат сделал из проволоки крючок, просунул его в трубу, а оттуда вытащил галстук, мамину перчатку, бабушкин платок.

Это наша белка себе всё для гнезда затащила. Хоть и в доме живёт,
а лесные повадки не оставляет.

(По Г. Скребицкому)

(322 слова)

В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

Как хорошо выйти на лыжах в зимний лес! В декабрьском лесу лежат глубокие снега. Сосны и ели стоят засыпанные снегом, даже веткой помахать не могут. Над лесом плывёт оранжевое негреющее солнце. Снег до того сверкает, что приходится надевать очки.

У зимнего леса есть свои тайны.

Очень интересно рассматривать запутанные заячьи следы на снегу. Если нет опыта и смекалки, то найти зайца очень трудно. Он затаивается
в снежных сугробах и не любит зря подниматься. Только намётанный глаз заметит зайца. На белом снегу его выдают тёмные кисточки ушей.

Другими обитателями заснеженных полей являются тетерева. Зимой тетерева любят семейственность. Они сбиваются в огромные стаи
и выбирают для ночёвки поляну в лесу или поле около березняка.

С вершин берёз, где они щиплют мёрзлые ветки, чтоб набить пустой желудок, тетерева камнем падают в мягкий сугроб. В нём они пробивают лунку и засыпают в сыпучем снегу. Там не так холодно и ветер не дует.

Идёшь на рассвете по птичьей спальне, ничего не подозреваешь. Вдруг спереди, сбоку, почти возле самых лыж поднимаются снежные фонтаны! Это птицы взлетают, разбрызгивая снежинки. Сколько раз я поднимал так тетеревов! Дружный взлёт птиц из-под снега всегда ошеломляет.

В такой ночёвке есть немалый риск. Однажды мне довелось спасти целую стаю тетеревов. Вечером была оттепель, а к утру ударил сильный мороз. Снег покрылся ледяной коркой. Птицам трудно её пробить, и они могут погибнуть. Я пришёл им на помощь: разбил ледяную корку и выпустил тетеревов на свободу. Как радовалась моя душа при виде спасённых птиц!

Только одна птица осталась на снегу: у неё было повреждено крыло. Я знал, что тетерева с трудом переносят неволю, но я всё же решил подлечить раненую птицу дома. Всю зиму тетерев прожил на утеплённом чердаке. Он спокойно лакомился лесной ягодой и берёзовыми почками. Он даже научился клевать варёную морковь, картофель, хлеб и разную крупу. Словом, еду он принял, а меня признавать хозяином не захотел. Из рук ничего
не брал. Подойдёшь к нему – забьётся в угол, перья на шее дыбом. Дикарь дикарём, а гордости – хоть отбавляй!

К весне тетерев окончательно поправился, и я с радостью выпустил его на волю.

(По И. А. Арамилеву)

(338 слов)

ЗИМНИЙ ПОХОД

Тот зимний поход запомнился как самый трудный. Снега оказались такие глубокие, что сани приходилось тащить нам самим.

Собаки зарывались в сугробах и помогали мало. Они знали, как надо лукавить. Хитрые животные оглядывались и, лишь только замечали, что их хотят проверить, делали вид, что стараются.

Экспедиция продвигалась очень медленно, поэтому решили завтра оставить сани с грузом на стоянке и протоптать на лыжах дорогу, чтобы можно было ею воспользоваться на следующий день.

Мы устроили стоянку у подножия высокой скалы, которая защищала нас от ветра.

На другой день мы пошли протаптывать дорогу налегке, без саней. Отойдя немного, я оглянулся и тут только увидел, что место было выбрано неудачно. Сверху со скалы нависла громадная глыба снега, которая каждую минуту могла сорваться и засыпать нашу палатку. Я решил после возвращения перенести палатку на другое место.

По рыхлому снегу самый привычный ходок может идти без отдыха
не больше получаса. Поэтому у нас через каждые двадцать минут человек, идущий впереди, переходил в конец группы, а его место занимал следующий. Так мы за день протоптали десять километров. Когда солнце совсем склонилось к горизонту, мы повернули назад.

Подходя к стоянке, я ещё издали увидел, что на месте нашей палатки лежала громадная куча снега, свалившаяся сверху. Случилось то, чего я опасался: пока нас не было, произошёл обвал. Хорошо, что людей в палатке не было. Часа два мы откапывали палатку, ставили её вновь, потом рубили дрова. Было совсем темно, когда мы вошли в палатку и стали готовить ужин.

Ночь была звёздная. В палатке было уютно и сравнительно тепло. Я вносил записи в дневник. Вдруг палатка наша вздрогнула и покачнулась.
С деревьев посыпался на землю снег. Собаки всполошились. Я сразу понял: это было землетрясение. Теперь мне стало ясно, отчего произошёл снежный обвал.

Ночью было ещё два слабых толчка, но я так устал за день, что спал как убитый и ничего не чувствовал. Утром решено было уходить из опасного места. Мы радовались, что проложенную накануне дорогу не замело снегом. Мы легко без всяких приключений прошли с гружёными санями путь, который протоптали вчера.

(По В. Арсеньеву)

(329 слов)

ОРЛЫ

Вы знаете, как орлица выбирает орла? Она даёт сложное задание.

Орлица берёт в клюв веточку, поднимается на большую высоту
и с этой веточкой кружится в небе. Вокруг орлицы начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит за орлами. И вот
какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть,
а затем передаёт её орлице. Она вновь бросает ветку. Всё повторяется много раз. Орлица выбирает того орла, который не ошибается.

Затем они высоко на скале вьют гнездо из жёстких прутьев
и выстилают его пухом и перьями, вырванными из себя. В такое мягкое
и тёплое гнёздышко орлица откладывает яйца. Когда появляются беспомощные орлята, родители заслоняют их крыльями от дождя
и палящего солнца, носят им пищу. Наконец, наступает момент,
когда родители начинают подросших орлят учить летать.

Орёл садится на край гнезда и колотит по нему крыльями, чтобы выбить все перья и пух и сделать гнездо неудобным. Орлица в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики её видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, оберегали,
а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.

И тогда птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, ещё ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец падает в пропасть. И тут орёл, который ловил когда-то веточки, стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять
на скалу, и всё повторяется. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов
ни один орлёнок не разбивается.

И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылья, попадая в поток воздуха. Он начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба.

(По М. Волынцу)

(349 слов)

СТРАНИЦЫ ВЕЛИКИХ БИОГРАФИЙ

СПОСОБНЫЙ СТУДЕНТ

В 1922 году Лев Ландау поступил в Бакинский университет на физико-математический факультет.

Первокурсник Ландау был самым молодым в университете, и сначала его это угнетало. Когда он шёл по коридору, он поднимал плечи и опускал голову – ему казалось, что так он выглядит старше.

Ландау сразу втянулся в студенческую жизнь. К учению студенты относились серьёзно: пришёл учиться – учись, не хочешь – уходи. Многие студенты учились и работали – стипендию давали не всем.

В год поступления Ландау на факультет было принято восемнадцать человек,
в следующем году на шесть человек больше. Студенты носили дореволюционные форменные фуражки, и только Ландау составлял исключение. Он носил восточную тюбетейку и часто забывал снимать её
в аудитории, за что получал замечания. Тогда он решил для собственного спокойствия носить её не на голове, а в кармане. Ландау вёл себя очень скромно, всегда был готов помочь товарищу, но всё же, не стремясь к этому, начал понемногу выделяться среди других студентов.

Особенно запомнилась его товарищам лекция профессора Лукина
на первом курсе, когда студент Ландау задал ему какой-то вопрос.

Пётр Петрович Лукин был известной личностью. За пять лет до этого он был профессором Артиллерийской академии Генерального штаба
и математику знал отлично, преподавателем был превосходным. Однако студенты знали, что на экзамене он бывает очень строг, а иногда и жесток,
и заранее боялись сессии.

Так вот Ландау задал ему во время лекции вопрос. Лукин надолго задумался. Все студенты в аудитории боялись пошевелиться. Потом Лукин попросил Ландау выйти к доске. Вмиг доска покрылась математическими знаками. Когда Ландау написал на доске вывод, лектор похвалил его. Ландау очень смутился.

С этого дня профессор Лукин, которого опасались все студенты, всегда здоровался со студентом Ландау за руку. Ландау сдал экзамены по всем предметам, которые преподавал Лукин в университете на первом, втором, третьем и четвёртом курсах. Лукин специально показывал окружающим своё хорошее отношение к способному студенту, и это, наверное, стало причиной уважения к Ландау его товарищей по учёбе, которые стали называть его Львом Давидовичем.

(По М.Я. Бессараб)

(311 слов)

ОЛЕГ ПОПОВ

Немало было ступеней, по которым знаменитый клоун Олег Попов поднимался к мировой славе.

Ребёнком Олег бывал в цирке и любил его, но никакого отношения
к нему не имел. Он рано пошёл работать учеником слесаря. Труд был нелёгок, но он радовался своей власти над металлом. Олег Попов не знал тогда, что станет он мастером в совершенно иной профессии.

Интерес к цирку привёл его в акробатический кружок. Преподаватели учили ребят владеть своим телом, тренируя в стойках и переворотах. Вместе со всеми преодолевал трудности и Олег. Он мечтал о красивом
и недосягаемом цирковом искусстве. Его заметила педагог по акробатике. Однажды она заглянула в класс и увидела, что Олег отрабатывает вместе
со старшекурсниками упражнения и делает это не хуже других. Вскоре четырнадцатилетний подросток стал учеником циркового училища.

Летом детская группа училища проводила месяц в лесу под Москвой. Однажды товарищ Олега, натянув между двумя стойками проволоку, свободно сделал по ней несколько шагов. В трюке было столько притягательности, что Олег немедленно взобрался на проволоку, но упал
 в первую же секунду, затем повторил попытку и снова упал. Вот тогда впервые обнаружилось его отличительное качество – настойчивость. Он ушёл в лес один и продолжил свои тренировки. Тогда Олег понял, как трудно создать цирковой номер, какое нужно упорство, чтобы освоить самый простой трюк.

Вернувшись в Москву, Попов показал свои первые достижения педагогам. Они увидели не только умение свободно держаться
в неустойчивом положении, но и игру артиста. Олег исполнял упражнения
 с юмором. Его пластичные и в то же время неуклюжие движения вызывали улыбку. Вот эту способность вызывать восхищение и смех оценили педагоги и предложили сделать номер. На подготовку ушёл год. Попов начал выступать, показал номер публике, почувствовал власть над зрителем, который полюбил его за мастерство и жизнерадостность.

По-разному складывается судьба артиста. Иногда это результат спокойного пути, иногда это внезапный поворот. Но всегда важна подлинная жизненная основа.

Попов не раз говорил, что придёт зрелость, значит, должен вырасти
и его герой. Необходимо быть в постоянном поиске. Удачная находка хороша лишь на короткий срок. Олег Попов своим удивительным искусством доказал, что артист цирка не просто ловкий трюкач, а представитель высокого и сложного искусства.

(По В. Ангарскому)

(339 слов)

ЛЁТЧИК ТУМАНСКИЙ

Я служил в авиации помощником шофёра, но никогда ещё
не поднимался на аэроплане. У меня был старенький лётный шлем и потёртая кожаная куртка, а на фуражку я приколол авиационный знак – металлическую птичку. Внешне я походил на молодого пилота, а на самом деле сидел в кабине самолёта, только когда тот стоял на земле. Я мечтал хотя бы разок полетать, пусть даже над аэродромом.

Я завидовал лётчикам, этим бесстрашным рыцарям неба, но больше всех Алексею Туманскому. Невысокого роста, стройный, подтянутый, он считался очень смелым и искусным лётчиком. Алексея Туманского первым
в нашем дивизионе за отважные боевые полёты наградили орденом Красного Знамени.

Как-то ранним утром Туманский собрался опробовать самолёт после ремонта и неожиданно предложил взять меня с собой.

До последней минуты мне не верилось, что мы полетим, всё казалось, что этому что-нибудь обязательно помешает. Но вот дан полный газ,
и самолёт трогается с места. Он бежит по полю всё быстрее и быстрее, слегка покачиваясь от толчков колёс о землю, и вдруг наступает полный покой.

Смотрю вниз – мы уже в воздухе.

Мы проходим над своим аэродромом. Под нами крошечные палатки
на зеленовато-жёлтом поле. Вот и город, совсем игрушечный, – ни людей,
ни движения не заметно, но отчётливо видны, как спичечные коробочки, дома. Голубой ниткой петляет широкая река. На ней словно застыли пароходики и баржи. Горизонт, как ни странно, не остаётся внизу,
а поднимается вместе с нами. Хорошо! Кажется, солнце к тебе ближе, чем земля! И ничуточки не страшно. Только временами, когда попадаем
в воздушные ямы, замирает сердце.

Делаем круг, другой и идём на посадку.

Земля теперь стремительно приближается, кажется, что мы сейчас врежемся в неё. В последний момент самолёт выравнивается, проносится над полем и медленно, теряя высоту и скорость, плавно касается колёсами земли.

Полёт окончен. Я в восторге. Больше всего меня радует, что
я не испытал никакого страха в полёте. Бывалые авиаторы говорят, если человек, впервые поднявшийся в воздух, не испугается – значит, он сможет летать. Выходит, и из меня может получиться лётчик!

Замечательным человеком оказался Туманский. Он понял, как важно было мне, молодому парню, только недавно из деревни, подняться в небо.
И он окрылил меня, вызвал мечту о полётах.

(По М.В. Водопьянову)

(344 слова)

КОЛЬЦО АРКАДИЯ ГАЙДАРА

Однажды мой друг, писатель Аркадий Гайдар, увидел у меня старинное серебряное кольцо и долго рассматривал замысловатую резьбу на камне. Гайдару понравилось кольцо, и я подарил его ему.

В этот день нам с Гайдаром нужно было уезжать. Мы вышли на улицу, чтобы подождать такси. Возле магазина стояли двое мальчишек. Один из них увидел кольцо на руке Гайдара, толкнул другого, и они с интересом стали разглядывать кольцо.

Гайдар предложил ребятам примерить кольцо. Мальчишки от робости ничего не ответили.

Гайдар пояснил, что кольцо это не простое, а волшебное. Если его не отдадут через сорок восемь часов, с Гайдаром может случиться большое несчастье.

Он снял кольцо и сунул его в руки одному из мальчиков.

В это время подъехало такси, и мы с Гайдаром быстро сели в него.
Из окна машины я увидел, что мальчишки бежали за нами и махали руками.

Через два дня Гайдар позвонил мне по телефону и сказал, что ему нездоровится. Я приехал и застал Гайдара ходящим по комнате из угла
в угол. Я спросил его, в чём дело. Объяснение было коротким: «Сорок восемь часов прошло, а мальчишек всё нет...»

Я спросил Гайдара, куда ему должны были принести кольцо, дал ли он мальчишкам адрес.

Прошло много лет, но я никогда не забуду Гайдара. Он схватил меня
за руку и крепко сжал её. Не могу забыть, с какой радостью он ответил мне: «Забыл! Забыл, глупый я человек! Я ждал их, а они – меня. Чудаки! Они ищут меня и сейчас. Они ещё разыщут нас с тобой, эти ребята, вот увидишь!» Гайдар твёрдо верил, что и на самом деле бродят по городу маленькие обладатели кольца и ищут его.

Уже после войны я написал про эту историю рассказ «Кольцо»
и напечатал его в журнале. Однажды я вернулся домой из поездки и у себя
на столе нашёл то самое серебряное кольцо. Я сразу узнал старинный резной камень. Дома мне сказали, что принесли кольцо два офицера. Это и были
те самые мальчишки, которые стали взрослыми, но не забыли ту давнюю историю. Они случайно прочитали в журнале рассказ, всё поняли
и разыскали меня в Москве. Восемь лет они искали хорошего неизвестного человека, доверившего им кольцо.

Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!