Изменение этнической ситуации в период европейской колонизации.



Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Пименова. —М.: Изд-во МГУ, 2007. — 696 с.

Львова Э.С. Этнография Африки. М., МГУ, 1984.

Четыре столетия Африка южнее Сахары была континентом, откуда на американские плантации и в ближневосточные страны шло черное “золото”— невольники, Неисчислимы тягостные последствия этих мрачных десятилетий: потеря рабочих рук, распад старых государственных объединений, резкий спад в развитии экономики, рост алчности купцов и правящей верхушки, моральная деградация и т. п. Обычно редко вспоминают такое ее последствие, как изменение этнической карты Африки. Спасаясь от ужасов заокеанской неволи, многие племена и народы покидали родные места. Другие исчезли вовсе: они были либо уничтожены физически, либо влились в другие этносы. Некоторые области совершенно обезлюдели. Начало европейской колонизации привело к переселениям многих африканских народов, особенно на юге. К концу XIX в. Африка оказалась поделенной на владения нескольких европейских держав. Налоговый гнет, захват земель, жестокая эксплуатация порой делали жизнь местного населения невыносимой. И, полагая, что за пределами данной колонии жизнь будет легче, целые деревни, а то и племена уходили на новые места. Такие переселения имели место, например, в 20-е гг. ХХ в. из Анголы на территорию современной Замбии. Интенсивная эксплуатация природных ресурсов африканских стран, создание центров горнодобывающей промышленности и первичной обработки сырья, плантационного хозяйства — масличной пальмы, кофе, какао, лекарственных растений — делали их центрами притяжения рабочей силы. Эти новые миграционные потоки отличались от миграций народов. То были сезонные или контрактные (на несколько лет) переселения, вовлекавшие, как правило, лишь молодых мужчин, а не все племя или народ; женщины, старики и дети оставались на старых землях. Но именно вокруг таких центров создавались ядра новых, формирующихся народностей, притягивающих и поглощающих соседние мелкие этносы. Наконец, в ряде районов Африки создавались зоны, где европейцы захватывали земли местного населения и вытесняли прежних обитателей. Такая ситуация сложилась, например, в Кении, где создание ферм европейцев на «Белом нагорье» привело к перемещению масаев и кикуйю. На юге континента большое влияние на расселение африканских народов оказал так называемый бурский трек — происходившее с 1836 г. переселение буров из Капской колонии на север, за реку Оранжевую. Он привел к оттеснению на север зулусов, бечуанов, басуто; к изгнанию ндебеле на земли современного Зимбабве. Бушмены (саан), в связи с многочисленными переселениями банту, были оттеснены еще дальше в глубь южноафриканских пустынь. Колониализм нанес страшный удар традиционной культуре. Есть множество доказательств, подтверждающих многовековое взаимодействие между самими африканскими культурами и между Африкой и другими континентами. Пустыня Сахара, считавшаяся естественным препятствием для взаимообмена, на самом деле была связующим звеном между различными регионами, о чем свидетельствуют каменные барельефы Тассили и Тенере. Соединение и взаимопроникновение арабо-берберской культуры и культур народов Тропической Африки составляют основу африканской самобытности. Однако в период колониальной экспансии африканские культуры подверглись географической раздробленности и изоляции друг от друга. Делились некогда целые культурные районы, и в результате утрачивались не только вековые связи, но гибли и рушились основы культуры. Одни культурные районы сознательно поддерживались колонизаторами за счет других, что серьезно нарушало их общественную, экономическую и политическую сбалансированность. С тех пор все больше ширилась пропасть между городом и деревней, между прибрежными и глубинными землями, между «замиренными» и «непокоренными» районами. Процессы складывания народностей и наций и этнические процессы — в Африке проходили чрезвычайно медленно. К началу раздела континента и вовлечения его в орбиту мировой истории и политики они еще не были завершены. Естественное течение этнического развития было прервано империалистическим разделом континента и созданием колоний. Все прежде существовавшие политические объединения были уничтожены, новыми границами были разорваны прежние торговые пути, части веками складывавшихся культурных сообществ оказались включенными в разные колонии. Английская, французская, бельгийская, португальская колониальные администрации на первый взгляд проводили различную национальную политику. Так, Португалия провозгласила якобы безрасовую политику, основанную на будто свойственном исключительно португальцам отсутствии расовых предрассудков, умении преобразовать среду посредством биологической и культурной ассимиляции. Апологеты ее утверждали, что в результате должно возникнуть новое единое общество — лузотропиканское. В Португалии официально не существовало и Министерства колоний, африканские владения имели статус «заморских территорий» Вводилась категория «ассимилядуш», получавших на особых условия права португальского гражданства. Однако и в Анголе, и в Мозамбике, и в Португальской Гвинее проводилась расовая дискриминация, подкрепленная классовой эксплуатацией. Статус «ассимилядуш», причем чисто формально, получали лишь единицы. Португальское правительство разрушало культурные традиции местных народов, воспринимаемых европейцами как «африканцы» или «туземцы» без различия религий, культур и языков. Английская администрация как будто поддерживала и позволяла развивать некоторые духовные и культурные ценности народов своих колоний. В частности, она сохраняла, хотя нередко и трансформируя их, традиции политической власти. Часто рекламируемое просвещение африканцев, приобщение их к культуре (под ней понималась исключительно европейская, точнее, английская, культура как самый высокий образец ее) подменялось искусственной консервацией архаичных отношений и правовых норм, с одной стороны, а с другой — созданием местной «элиты», оторванной от народа. Во французских африканских владениях были разрушены все прежние политические объединения, в которых шли интеграционные этнические процессы. Колониальная ‘администрация назначала новых «вождей», не считаясь ни с их этнической принадлежностью, ни с мнением их будущих подданных. Единственными культурными ценностями признавались особенности французской культуры и проводилась политика «подтягивания» африканской культуры до ее уровня. Полное разрушение традиционных политических объединений было произведено и во владениях Бельгии, В дальнейшем колониальная администрация создала так называемые «шефферии», воспринимаемые ею самой как «племена». Во главе их ставили назначаемых администрацией «вождей». Настоящие, реальные племена и народы были искусственно разобщены, в составе «шефферий» оказывались разные народы или части народов.  Различия эти, однако, лишь тактического порядка, стратегия же колониализма в общем едина во всех регионах Африки. Внутренняя политика всех без исключения держав-метрополий, в какой бы форме она ни проводилась, не давала развиваться естественным процессам формирования народностей и наций. Уже к началу колонизации в Африке практически не существовало классического племени. Это чаще всего была форма, прикрывавшая новые социальные отношения, ведущие к формированию классового общества. С установлением колониального господства администрацией была сделана ставка на искусственное сохранение, консервацию или даже восстановление племенной организации. И действительно, колониальные администрации всех европейских держав-метрополий делали все возможное, чтобы затруднить складывание условий, ведших к развитию народностей и наций. Прежде всего они нарушили территориальную целостность многих этносов. После раздела континента большинство его народов оказалось разорванными политическими границами. В пределах почти каждой колонии находились разрозненные группы разных народов, а колоний, заселённых каким-то одним народом, не было вовсе. Экономические, культурные и иные связи стали развиваться не на традиционной этнической территории, а вне се, тяготеть к центру колонии. Естественный процесс укрупнения этносов за счет включения ассимилированных племен также был задержан. В то же время в целях удобства управления искусственно объединялись мелкие этнические общности. Был задержан и естественный процесс складывания языковой общности больших этнических массивов во многих регионах. Введение для письменных языков латиницы вместо аджами (арабской графики с добавлением знаков для звуков, не имеющих аналогий в арабских языках) привело к снижению культуры письменной речи, резко сократило число грамотных и препятствовало развитию языков, имевших письменность. Языком управления, прессы, радио, школ стал язык метрополии. Человек, покинувший ‘племя, должен” был знать именно этот язык. престижный язык. Отпала, таким образом, объективная необходимость в развитии языков межплеменного общения — его функции перешли к европейским языкам. Это препятствовало превращению какого-либо языка в язык всей колонии, а затем в литературный. Нередко оказывалось, что представители одного народа, попавшие во владения разных европейских держав, были вынуждены принимать разные языки. Затруднены были и процессы складывания общей культуры. Народы Африки в течение многих столетий создавали свою самобытную культуру — скульптуру, живопись, музыку, танцы, песни и сказки, свои формы одежды, жилища и т. д Это культурное наследство прошлых веков могло бы стать основой формирования национальной культуры, но ее нормальное развитие было прервано колонизацией. Колониальные власти не только не оказывали никакого содействия, но сознательно препятствовали развитию африканских культур, объявленных «примитивными», «туземными». Ко второй половине XIX в. относится появление на юге континента значительных групп китайцев и индийцев. Уже с 1860 г. начался ввоз законтрактованных рабочих в Южную Африку, и к 1911 г. в этой стране сформировалась небольшая индийская община. Позднее здесь появились индийские торговцы и предприниматели. Индийское население нынешней ЮАР сосредоточено в провинции Наталь. В Восточной Африке и на Мадагаскаре такие группы населения появились несколько столетий назад, но в массовом порядке в XIX в., с середины которого Занзибар становится центром индийской и арабской торговли. В 80-е гг. происходила вербовка индийцев в качестве рабочих на строительство железных дорог в Уганде. По его окончании часть из них осталась в стране. С 1913 г. индийцы стали селиться и на территории Танганьики. С местным населением  они не смешивались, а сохраняли этническую и религиозную изолированность, женились только на индианках, иногда специально выезжая на родину за невестами. Они, как правило, не воспринимали местную культуру, сохраняли собственные духовные ценности и особенности быта. Политические организации индийцев, возникшие в конце XIX — начале XX в., были чисто национальными и долго сохраняли свою обособленность.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!