Вторая ретроспекция – это образ святого благоверного князя Александра Ярославича как защитника православия, причисленного к лику святых.



Пленарный доклад

«Образ Александра Невского в истории и культуре»

на XVII Торопецкой Свято-Тихоновской Православной Международной

научно-практической конференции «Пастырь добрый» – «Роль личности Александра Невского в историческом, государственном и духовном контексте: связь времен и поколений» 17 ноября 2020 года.

Докладчик: Федосеева Галина Григорьевна, начальник отдела анализа и прогноза развития системы дополнительного профессионального образования ГБОУ ДПО ТОИУУ

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

   Приветствую всех участников и организаторов учительской конференции «Связь времен и поколений: святость, жертвенность и подвиг в служении Отечеству» и благодарю за возможность поделиться некоторыми соображениями по обсуждаемой теме.

Деятельность Александра Невского стала важнейшей вехой в отечественной истории и традиционно привлекает к себе самое пристальное внимание.

Следует отметить, что анализу жизни и деятельности Александра Невского, ее изучению и изложению посвящено достаточно много работ. Эти работы можно соотнести с двумя основными направлениями:

1) научные исследования, посвященные анализу множественных объективных факторов и их следствий в жизнедеятельности Александра Невского;

2) следование принципам художественной правды, когда происходит целенаправленная интерпретация ряда специально отобранных исторических фактов. Как правило, в этом случае происходит осознанная идеализация личности князя.

На основе материалов исследований в рамках этих двух направлений и формируется в нашем сознании образ Александра Невского.

Прежде всего, давайте определимся с самим понятием образа.

Лично мне ближе трактовка новой философской энциклопедии, где сказано, что ОБРАЗ – это результат реконструкции объекта в сознании человека; понятие, являющееся неотъемлемым моментом философского, психологического, социологического и эстетического дискурсов.

Образ (в христианстве), икона — изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания.

В различных словарях мы найдем сходные по описанию трактовки образа, как например: «…образ - живое, наглядное представление о ком-то. Образ вторичен по отношению к своему оригиналу. Оригинал всегда богаче своей копии».

Образы бывают визуальные, художественные, сценические. Можно продолжать перечисления и давать разнообразные трактовки образа, но, полагаю, что  в данной просвещенной аудитории этого не требуется.

Вернемся к образу Александра Невского.

Со школьной скамьи большинству россиян известны многие деяния князя.

Основную суть знания о личности, жизни и подвигах князя Александра Невского можно изложить предельно коротко — это один из выдающихся русских правителей, спасший страну от полного уничтожения. Победив шведов и немцев, князь обеспечил сохранение православной культуры на Руси, не допустив утверждения католичества.

Проблема, однако, состоит в том, что образы Александра Невского за прошедшие 800 лет многократно трансформировались, и отделить реального Александра Ярославича от мифов, создававшихся столетиями, трудно, а зачастую просто невозможно. Вероятнее всего, подлинный облик святого благоверного князя Александра Невского скрыт от нас многими слоями славянофильской, евразийской, социалистической и постмодернистской мифологии.

Историки-профессионалы, говоря об Александре Невском, различают, как минимум, пять образов-ретроспекций, существующих в нашей истории и культуре. Вполне естественным является факт наличия в этих 5 ретроспекциях церковного  и светских образов князя.

Каждый из этих образов порожден своей эпохой, своим временем. Позволю обозначить эти ретроспекции и дать некоторые иллюстрации к ним.

Первая ретроспекция – это образ великого князя Александра Ярославича, жившего в середине XIII в.  

Читая древнерусскую Повесть о житии, многочисленные жития и летописи, мы, скорее видим князя Александра Ярославича не как реального человека, наделенного как достоинствами так и слабостями, а становимся свидетелями наличия у него средоточия идеальных качеств, которые проявляются в его деяниях — воинских подвигах и мудром княжении.

Это и неудивительно, ведь именно таким представлен идеальный князь в «Поучении» Владимира Мономаха, на котором и воспитывался юный Александр. Благодаря его личному капиталу, состоявшему из набора прекрасных личных качеств, князь становится обладателем авторитета, сходного с авторитетом «старших мужчин» той родовой эпохи.

Историк Николай Иванович Костомаров описывает ситуацию на Руси и место в ней князя Александра Невского, начиная свое исследование такими словами: «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаcеления; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по  справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский».

Вторая ретроспекция – это образ святого благоверного князя Александра Ярославича как защитника православия, причисленного к лику святых.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!