Основные этапы этногенеза народов Африки.



Леонтьевой Ольги,

Об-Ри-51

Занятие 1. Этническая карта Африки.

Географическая среда и основные этнокультурные области Африки.

Львова Э.С. Этнография Африки. М., МГУ, 1984.

 

 

 

Основные проблемы африканистики.

http://africa-tur.ru/aboutafrica/735/981/

История народов Африки — этого огромного континента, прародины человека, родины одной из древнейших мировых цивилизаций, древнеегипетской,— изучена гораздо хуже истории других континентов. Причин этому много, но не следует забывать главного: века работорговли и колониального рабства. После освобождения стран Африки из-под колониального ига с небывалой силой растет интерес народов этих стран к своему прошлому. В государствах свободной Африки постепенно растут кадры историков-африканистов, складываются собственные исторические школы. Взгляды их, как правило, далеки от марксистско-ленинских. Именно поэтому так важны изучение истории этих народов и публикация работ советских африканистов. Проблема «отсталости» народов Африки. Консервативная буржуазная историография, в противовес передовым ученым-африканистам, историкам-марксистам и ученым-африканцам, продолжает и по сей день твердить об извечной отсталости народов к югу от Сахары, вкладывая в понятие «отсталости» откровенно расистский или слегка завуалированный расистский смысл. Действительно, к концу XIX в., ко времени колониального раздела, народы Африки заметно отстали от народов Европы и стали жертвой колониальных захватов. Впрочем, от быстро развивающейся капиталистической Европы в XIX в., как показал в своих работах Ю. М. Кобищанов, отстали и народы всех других континентов (за исключением американцев), т. е. все человечество «отстало» от Европы [29, с. 42]. Следует отметить, что в данном случае историческая истина как бы перевернута с ног на голову. Во-первых, можно говорить о том, что Европе, благодаря сочетанию самых различных и многочисленных благоприятных факторов (и экономических, и экологических, и исторических), удалось на много веков обогнать в своем развитии весь остальной мир, в том числе и Африку. А во-вторых, необходимо уяснить, когда началось отставание народов Африки от народов Европы. Хотя этот вопрос далеко еще не решен современной наукой, нам хотелось бы (привести несколько фактов, говорящих о том, что зачастую преувеличивают степень отсталости (вернее, «отставания») народов Африки и относят начало этого процесса к самым далеким временам, а также смешивают процесс замедленного развития народа с проблемой неравномерности, которая характерна для народов всех континентов и во все исторические эпохи.В самом деле, на протяжении миллионов лет именно Африке принадлежит приоритет в развитии разумной жизни на земном шаре. Здесь впервые отмечено появление древнего человека. Этот факт считается доказанным при современном уровне наших знаний. Экологический фактор и его роль в развитии народов саванны. Человек, человеческое общество развиваются в тесной взаимосвязи со средой, окружающей нас. Поэтому для того, чтобы понять историю народа, необходимо знать географическую среду, в которой он жил и развивался. До сих пор бытует мнение, будто Африка представляет собой некое подобие «рая на земле», где человеку достаточно лишь протянуть руку, сорвать вкусный, сочный плод,— и он сыт весь день. Стоит, лениво прищурясь, натянуть тетиву лука,— и у ног его — дичь. Так ли это? Специалисты по географии, экономике и истории континента скажут совсем другое. Просторы Африки необычайно разнообразны по рельефу, климату, почвенным условиям, животному и растительному миру. Они, как правило, по-своему суровы к человеку. Человек мог рассчитывать здесь только на свой труд и умение, на силу своих рук, на способность постоять за себя, если хотел выжить в условиях постоянной борьбы с природой, с дикими животными, пресмыкающимися и ядовитыми насекомыми, с буйной тропической растительностью, готовой задушить каждый росток, посаженный человеком; с одуряющим зноем и засухами, с одной стороны, и с чрезмерным обилием осадков, вызывающих страшные наводнения,— с другой. Таковы условия жизни в Африке к югу от Сахары. Западная Экваториальная Африка — один из самых тяжелых для жизни человека районов на земле. Этнический состав и проблема этногенеза. Рассматривая современную карту расселения народов Африки и распространения различных языков, замечаешь удивительную особенность. Если вся Западная Африка (к югу от Сахары), значительная часть Центральной Африки (южные районы Восточного Судана и прилегающие районы соседних с ним государств) населены народами, говорящими на языках, принадлежащих к различным языковым семьям, то вся Западная Экваториальная Африка, почти вся Восточная Тропическая Африка и почти вся Южная Африка (речь идет, естественно, об африканцах, а не о белых поселенцах) заселены народами, говорящими на языках единой семьи народов банту — очень близких и по корневой основе и по грамматическому строю. Некоторые из них взаимопонимаемы. В основе грамматики языков банту лежат изменения корня с помощью различных приставок. Так, от корня «нту» — «человек» происходит слово «банту» — «люди, говорящие на близких языках». Вот несколько примеров, относящихся к языкам народов изучаемой нами области: «м», «му»—префикс единственного числа; «ба», «ва», «банья» — префикс множественного числа; «ки», «киши», «чи» — префикс, обозначающий название языка. Таким образом, муконго — один человек конго; баконго— весь народ конго (самоназвание народа); киконго (кишиконго) — язык, на котором говорят баконго. Производные от корня «луба» — мулуба — один человек; балуба — весь народ; чилуба — язык, на котором говорят балуба, и т. д. Народы банту роднит не только языковая близость, но и материальная и духовная культура, неопровержимо свидетельствующие о единстве их происхождения. Вопрос об этногенезе банту до сих пор вызывает споры среди историков-африканистов. В 1968 г. была созвана специальная конференция для обсуждения всех известных теорий происхождения банту. Но и она не пришла к окончательным выводам. В настоящее время наиболее заслуживают внимания три основные теории происхождения народов банту. Одна из них связывает медленное движение негроидных народов к югу с высыханием района Сахары, начавшимся, по всем данным, к III тысячелетию до н. э. Согласно этой теории, из районов Западной Африки, примерно из центрального Камеруна, где живут народы, говорящие на языках бантоидной группы, близких к языкам банту, началось к первым векам нашей эры заселение экваториальных областей континента народами банту. Путь переселенцев шел вдоль северной границы экваториального леса и в районе Великих африканских озер выходил к Восточной Африке. Здесь поток переселенцев разделился на три ветви. Одна группа направилась на север, другая — на юг, а третья, обогнув оз. Танганьика, повернула на запад и заселила с востока Шабу, а затем всю Западную Экваториальную Африку. Великое переселение народов континента длилось многие века. Источники. Различно сложившиеся исторические судьбы народов, живущих вдоль океанского побережья к северу и к югу от устья р. Конго, и народов глубинных областей саванны сказались на характере дошедших до нас источников. Для восстановления истории народов, удаленных от побережья, на первом месте по значимости стоят сделанные в разное время исследова- телями-европейцами записи исторических преданий. Любому народу, на каком бы уровне развития он ни находился, свойственны интерес и любовь к своей истории. У народов Экваториальной Африки, вступивших в пору становления классового общества и государственности, при дворе правителей существовала почетная должность певца — хранителя народных преданий. Обычно эта должность передавалась по наследству. Войны, борьба за власть нередко приводили к завоеванию одного народа другим, к смене династий. Новые правители, стремившиеся «узаконить» свои «исторические права» на власть, требовали от вновь поставленных или пришедших извне хранителей исторических традиций «исправления» преданий в свою пользу. Создавалась новая версия преданий. Но старая продолжала жить в роду сказителей. Отсюда две, а иногда и три-четыре версии исторического события. Собранные и записанные учеными разных стран в период первых контактов европейцев с народами континента, и в период колонизации, и в колониальное время, эти версии исторического предания дают возможность с помощью их сравнения и сопоставления установить его достоверность. В то же время почти полное отсутствие источников иного характера создает большие трудности для исследователя. Записанные со слов одного информатора и принятые на веру, устные народные традиции нередко искажают суть событий; особенно большую путаницу вносит неправильная запись собственных имен. Поэтому, например, сравнивая записи, мы в одном списке правителей балуба находим семнадцать, в другом — восемнадцать, а в третьем — двенадцать имен. Однако анализ этих списков показывает, что наиболее яркие личности (Калала Илунга, Илунга Сунгу и Кумвимба Нгомбе, Илунга Кабале), а также и очередность их правления совпадают полностью. Еще больше неувязок в списках правителей бакуба (ньими): одни авторы дают перечень двадцати семи ньими, другие — двадцати восьми; существует два списка, включавших двадцать три правителя, имеются списки из тридцати девяти и двадцати шести имен. А один из первых исследователей бакуба — Эмиль Тордаи приводит сто двадцать одно имя. Подобные же расхождения встречаются и в списках правителей балунда.Кроме изучения различных версий традиций исследователю необходимо учитывать и тот факт, что записывались они на слух людьми, как правило плохо или совсем не знавшими местных языков; или записывались латиницей, знаки которой не приспособлены для передачи звуков речи африканских языков. Например, имя Мбонго попало в списки в форме Бо Нго, Бон Го, Бон-га. Создавалось впечатление, что речь идет о трех разных правителях. Правитель балуба в одном случае назван Мвине Комбе Дай, в другом — Ндаи Мвине Номбе. Перечень примеров такого рода можно было бы продолжить и далее. Поиски хронологии. Наиболее сложной проблемой в изучении истории бесписьменных народов является вопрос о хронологии. У бесписьменных народов не было сплошного календаря; время делили по экологическим факторам (смена сезонов, чередование сельскохозяйственных работ) или структурным (годы царствований; смена поколений через систему возрастных классов; по периодичности рынков). «Поиски времени» стали поэтому важной и одной из самых неотложных проблем истории Африки. Ученые разных стран посвятили немало сил и времени ее разрешению, неоднократно проводились и международные симпозиумы. Уже многим фактам африканской истории нашлось место в сетке григорианского календаря. Этот длительный процесс в каждой отдельной африканской стране шел по-разному. Иногда удавалось сопоставить местные устные предания с письменными источниками средневековья — с арабскими или европейскими свидетельствами. Наиболее сложны поиски хронологии истории у народов глубинных областей: их контакты с европейцами и арабами практически возникли не раньше середины XVIII в.  Таким образом, исторические предания в качестве источника при умелом их анализе и систематизации дают большой материал, который может быть положен в основу исторического исследования. Далее, на помощь историку приходят данные самых различных гуманитарных дисциплин: археологии, этнографии, сравнительного языкознания и других наук. Много нужных и интересных сведений мы получаем от европейцев — путешественников и исследователей второй половины XIX в. Все более и более значительной становится роль археологических изысканий. Сопоставление материалов раскопок с этнографическими данными помогает установить пределы преемственности древней, средневековой и современной культуры, пути переселений народов. Использование в археологии различных методов биологических, химических и физико-математических наук дает возможность сравнительно точно определить датировку памятников.

Основные этапы этногенеза народов Африки.

Кирей Н. И. Этнография народов Африки (https://historicus.ru/osobennosti_etnogeneza_i_etnicheskoi_istorii_narodov_Afriki/)

Древние и средневековые культуры Африки начинает воскрешать молодая наука африканистика. С древшейших времен этногенез народов Африки протекал вполне самостоятельно, без преобладающего участия пришлых этнических элементов. Конечно, имели место миграции и смешения в пределах континента. Одна из причин этого – термический максимум, который примерно 7-4 тысячелетия тому назад привел к усыханию ранее плодородной Сахары. Из северной окраины тропических лесов Конго и Камеруна – древней родины банту – на юг шло перемещение этих народов, оттеснивших бушменов и готтентотов, нилотов и кушитов. Доказано, что в верхнем палеолите произошло формирование африканского человека современного вида, а в Северной Африке примерно в это же время жили европеоиды, происходившие, видимо, из восточной части Средиземноморья. В указанный период население Африки занималось охотой и собирательством. Уже тогда африканский мир не был замкнутым. Древние народы Африки, жившие южнее Сахары, в отличие от народов Европы, Азии и Северной Африки, не знали медно-бронзового века, перейдя от камня непосредственно к железу. Железо в первом тысячелетии нашей эры распространилось из Западного Судана и Юго-Восточной Африки в Южную Африку. Это позволило земледельческому населению сравнительно быстро, достаточно глубоко и культурно освоить обширные области. Свидетельства древних египтян, письменные известия карфагенян и другие источники и памятники дают возможность судить о расовой неоднородности африканских народов еще в далёкой древности. Между тем в буржуазной этнографической литературе широко пропагандируются ошибочные взгляды, по которым Африка сперва была заселена исключительно пигмеями, будто бы являвшимися единственным автохтонным населением, затем из Азии пришли земледельческие негроидные племена, широко расселившиеся по материку, и наконец, еще позже оттуда же мигрировали скотоводы-хамиты – народы европеоидной расы. От этих светлокожих «высокоодаренных» хамитов якобы и унаследовали «отсталые» негры более высокую цивилизацию. Образование чисто африканских государств, создание на африканском континенте высоких культур объясняется влиянием хамитов.Не только древние культуры глубинных областей Африки, но и рабовладельческая древнеегипетская цивилизация с ее ранней государственностью (примерно с 3000 г. до н. э.) являются самобытными и выросли на африканской почве. Великолепные «космические» фрески Тассили в пустыне Сахара и не менее прекрасные, хотя и не столь широко известные наскальные росписи Феццана, Танганьики, Южной Африки; удивительный комплекс величественных сооружений сухой каменной кладки Зимбабве, где когда-то пробовали отыскать копи царя Соломона, и не менее грандиозный – в горах Иньянга, на создание которого было затрачено труда не менее, чем на постройку египетских пирамид; бронзовые шедевры Бенина и еще более древние и прекрасные изваяния Ифэ; загадочные руины на берегах Восточной Африки и не менее загадочные рисунки Южной Африки; великое царство Аксум в Эфиопии и древнее царство Мероэ на Среднем Ниле (2-я пол. VI в. до н. э.— IV в. н. э.); своеобразие арабо-мавританской цивилизации и специфика мавританского ремесла и зодчества в Северной Африке – все это лишь фрагменты, лишь отдельные страницы огромного тома многовековой истории Африки.

       Причины разрушения африканских цивилизаций, отставание африканских народов в последние столетия от европейских и многих азиатских народов различны. Это и географический фактор – труднодоступность и слабая освоенность обширных областей, определенная этничеекая разобщенность и естественная изолированность от мировых экономических центров, – и специфика исторических условий. В XIV-XV в., когда большинство африканских цивилизаций переживало наивысший подъем, на континенте процветали многолюдные и богатые города, обширные государства. Тем не менее производительность труда оставалась низкой, техника – примитивной: нигде, кроме Эфиопии и Нубии, не употребляли пахотных орудий, землю обрабатывали мотыгами и палками. В Тропической Африке не было гончарного круга, ремесленники пользовались самыми простейшими орудиями. На изготовление прекрасных произведений африканские мастера затрачивали несравненно больше труда, чем в Западной Европе, Китае, Индии или Японии. В связи с этим в Тропической Африке сохранялись примитивные формы кооперации труда. Основу мелкого натурального производства составляла большесемейная община и патронимия – родовое и хозяйственное объединение родственников. Нигде южнее Сахары не сложился единый класс феодально зависимых крестьян. Если Нубия и часть Эфиопии вступили в развитый феодализм, то Западная Африка лишь кое-где приближалась к этому уровню развития (долина Нигера, страна Хауса), а многие обширные районы. только что вступили в стадию раннего феодализма. Наконец, часть населения Африки жила еще в условиях первобытнообщинного строя. Советскими учеными-африканистами (И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Д. А. Ольдерогге, Л. Е. Куббель, Н. Б. Кочакова, А. С. Орлова и др.) доказано, что при всем многообразии форм становления классового общества у отдельных африканских народов имеются и общие для всех регионов континента черты. Во-первых, нигде в Тропической Африке не сложилась рабовладельческая формация, хотя рабство было хорошо известно и сохранялось у многих народов вплоть до установления колониального режима. Во-вторых, в раннеклассовых обществах Африки сохранилось относительно большее количество пережиточных черт доклассового общества, чем в других частях земного шара. В-третьих, в силу особых естественных условий все негроидные народы Африки, за исключением районов Конго и Анголы, раньше перешли к обработке железа, чем к обработке меди. Следовательно, бронзовый век не был характерен для африканского общества как особая историческая эпоха. Как уже указывалось, от неолита африканцы сразу же перешли в железный век. Раннее знакомство с железом способствовало более быстрому развитию общественного производства у этих народов. В-четвертых, Африка к югу от Сахары не знала в сущности прямой эксплуатации общинника, и с этой стороны становление классовых отношений шло в весьма замедленном темпе. Но в целом господствующей тенденцией развития неизменно оставалась феодальная. Рабство до появления европейцев носило характер патриархального. С конца XVI-ХVII вв. во всей Африке наступил застой и упадок. У ее берегов появились конкистадоры эпохи Великих географических открытий: китайцы, турки, особенно же португальцы, испанцы и другие европейцы. Африка оказалась связанной с внешним миром не только торговыми контактами, но и перипетиями мировой политики. Контакты с Европой в период первоначального накопления капитала привели этот огромный материк в состояние длительного застоя.Таким образом, этнокультурные процессы, происходящие в современной Африке, сложны. Перед Африкой стоит много проблем, и они имеют отнюдь не теоретический характер. Сейчас большинству независимых африканских государств приходится сталкиваться со сложными проблемами национальной культуры, взаимоотношения местных африканских языков и языков бывших метрополий, языкового строительства, выработки письменности. Указанные проблемы, естественно, не могут быть решены без учета конкретной этнической ситуации в каждом отдельном регионе.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!