Типология современных фестивалей



КОНКУРС (лат. concursus - стечение, столкновение), соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников, наилучшие работы. Режиссура современных К. становится все изобретательнее, превращая их в настоящее шоу.

Конкурс – это соискательство, соревнование группы лиц в сфере науки, искусства и прочих, с целью определить наиболее выдающегося претендента на победу.

Другое определение понятия «конкурс» описывает его как процесс определения одного или нескольких лучших претендентов на победу, соответственно конкурсному положению, определенному заранее.

Определение победителей в конкурсе

Определение победителей в конкурсе осуществляется путем голосования или экспертизы.

Экспертиза – специальная методика анализа данных, проводимая соответственно регламентированной форме и выработанным требованиям.

Голосование – способ принятия итогового решения группой людей, где общее мнение формулируется посредством подсчета голосов всех членов группы.

Определение победителей осуществляется посредством применения нескольких методов, на которых стоит остановиться подробнее.

Количественное исследование

Претенденты на победу определяются путем общего голосования. Участие в голосовании может принять любой желающий, однако, некоторыми конкурсными правилами может быть установлено ограничение. В процессе голосования участники выражают свою симпатию конкретному конкурсанту, опираясь на субъективные мотивы. По окончанию конкурса голоса подсчитываются, суммируются и конкурсант с наибольшим их количеством объявляется победителем.

Качественное голосование

В формате данного метода исследования оценивание участников происходит членами компетентной комиссии или жюри.

Жюри – группа специалистов, на которых возложена ответственность решения вопроса о присуждении премии или награды за победу в конкурсах, соревнованиях, состязаниях, выставках и прочих мероприятиях.

Определение победителей может также осуществляться группой специально уполномоченных лиц, судебной коллегией, способной провести объективную оценку характеристик и качеств претендентов на победу. Оценивание проводится соответственно регламентированным критериям и правилам конкурса. Каждый член жюри ставит оценку конкурсанту, по итогам суммарного их значения выявляется победитель. Таким образом, награждается участник, набравший наибольшее количество баллов в суммарном соотношении.

Комплексные методы

Достаточно распространенный метод определения победителей. Суть системы комплексного подхода заключается в одновременном голосовании зрителей и членов компетентной комиссии. Каждая из групп респондентов наделена определенным приоритетом, продиктованным спецификой мероприятия. Уровень приоритета также учитывается при выведении итогового результата конкурса.

Организационные особенности проведения конкурса

Соответствующее положение о проведении конкурса, относительно целевой аудитории и тематики его проведения, определяется оргкомитетом.

Оргкомитет – коллегиальный орган, сформированный организаторами самого конкурса.

Целью работы организационного комитета является осуществление технического и методического обеспечения конкурсного мероприятия, контроль над осуществлением проектов, получивших финансирование по итогам конкурса и обеспечение работы конкурсных органов.

Оргкомитет осуществляет свою деятельность на общественных началах. В свою очередь в состав организационного комитета входят такие структуры как президиум и организационный аппарат. Сотрудники организационного аппарата выполняют все действия по обеспечению конкурса, решают организационные вопросы. Помимо прочего в обязанности оргкомитета входит:

· Утверждение правил участия в конкурсе на всех его этапах.

· Разработка конкурсных заданий соответственно заявленной теме.

· Формулировка критериев оценивания участников на всех этапах конкурса.

· Определение времени проведения конкурса, награждения и подведения итогов.

· Разработка системы поощрения и награждения для участников, призеров и победителей.

В результате проделанной работы формируется «Положение о конкурсе». Положением о конкурсе является нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер, определяющий компетенцию, порядок образования и организацию работы. В данном положении указывается название конкурса, цели проведения, четкие разъяснения условий участия в конкурсе, возрастные ограничения, объявление о награде для участников, призеров, победителей.

После создания положения о конкурсе оргкомитет направляет свою работу на решение практических задач, коими являются:

  1. Определение участников конкурса. Для этого используется раздача листовок, вывешивание плакатов, оборудование информационных стендов, устное объявление на собрании. Выбор методов привлечения участников зависит от специфики конкурса и учебного заведения.
  2. Определение и предоставление необходимых материалов для конкурса. Иногда необходимость предоставления материалов ложиться на плечи самих участников, о чем предварительно сообщается в «Положении конкурса».
  3. Приглашение компетентной комиссии для оценки участников конкурса. Данный пункт соблюдается в случае установленного регламентом подведения итогов конкурса посредствам комплексного или качественного оценивания.

При формировании комитета по оценке участников обязательны к соблюдению следующие правила:

· Количество оценивающих должно быть в пределах 3-7 человек.

· К оцениванию приглашаются люди, имеющие представление о специфике проводимого конкурса.

· Исключается привлечение людей, заведомо имеющих личный интерес в оценивании конкурсантов.

Стоит отметить, что при определении победителя путем количественного исследования, зрителям должна быть доступна вся необходимая информация о специфике конкурса и участниках соревнований.

Апогеем любого конкурсного события является подведение итогов и награждение победителей. Подготовка к этой части мероприятия должна быть проведена заблаговременно. Заранее следует обеспечить призы, грамоты, медали для награждения, а информация об итогах проведенного мероприятия должна находиться в свободном доступе не только для участников, но и для зрителей.

После проведения конкурса можно организовать награждение, как в очной, так и в заочной форме. Очное награждение проводится в формате торжественной церемонии, в строго определенное конкурсным положением время. В процессе принимают участие организаторы, жюри, специально приглашенные гости и сами участники.

Заочный этап награждения подразумевает направление наград в учебные заведения, на электронную почту самих участников или другие методы награждения, после подведения итогов конкурса и определения победителей. Заочный этап награждения не требует проведения торжественных мероприятий.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов.

Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

Фестиваль представляет собой серию показов уровня мастерства (достижений), подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве.

Основная задача фестиваля - внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов, так и для рядовых зрителей и слушателей.

 

Одной из важнейших характеристик фестиваля является его статус

в культурной жизни (международный, национальный, региональный).

Различия между фестивалями по это характеристике, на первый взгляд,

могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из этих

фестивалей может принимать участие интернациональный состав исполнителей. Различия будут наблюдаться в уровне престижа фестиваля в

сознании публики, профессиональных исполнителей и их менеджеров,

его значении в системе приоритетов международного театрального и

концертного рынка, источниках субсидирования его деятельности и финансовых возможностях оплачивать участие известных исполнителей.

Подавляющее большинство фестивалей в европейских странах существует на постоянной основе. Их деятельность финансируется за счет субсидий правительства, органов местного самоуправления, корпоративных

спонсоров и меценатов. Без таких субсидий фестивальная деятельность

осуществлялась бы в значительно более скромных масштабах, так как на

условиях самоокупаемости она практически не представляется возможной.

Сроки проведения любого фестиваля, за редким исключением, ограничены четкими временными рамками. Более того, если устроители фестиваля претендуют на то, чтобы он стал регулярно повторяющейся акцией, то они стараются сохранить период проведения фестиваля неизменным на протяжении многих лет.

 

Типология современных фестивалей

Как форма массового праздника, фестиваль берет свое начало от

античных мистерий, шествий, олимпийских игр. Первоначально он носил

характер торжественных шествий, кортежей. Позднее фестиваль принимает форму театрализованного массового представления, которая носит

характер соревнования и является демонстрацией достижений. В настоящее время, фестивальное движение во всем мире и в нашей стране,

шириться и развивается с каждым годом. Фестиваль становиться частью

жизни не только столиц, но и маленьких городов. Можно провести их

следующую классификацию.

По организационным признакам: время и место (фестивальный

хронотоп).

По времени проведения:

- краткосрочные (однодневные; проходящие в несколько дней;

недельные фестивали);

- среднесрочные (от двух недель до одного месяца);

- долгосрочные (идущие месяц и более и пр. или требующие длительной подготовки по вопросам организации)

- По месту организации и соответствующей локализации (топос):

- стационарные - проходящий в одном и том же городе (месте);

- мобильные, проходящий на разных площадках, в разных городах

и даже странах.

По функциональному признаку:

По наличию соревновательной составляющей:

- ориентация на консолидацию людей, связанных одной идеей

или родом деятельности, и выявление общих тенденций в представленном направлении (фестиваль-смотр, фестиваль-демонстрация);

- открытая форма соревнования с целью выявить лучшего, эталонного представителя в представленном направлении (конкурсфестиваль).

Хотя конкурсная основа и является существенной и способствует

повышению интереса у участников и зрителей (генезис - агоны), но в настоящее время не должна доминировать. Тенденция называть фестивалем любой конкурс является ошибочной. Это нивелирует качественные

характеристики фестиваля.

По предметно-содержательному признаку:

По тому, какие достижения представлены:

- спортивные (футбольный фестиваль, фестиваль сноуборда);

- видов искусства (театральный, вокальный, хореографический,

киноискусства, смешанный - современного искусства;

- фестиваль продукции (пива, шоколада и пр.);

- фестиваль увлечений (бабочек, воздушных шаров);

- профессиональные фестивали (кондитеров).

По статусному признаку:

По географии участников:

- локальные (районные, городские, областные);

- всероссийские;

- международные.

По достижениям участников:

- объединение победителей и призеров менее значимых акций

(меньших по локализации);

- победителей и призеров разных лет, разных направлений деятельности.

 

Так же возможно представление в виде дискуссии каждого отдельно взятого действа в рамках фестиваля, любого законченного смыслового эпизода, в рамках этого действа и т.д.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!