Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского» .



Официальная канонизация князя на церковном соборе произошла в 1547 году, спустя 284 года после смерти князя. Именно в те годы  укрепившееся Российское государство  стало серьезно заниматься вопросами формирования своей идеологии.

Как мы знаем из летописных источников, Александр Невский был причислен к святым в статусе чудотворца. Сотворенные им после его смерти чудеса происходили в важные моменты для русского государства, а именно, накануне Куликовской битвы и пред взятием Казани Иваном Грозным.

И отнюдь не случайно главным подвигом князя считается его победа над собственными слабостями и грехами, его подвиг покаяния и его забота о поданных. Примечательно, что  в допетровской Руси Александра Невского изображали не в одежде князя, а в облачении схимника.

Как и любой православный святой,  благоверный князь Александр Невский вовсе не является идеальным безгрешным человеком. Но, в первую очередь, он стал правителем, руководствовавшимся в своей жизни, прежде всего, высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.

В работе «Два подвига Александра Невского» Георгия Владимировича Вернадского, которая была опубликована в Берлине в 1925 году в журнале «Евразийский временник», ученым акцентируется внимание на том, что Александру Невскому, чтобы сберечь религиозную свободу, пришлось пожертвовать свободой политической, а его два подвига - противостояние Западу и смирение перед Востоком - имели единственную и весьма благородную цель - сохранение православия как источника нравственной и политической силы народа.

Третья ретроспекция - несколько реконструированный в XVIII веке образ святого Александра Невского как борца за выход к Балтийскому морю.

В период правления Петра I образ  Александра Невского стал активно внедряться в государственную идеологию новой императорской России.

Историческое и культурно-религиозное восприятие образа Александра Невского по-прежнему основывалось на церковном почитании, но теперь оно намного прочнее связывалось с государством и правящей династией.

О большом пиетете к Александру Невскому первого русского императора в научных исследованиях и исторической литературе сказано достаточно.

Практически во всех источниках отмечается стремление Петра продемонстрировать преемственность собственной политической линии и военных побед от Александра Ярославича, добившегося успехов в борьбе со шведами.

Петр I незадолго до своей кончины учредил орден Святого Александра Невского как высшую награду за боевые отличия. По сложившейся позднее традиции кавалеры этого ордена в день памяти Александра Невского шли торжественной процессией от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры, что бы поклониться его мощам.

При Петре II была предпринята попытка придать почитанию  святого Александра Невского, прославленного на общерусском уровне еще в XVI в., более «светский» характер, но эта попытка не прижилась, и достаточно быстро произошел возврат к прежней линии, начертанной первым русским императором.

Мы не знаем реальной внешности князя, ведь в XIII веке на Руси фактически не существовало светской живописи, поэтому ни одного прижизненного изображения князя нет.

Безвестный автор «Жития Александра Невского» показывает князя личностью библейского масштаба.  

На иконах же князя было принято изображать либо в виде схимонаха (князь перед смертью принял схиму под именем Алексий), либо в виде сидящего на коне воина.

Начиная с эпохи петровских реформ, преобладающим стал тип иконы, на котором князь изображается «в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностая, с крестом и нимбом над головой, с мечом в левой руке и на коне».

Изображения на иконах рисуют тот образ, который закрепился за святым благоверным князем Александром Невским в культуре.

Четвертая ретроспекция – это образ Александра Невского, как  великого защитника земли Русской от немецкой агрессии. Этот образ создан в конце 1938 году совместными усилиями Сергея Эйзенштейна, Николая Черкасова и Сергея Прокофьева в гениальном фильме по сценарию Петра Павленко «Александр Невский».

На заре советской власти на церковное почитание святых был наложен запрет, многие исторические деятели, являвшиеся предметом гордости и поклонения, в том числе и Александр Невский, были преданы забвению, и имена их исчезли со страниц книг и периодических изданий.

Ситуация начинает меняться в середине 1930-х годов, когда вновь проявляется ин­терес к историческому прошлому. Событием исторической гордости вновь становится Ледовое побоище, а Александру Невскому вновь возвращается статус национального героя. Как известно, в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами Сталина «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

 

   В 1937 году Константином Симоновым была написана поэма "Ледовое побоище. Образ Александра Невского в поэме — символ непобедимости русского народа, залог защиты русской земли. Эта поэма — предупреждение потенциальным врагам: русский народ сломить невозможно. В основе композиции поэмы — историческая параллель: 1918 год — 1240–1242 годы — 1937 год. Все исторические события связаны с вторжением (или намерением вторжения) немецких завоевателей в Россию.

   Новую страницу светского почитания Александра Ярославича открыл фильм-шедевр отечественной и мировой культуры «Александр Невский» (1938 г.).

Фильм оказал серьезное влияние на формирование представлений о князе как историческом деятеле. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, фильм вернули в прокат для поддержания духа, он имел еще более оглушительный успех. И это воздействие картины не меркнет с годами.

  Следует отметить, что устоявшееся представление о внешности Александра Невского возникло именно после этого фильма , в котором князя сыграл Николай Черкасов.

На фотографии артиста в соответствующем образе ориентировался создатель эскиза ордена Александра Невского Игорь Телятников.

В 1942 году Павлом Кориным был создан триптих "Александр Невский", на центральном полотне которого изображена монументальная фигура опирающегося на меч князя с реющим над его головой стягом Спас Ярое Око – иконой, веками вдохновлявшей русские войска на ратные подвиги.

 Пятая ретроспекция – это тот Александр Ярославич, за которого голосовало большинство телезрителей телеканала «Россия», в результате которого Александр Невский стал «Именем России»: справедливый сильный правитель, защитник, обладающий многими талантами и политической прозорливостью.

     В ХХI веке Александр Невский был заново оценен как величайший образец государственного деятеля.  

Образ его, как одного из наиболее почитаемых христианских святых Руси, в свете необыкновенной популярности этого имени сегодня кажется естественным в ряду различных произведений искусства. В каждом из них образ князя не противо­речит тому стереотипу, который сложился в обществе и нашёл отражение в этих произведениях. Так же как и житийный образ, они отражают систему ценностей времени и среды.

Ученые, историки, деятели культуры, литературы и искусства не ставят однозначно хорошую оценку его личности, взгляды порой бывают самыми противоположными.

Но сформировавшийся в общественном сознании образ Александра Невского как талантливого военачальника и мудрого политика соответствует исторической действительности, поскольку он сумел проявить себя в качестве выдающегося государственного деятеля, оставившего заметный и, несомненно, положительный след в отечественной истории.

 Феномен Александра Невского в исторической памяти современного общества вплоть до настоящего времени сохраняет свое уникальное место.

В 2008 году князя назвали «именем России».

В 2010 году в России был возрождён орден Александра Невского, которым в годы Великой Отечественной войны были награждены более сорока тысяч человек. Орден Александра Невского стал единственной наградой, существовавшей в Российской империи, Советском Союзе и в Российской Федерации.

В 2016 году Александр Невский стал небесным покровителем сухопутных войск России.

Несмотря на некоторые различия в ретроспекциях образа Александра Невского, не столько в самом характере, оценке его деятельности, сколько в сделанных акцентах и способах описания, очевидна близость идейного содержания всех проанализированных образов, общий пафос, пронизывающий их - князь Александр Невский — светлый идеал человека, полководца, правителя.

 

 

Источники и использованная литература

1.Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Vernad/2PodAlNev.ph p/ (дата обращения 11.11.2020).

2.Данилевский И.Н. Современные российские дискуссии о князе Александре Невском. Текст научной статьи по специальности «История и археология». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www cyberleninka.ru/ (дата обращения – 11.11.2020 года).

3.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей в 2- х книгах. Книга 1: Выпуски первый, второй, третий, четвертый. М.: СВАРОГ, 1995. 768 с. 9.

4.Соколов Р. А. Феномен Александра Невского на рубеже тысячелетия: исторические исследования и общественное восприятие // Региональные Чудские чтения: Сб. материалов 2010 г. Псков, 2011. С. 22-26.

5.Соколов Р. А. Диссертация на тему «Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти»// [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www disserCat.com/(дата обращения – 15.11.2020 года)

6.Шенк Ф.Б. Александр Невский в русской культурной памяти: Святой, правитель, национальный герой (1263–2000). – М., 2007. – 619 с.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!