Социальные нормы — это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.



Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды — это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции — замечания, неодобрение, порицания и т.д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы. Это понятие характеризует все тс формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд — это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т.д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации. награждения, посвящения в студенты и т.д.). В свою очередь, ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Социоло́гия культу́ры (англ. Sociology of culture), культу́рсоциология (нем. Kultursoziologie) — отраслевая социологическая теория, объектом изучения которой являются закономерности функционирования и развития культуры в обществе, а также складывание, усвоение, сохранение и дальнейшая передача культурных норм, идей, ценностей, образцов поведения, представлений, которые выступают в качестве регуляторов отношений между людьми, а также взаимоотношения общества и природы

В западноевропейской социологической науке социология культуры является собирательным понятием, поскольку сюда относят социологию кино, социологию музыки, социологию театра и другие направления культурных исследований. А неоднозначность в определении понятия «культура» приводит к тому, что возникает множество самых разных подходов в зарубежной и отечественной научной мысли. В широком смысле социология культуры является не просто одной из отраслей социологии, а охватывает всю сложность общественной жизни, рассматривая её под своим особым углом зрения. Культура содержится в любой целенаправленной области социальной деятельности человека: быт, труд, здравоохранении, политика и т. д. Таким образом можно говорить о социальной деятельности, которую человек направляет на наиболее полное развитие заложенных в нём способностей и на воплощение в жизнь своих общественных целей. В узком смысле культура представляет собой достаточно самостоятельную систему, которая охватывает духовную сферу.[1]

При социологическом подходе к изучению культуры важным является её аксиологическая сторона, где выделяется её ценностное содержание. Это помогает объединить отдельные части культуры в целостную систему, которая на разных уровнях иерархии обеспечивает их взаимосвязь: в целом общества или отдельных социальных групп и личностей. Изначально существует непосредственная связь аксиологизации культуры с теми положительными свойствами, которыми её наделяют. При этом внимание заостряется не только на уровне развития общества, но и на тех целях, ради которых используются плоды и достижения человеческих рук и ума. А также обращается пристальное внимание на то, служат ли они разностороннему личностному развитию, применяются ли в гуманистических целях и т. д. При этом человек в одном и то же время выступает, как в качестве объект, так и субъекта культурного развития. В свою очередь культура рассматривается как способ гуманизации и гармонизации человека и общества. Социология культуры выполняет одну из важнейших задач — социологическое изучение ступеней складывания ценностей, которые включают интересы, предпочтения и ориентации. Всё это создаёт широкую возможность перейти от количественного анализа к качественному, а также совершенствованию методов измерения культурных явлений.[1]

3. Культурное многообразие. Ценности, традиции и обычаи.

Культурное разнообразие — это наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры, глобальной монокультуры или стирания культурных различий, что, в общем-то, схоже с упадком культуры.

В мире существует множество отдельных сообществ, существенно отличающихся друг от друга. Многие из них сохранили эти отличия до настоящего времени. Существуют культурные различия между людьми, такие как язык, одежда и традиции. Даже сама по себе организация общества может отличаться существенным образом, например, отношением к морали, или отношением к окружающей среде. Культурное разнообразие может рассматриваться как аналог биоразнообразия.

Защита культурного разнообразия может иметь несколько значений:

· равновесие, которое должно быть достигнуто: то есть, идея защиты культурного разнообразия путем проведения мероприятий в пользу незащищенных «культурных меньшинств»;

· защита «культурных меньшинств», находящихся под угрозой исчезновения;

· иные случаи, когда говорят о «защите культуры», ссылаясь на концепцию «культурной исключительности». При этом создается связь между социальным представлением о культуре и представлением, присущим ее коммерциализации. Культурная исключительность подчеркивает особенность культурных товаров и услуг, включая те, которые признаны Европейским союзом в Декларации о культурном разнообразии. При этом целью является защита от так называемого «превращения продукта в товар», которое считается пагубным для «ущемленных» культур — поддержка их развития посредством грантов, стимулирующих акций и т. п., известных также как «культурный протекционизм»;

· такая защита может быть отнесена к положениям о «культурных правах», попытка внедрить которые осуществлялась в 1990-е годы в Европе.

Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая ЮНЕСКО в 2001 году, является правовым документом, который признает культурное разнообразие «общим достоянием человечества» и считает его охрану конкретным этическим обязательством, неотделимым от уважения человеческого достоинства.

Кроме Декларации о принципах, принятых в 2003 году на Женевской сессии Всемирного саммита по информационному сообществу (WSIS) Конвенция ЮНЕСКО о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, принятая в октябре 2005 года, также является юридически обязывающим документом, который признает, что:

· особый характер культурных товаров, услуг и деятельности является основой самобытности, ценностей и смыслового содержания;

· пока культурные товары, услуги и деятельность имеют важное экономическое значение, они являются не просто товарами широкого потребления, к которым можно относиться как к объектам торговли.[7]

В декларации утверждается, что «растет давление, оказываемое на страны, в целях отказа от их прав проводить собственную культурную политику и от любых аспектов в культурном секторе в ходе проведения переговоров по заключению соглашений о международной торговле».[8]В настоящее время 116 стран-участниц, а также Европейский Союз ратифицировали Конвенцию (кроме США, Австралии и Израиля).[9] Этот мягкий правовой инструмент (не имеющий обязательной силы), предназначенный для регулирования мировой торговли, стал точным показателем европейского политического выбора. В 2009 году Европейский суд поддержал широкий взгляд на культуру — помимо культурных ценностей посредством защиты фильмов или цели продвижения лингвистического разнообразия, признанного ранее

Традиции являются одной из важных категорий теории культуры. Всеобщность и универсальность этой категории определяется тем, что традиции присутствуют во всех сферах – в материальной, политической, художественной, нравственной, бытовой, физической культуре.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, наиболее важное место они занимают в религии.

Различают жесткие традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений.

Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Традиции образуют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их преемственность в развитии. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде, но всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи – это одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной обстановке.

Разновидностью традиции является обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Культурные ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов.

Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов (материальных или духовных). Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное измерение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. В каждом типе культуры возникает своя иерархия ценностей и ценностных измерений.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании тех сфер жизни, в которых они реализуются. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в ней имеются социальные и культурные значения.

4. Национальная идентичность и культура.

Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национальная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Национальная идентичность может быть многоуровневой и сложносоставной. У малых народов, не имеющих собственной государственности, нередко имеет место национальная идентичность, комбинирующая региональную этнокультурную идентичность с более широкой национальной идентичностью, связанной с политической нацией и государством. Национальную идентичность мигрантов может определять как их происхождение, так и самоидентификация с их новым государством и его культурной средой.

На определённых этапах развития в рамках одной и той же этнокультурной группы могут конкурировать несколько проектов национальной идентичности. Примером может служить соперничество носителей малороссийской идентичности и носителей украинства на малороссийских землях Российской империи[1]. В некоторых контекстах понятие «национальная идентичность» употребляется в отрыве от индивида, как некая совокупность черт и установок, присущих целой группе людей.

Позитивное и конструктивное выражение чувства, связанного с собственной национальной идентичностью, называется патриотизмом и национализмом, негативное и гипертрофированное — шовинизмом.

Культурная идентификация выдвигалась на первый план всякий раз, когда имела место «встреча» разных культур, будь то вследствие географического соседства, торговых связей или военной экспансии. Она становилась мощнейшим средством единения людских сообществ перед лицом угрозы их коллективному выживанию. В прошлом, однако, эта проблема возникала на ограниченном местном или региональном пространстве. Глобальные размеры она стала обретать начиная с XVIII в., со времен колониальной экспансии, затронувшей народы всех континентов1 . Западноевропейские метрополии внедряли в колониях и на зависимых территориях свои административные и законодательные порядки, разрушали традиционные способы хозяйствования и производства, насаждали свои религиозные и светские идеалы, институты, вытесняли местные языки, искореняли местные традиции и обычаи. Европеизация, или озападнивание, коренных народов, рассматривалась колониалистами в качестве миссии «подключения» аборигенов к прогрессу, к культуре, к ценностям и институтам западной цивилизации.

5. Сохранение национальной идентичности.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!