Социальные ценности — это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.



Феномен религии: культурная и социологическая перспектива

1. Социальная сплоченность. Религия и социальное неравенство.

Социальная сплоченность является одной из базовых доктрин развития современного общества. Она предполагает активное участие населения в решении актуальных проблем его жизнедеятельности, в преодолении социальной изоляции и социальной дезинтеграции (бедности, бездомности, сиротства и т.д.).

Государства - члены Совета Европы рассматривают социальную сплоченность в качестве приоритетной в организации социальной, культурной, политической жизни, а ее достижения как неприемлемое условие защиты прав и человеческого достоинства .

Сплоченность (или социальная солидарность) основывалась (должна основываться) на разных критериях. Так, в простых обществах (первобытнообщинных) она базировалась на отношениях родства, прямых взаимоотношениях и общих ценностях . В других, более «сложных» обществах, строящихся на классовой дифференциации, частной собственности, отношения родства, прямые взаимоотношения, конечно же, сохраняют свою значимость, но в пределах прежде всего однородных классовых, социальных сообществ. На первый план с точки зрения социального сплочения выходят групповые, сословные классовые интересы, опирающиеся на общность той или иной формы собственности, общность духовных и политических интересов.

Если говорить о возможности социальной сплоченности общества, то с появлением классовой дифференциации она может быть реализована только на здоровой социально-политической, социально-экономической и социально-управленческой основе в их единстве. Это касается как конкретных обществ (в том числе современного российского общества), так и человеческого общества в целом.

Социальная сплоченность человеческого общества в целом - это объективная необходимость его развития, проявляющаяся, в частности, в процессе конвергенции общественно-экономических систем, обоснованная П.А. Сорокиным. С этой точки зрения не только теоретический, но и сугубо практический интерес представляет возможное направление дальнейшего развития современного российского общества (в том числе по пути укрепления или ослабления социальной сплоченности). Ныне существующее состояние сфер общественной жизни (в политике, экономике, социальной сфере и т.д.) свидетельствуют о трех возможных тенденциях:

1) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах), чему будут препятствовать не только внутренние, но и внешние силы. Вместе с тем мировой кризис, «полевение» латиноамериканского континента (и не только) могут облегчить такое возвращение;

2) отказ от социалистического пути развития (в обозримом времени) и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и формах и на новой основе;

3) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью, сочетающее элементы (в разных порциях) различных типов общественно-политических систем.

Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. По состоянию на 2006 год 1 % самых богатых людей владеют более чем 40 % богатств планеты[1]. Согласно другим оценкам, 2 % самых богатых владеют более чем 50 % богатств планеты

Религиозное расслоение, или религиозная стратификация, — неравенство социальных групп, принадлежащих к разным религиям, в рамках одного и того же общества (нации, государства и др.).

От религиозного расслоения следует отличать кастовую систему, когда религия санкционирует различный социальный статус членов собственной общины, однако безразлична к статусу сторонников иных религий. В Индии касты являются надрелигиозным явлением: хотя первоначально касты существовали только в индуизме, позднее возникли христианские касты, мусульманские касты, сикхские касты и др.

Религиозное расслоение может быть прямым следствием религиозной дискриминации, но не тождественно данному явлению, так как может быть вызвана и объективными экономическими факторами.

.В любом обществе существует социальное неравенство, которое заключается в том, что люди занимают в обществе неодинаковое «положение»; различаются по своему статусу. Вебер связывал статус с устройством общества. Принадлежность индивида к тому или иному слою определяет их пропорцию в системе социальных отношений. Но статус человека определяется не только занимаемым им положением, но и общественным мнением. Четыре основных типа стратифицированного общества: 1. рабство; 2. каста; 3. сословие; 4. класс.Религия и кастовая система: 4 кастовых группы в Индии; кастовая система обуславливает стабильность общества.Вебер: сословия, классы и религия: Очевидна связь между спецификой религиозных систем и их «соц. принадлежностью». Вебер настойчиво и убедительно раскрывает многоплановую соц. обусловленность религии. религия – это вера, которой придерживается та или иная соц. группа. «Религия спасения», этические религии делают человеческую жизнь более осмысленной, обеспечивают ее «моральной архитектурой». Религиозный плюрализм означает наличие в одном и том же обществе нескольких способов осмысления жизни, ее конечных целей и безусловных ценностей. Вебер показывает, что христианство как религия крестьян отличается от христианства как религии средневекового рыцарства или городской религии ремесленников, каковой было первоначальное христианство.Религия и социальное неравенство. В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема теодицеи, оправдания Бога перед лицом зла, царящего в мире. Вовлечение к «Хозяйственной этике, мировых религий» Вебер приводит пример анализа проблемы теодицей в контакте социальной психологии мировых религий. Верующие из низших слоев склонны к ориентации на потусторонний мир и вознаграждение в жизни иной. Напротив, теодицея высших слоев – это теодицея «хорошей судьбы» а не отчаянья и богатства: удачливый хочет знать, что его удача нелепый случай, а заслуженная награда. У высших слоев экономическое процветание рассматривается как знак милости Божьей, у низших неискоренимо, подозрительное или негативное отношение к богатству, в котором часто видят корень зла или угрозу «гибели». Религиозное мировоззрение в социальном плане ориентировано: 1)на воздаяние только в посмертной жизни; 2) на продвижение к более гуманному обществу; 3) милленаризм; 4) апокалипсической

2. Элементы культуры. Социология культуры.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык — система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых — создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

Социальные ценности — это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 388; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!