Любовный треугольник в романе. Суть эволюции отношении Лежнева к Рудину.



Тургенев увидел теперь в этом пути измену интересам родной страны и заблуждения «космополитизма». Вновь, отчетливее, чем раньше, он противопоставил ему другой, с его точки зрения более истинный путь либерально-просветительского преобразования русской жизни, медленного переустройства экономических, правовых и культурных отношений русской усадьбы и деревни по инициативе передового дворянства.

В романе Тургенев создал два типа русских дворян-интеллигентов - Рудина и Лежнева, воплощающих эти две тенденции общественного развития. Но, создавая роман в атмосфере тяжелого цензурного гнета, он не смог раскрыть их отношения с идейно-политической стороны. Следуя уже сложившимся принципам; Тургенев раскрыл их в отвлеченном психологическом плане.

Кроме того, Тургенев подошел к воплощению своего замысла довольно тенденциозно. Он раскрыл предысторию главных героев - их отношения в московском кружке - только через отрицательные характеристики со стороны Лежнева. Тем самым он сделал Лежнева своим резонером и лицеприятным судьей над Рудиным, наполнив роман долгими разговорами и рассуждениями. Выдвигая Лежнева на первый план как человека с романтическим заквасом в прошлом и с трезвыми положительными идеалами в настоящем, Тургенев пытался вместе с тем разоблачить настроения скептицизма и самоотрицания, воплотив их в комической личности Пигасова и сделав этого героя вторым идейным противником Рудина. Основной же ход событий в сюжете романа он свел к любовным отношениям Рудина с Натальей, с тем чтобы показать через них все слабые стороны характера Рудина, воспитанные еще в московском кружке.

Личные качества Натальи, способной к серьезным и глубоким переживаниям, требуют от Рудина проявлений серьезности и искренности намерений и интересов.

Светская чопорность и претенциозность Ласунской очень сильно связывают его в отношениях с девушкой. А шпионские навыки личного секретаря хозяйки дома придают развитию этих отношений очень невыгодную для Рудина быстроту. События протекают в обстановке дворянской усадьбы, где Рудин - случайный, заезжий гость, а все прочие - свои люди.

Характер, воспроизведенный в образе Рудина, не был новостью в творчестве Тургенева. Это тот же самый «пустой краснобай» и «самолюбивый умник» из московского кружка, которого с таким жаром осуждал щигровский Гамлет. Однако в сюжете романа Рудин спорит только на отвлеченно-философские темы и разглагольствует лишь на темы эстетические. Его характер раскрывается в основном с психологической стороны; в нем выражена та же идея, что и в характере щигровского Гамлета: отвлеченные философские умствования приводят будто бы к крайне одностороннему развитию личности; они поглощают все прочие стороны души - иссушают чувство, ослабляют волю, лишают человека искренности и уверенности в себе. И другие герои романа осуждают за это Рудина. У Рудина есть «проклятая привычка каждое движение жизни, своей и чужой, пришпиливать словом, как бабочку булавкой…»; он «холоден как лед, и знает это, и прикидывается пламенным»,- так говорит о нем Лежнев. «Его, как китайского болванчика, постоянно перевешивала голова», - замечает о нем Пигасов.

Любовные отношения в сюжете романа и должны оправдать такое понимание характера главного героя. Рудин старается увлечь девушку, но сам увлекается ею, только подчиняясь ее увлечению; он полюбил ее только в своем воображении, только на словах. И когда перед ним встает необходимость решить судьбу Натальи и отвечать за ее честь, он пугается, отступает, пытается отделаться красивыми фразами и свалить вину на других. Таков Рудин в основных сценах романа.

Но содержание романа не сводится ко всем этим психологическим разоблачениям. Потерпев поражение на любовном свидании, Рудин далее выступает не как рядовой либеральный дворянин, испорченный односторонним развитием, но как человек, стремящийся применить свои недюжинные способности к крупным событиям общественной жизни. Рудин гибнет на революционных баррикадах Парижа. Другой главный герой, Лежнев, противостоит ему не только непосредственной романтикой юности и грубоватой простотой в своих любовных и дружеских отношениях, но в еще большей мере своими претензиями на общественную активность - заботами об экономическом и правовом устройстве жизни своих крестьян. Все это остается, однако, вне конфликта и хода событий в романе.

Любовный конфликт романа слабо раскрывает основную его тенденцию, а характеры Рудина и Лежнева не укладываются в краткое развитие действия. Поэтому автор вынужден был присоединить к основной части романа ряд новых сцен, раскрывающих последующую историю героев и содержащих неожиданную для читателя переоценку их характера, в которых они меняются ролями.

Уже в письме к Наталье, испытав поражение в любви, Рудин теряет самоуверенность и обличает самого себя. Теперь он сознается в односторонности своей рассудочной жизни, в неспособности отдаться чему-либо всей душой и чего-либо достигнуть. При новой встрече с Лежневым он подтверждает это грустной историей своих неудач. В этом свете его гибель на баррикаде, уже оставленной повстанцами, выглядит не как героический поступок, а скорее как самоубийство. Эта завершающая сцена романа1 имеет, конечно, символическое значение. Писатель намекает на то идейно-политическое поражение, которое потерпели русские дворянские революционеры в результате событий 1848 г. - и Герцен с его «духовной драмой», и М. Бакунин, попавший в тюрьму за участие в дрезденском восстании.

Об этом же резко отрицательно говорит резонер автора, Лежнев, по-новому оценивая Рудина. Он указывает на «нерусское красноречие» Рудина, на его незнание России и даже на «космополитизм» «Рудиных» вообще - людей, будто бы забывших о национальных русских интересах во имя интересов международного передового движения. Такие намеки остаются малопонятными для широкого читателя.

Вместе с тем новая оценка Рудина, данная Лежневым в конце романа, содержит и попытки примирения. Осуждая друга юности за «космополитизм», он стремится оправдать в нем склонность с ораторству и романтические настроения, возникшие еще в студенческом кружке. Эти перемены в мыслях Лежнева вызваны обстоятельствами его собственного развития.

 

Источники: http://turgenev-lit.ru/turgenev/bio/lebedev/turgenev-15.htm

Вопрос №5

Пейзаж в романе

Основным художественным средством эмоционального состояния героев служит пейзаж. Вечер первого свидания был прекрасен. Но все описание его построено на переходах от тонов светлых и ясных к тонам темным и мрачным: «В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки; на западе еще алело — там и небосклон казался ясней и чище, полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плакучей березы. Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами, с тысячью просветов, наподобие глаз, либо сливались в сплошные мрачные громады». Первые, ясные тона преобладают и дают колорит всей картине, но упоминание о «черной сетке плакучей березы», о деревьях — «угрюмых великанах», которые сливаются «в сплошные мрачные громады», нарушает стройную гармонию кроткого и тихого вечера и звучит, как едва намеченный музыкальный перевод к сцене у Авдюхина пруда. «Серые остовы громадных деревьев», которые окружали «унылыми призраками» Авдюхин пруд, невольно напоминают «угрюмых великанов» возле сиреневой беседки. Правда, деревья в саду полны жизни и только в темноте кажутся мрачными громадами. У Авдюхина же пруда они совсем мертвы, как оказалось мертвым и то яркое чувство, которое ненадолго вспыхнуло в Рудине.

Каждое из описаний природы, встречающееся в романе, имеет определенный художественный смысл. В русской литературе Тургенев является одним из лучших живописцев природы. Живопись природы у Тургенева обладает следующими свойствами: во-первых, природа в его изображениях представляется не в виде неподвижной, застывшей картины. Тургенев всегда изображает ее в движении, он «слышит, как она дышит, живет и творит» (Цабель); во- вторых, описания природы у Тургенева отличается «необыкновенно чутким пониманием влияний, которые она обнаруживает на душу человека». (Введенский).

Первое свойство можно видеть во всех описаниях природы в «Рудине». В описании летнего утра, которым начинается роман, рожь представлена «зыбкою», она «переливается то серебристо-зеленой, то красноватою рябью», по ней бегут «с мягким шелестом длинные волны». В описании ночи в III главе деревья «дышат», ночь «нежится». В изображении утра в VII главе трава «переливает» изумрудом и золотом, листья «прилипают» друг к другу и т. д. Эта оживляющая природу точка зрения в описании Авдюхина пруда переходит в олицетворение: «Редкие серые остовы громадных деревьев высились какими-то унылыми призраками над низкой порослью кустов. Жутко было смотреть на них, казалось, злые старики сошлись и замышляли что-то недоброе».

Второе свойство тургеневской живописи природы выясняется из художественного смысла отдельных ее описаний в «Рудине». Роман начинается изображением тихого летнего утра, это – манера многих писателей, в том числе Тургенева, пользоваться пейзажем как вступлением в произведение. Так, описанием природы начинаются у Тургенева «Бежин луг», «Певцы», «Дворянское гнездо», «Дым» и др. Но описание утра в начале «Рудина» имеет еще другое художественное значение. Изображая блеск росы, «душистую свежесть», веселое пение птиц, разнообразные краски ржи, автор создает эффект контраста с «тесною, душною и дымною» избою и умирающею в ней старушкою. Этот контраст усиливает впечатление неприглядности крестьянского мира, которому далее противопоставляется мир барской усадьбы с ее чуждыми народу интересами.

Второе, очень короткое, описание ночи (III глава) в сцене, изображающей ораторское выступление Рудина в салоне. Он — артист и умеет выбирать для себя подходящие декорации. Он становится у раскрытого окна, в которое смотрится летняя ночь, с «душистою мглою», с «дремотною свежестью» деревьев, с «тихо теплящимися» звездами. На таком фоне «музыка красноречия» Рудина достигает наивысшего эффекта. Таким образом, данное описание ночи художественно связано с целями характеристики героя.

Описанием утра начинается VII глава. Художественный смысл его — в заключительных словах: от сада «веяло свежестью и тишиной, той кроткой и счастливой тишиной, на которую сердце человека отзывается сладким томлением сочувствия и неопределенных желаний». В следующей за описанием сцене, в разговоре с Натальей, Рудин изображает себя вечным странником, человеком, для которого не может быть уже личных наслаждений, но остается блаженство деятельности, и Наталья проникается сочувствием к нему: «Разве женщина не в состоянии оценить такого человека?» Наконец Рудин признается в своей любви к Наталье, и она не скрывает своего чувства к нему. Так проявляется «томление тайного сочувствия и неопределенных желаний». Следовательно, здесь природа является элементом действия романа, усиливающим настроение героев.

Такое же значение придается автором природе в изображении сцены вечернего свидания Рудина с Натальей: «Кроток и тих был вечер, но сдержанный, страстный вздох чудился в этой тишине. Полным соответствием этому «сдержанному, страстному вздоху» природы является признание Натальи на вопрос Рудина, любит ли она его: «Мне кажется … да … — прошептала она».

IX глава, в которой изображается поражающий героиню удар быстрого разочарования в Рудине, начинается описанием Авдюхина пруда. Описание этого «голого, глухого и мрачного» места, с двумя огромными соснами, в тощей зелени которых «ветер вечно шумел и угрюмо гудел», с остовами вымершего леса, кажущимися «унылыми призраками», «злыми стариками», описание «невеселого» утра, с нависшими над землею «сплошными тучами», со свистом и визгом ветра — является своего рода увертюрой к изображению печального для героини последнего свидания с Рудиным, разбившего ее первую любовь.

В конце романа находится небольшое описание долгой осенней ночи. Осенним пейзажем Тургенев пользуется как параллелью грустным настроениям человека. Таково описание осени в «Свидании» и в «Нови»: в ненастный осенний день, под заунывные звуки завывающего ветра Нежданов кончает самоубийством. Беседа Лежнева и Рудина растрогала их обоих. Состарившийся бесприютный Рудин уезжает. «Бедняк!» — говорит вслед ему Лежнев. В это время «на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завыванием, тяжело и злобно ударяясь в звенящие стекла. Наступила долгая осенняя ночь». Это описание должно усилить сочувственный тон по отношению к Рудину, которым проникнут эпилог, И является художественным подходом к заключительному аккорду автора: «Да поможет господь всем бесприютным скитальцам».


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!