Встречи с «униженными и оскорблёнными» на улицах Петербурга.



На улицах Петербурга люди относятся друг к другу с подозрением и недоверием, лишь несчастье ближнего вызывает любопытство и злорадство. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека. Больное сознание Раскольникова фиксирует в сознании ужасные эпизоды из жизни несчастных людей.

       Вот пьяная девочка на бульваре, которую напоили и надругались над ней: «Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице». Раскольников замечает господина, «лет тридцати, плотного, жирного, кровь с молоком», которому очень хотелось подойти к девушке «с какими-то целями». Движимый чувством жалости, Раскольников отдаёт последние двадцать копеек извозчику для того, чтобы он увёз девочку домой.

Проходя мимо дома, «находящегося под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями», он наблюдает, как «большая группа женщин толпилась у входа; иные сидели на ступеньках, другие на тротуаре, третьи стояли и разговаривали. Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской и, казалось, куда-то хотел войти, но как будто забыл куда. Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы». Одна из проституток, по имени Дуклида, просит у Раскольникова шесть копеек на выпивку, а другая – «рябая девка, лет тридцати, вся в синяках, с припухшею верхнею губой» осуждает попрошайку, говоря, «я бы, кажется, от одной только совести провалилась...» Раскольникова поражает, что даже на самом дне жизни остаются понятия о добре и зле, о совести и справдливости.

 При Раскольникове с моста в воду бросается женщина «с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами». Это мещанка Афросинья, которая от горя и безысходности допилась до чёртиков.
       Мармеладов рассказывает историю своей жизни в трактире, его рассказ сопровождается смехом и издевательством окружающих. Вся жизнь Катерины Ивановны выставлена напоказ.

«Это го­род полусумасшедших, - говорит о Петербурге Свидригайлов, - Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влия­ния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Таким образом, Петербург – это ещё и символ России, и все российские странности представлены в нём в концентрированном виде.

 

Петербург как питательная среда безнравственности и преступлений.

Герои романа попадают в такие ситуации, в которых соблюдение нравственных правил невозможно. Не пойди Сонечка Мармеладова на улицу — умерли бы с голоду ее домочадцы. Даже самоубийство как достойный исход в ее положении исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нрав­ственная гармония тут попросту недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна «не замеча­ет, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раз­дражается». Жизнь ставит героев в такие тупики, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, «безнравственным» ста­новится само неукоснительное требование нравственности. Лю­бимая сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж не по любви за циничного дельца Лужина, с тем чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Раскольников по­падает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одни­ми рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непре­менно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее...» Так жизнь не только не уводит героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

 

Таким образом, основными мотивами в изображении Петербурга у Достоевского становятся мотивы власти денег,  средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жан­ровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетание соответствующих эмоций.

 

– Какой же Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.

Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Петербург Достоевского – это город одиночества.

Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.

– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?

Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.

А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», «Евгении Онегине», но чувствовал, что Петербург не однозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит ...

Домашнее задание.

Составить опорный конспект

Петербург Достоевского

№ п\п Составляющие образа Характерные признаки
1.   Пейзаж
2 Сцены уличной жизни  
3 Интерьеры  
     
     
2.Обратить внимание на    
- Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; -Письмо матери. - Объясните состояние героя после прочтения письма матери.    

!!!!Ребята, конспект урока и отправляете мне на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru или в ВК


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!