Влияние петербургского климата на жителей.
Конспект урока литературы
Дата 20.11.2020.
Группа № 5 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс
Тема: Петербург Достоевского
Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: показать, каким предстаёт Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает жизнь униженных и оскорбленных писатель, подвести к осмыслению главного конфликта романа – между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Используемая литература:
Учебник. Русский язык и литература. Литература 10 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.
Интернет- ресурсы:
1.Видео. Урок. Литература 10 класс (Урок№32 - Роман «Преступление и наказание». Теория Родиона Раскольникова https://youtu.be/nhD5cKD0fr8 Дата обращения 17.11.2020
2.Художественный фильм по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2007, Режиссер Дмитрий Светозаров. https://youtu.be/RXwXF68TRZM Дата обращения 17.11.2020
Презентации:
Презентация по теме: « Петербург Достоевского»
Ход урока
1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.
Петербург… Северная столица России…Петербург – город, к которому невозможно оставаться равнодушным… Петербург – город, в который невозможно не влюбиться!Он завораживает своей красотой и историей! Петербург – город дворцов и музеев, город площадей и фонтанов, горд белых ночей и разводных мостов! Петербург – это город «трагической красоты»!
|
|
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Вон Медный всадник А. С. Пушкина! Гуляя по Невскому, невольно вспоминаешь героев Н. В. Гоголя. А если вслушаешься в этот город, то услышишь страдания петербуржцев Н.А.Некрасова. И вот мы идём по пути Родина Раскольникова… Каким же изображает Петербург Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»?
Цель нашего урока: ребята, сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, каким предстаёт Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои, как изображает жизнь униженных и оскорбленных писатель.
Действительно, почти каждая страница романа Достоевского заставляет читателя мучиться, страдать и заставляет его буквально болеть.
Каким же предстаёт перед нами Петербург Достоевского?
Какая же цель стоит перед автором: показать, как ничтожен, низок и гадок человек, или иная, высокая?
Прав ли Раскольников, когда в беседе с Порфирием Петровичем скажет: «Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди ... должны ощущать на свете великую грусть»?
|
|
Наша задача – ответить на эти вопросы, осмыслив те чувства, которые переживают герои романа.
Петербург Достоевского – город
Униженных и оскорбленных
Есть в «Преступлении и наказании»
гениальные страницы. Роман, точно
вылит, так он строен. При ограниченном
числе лиц кажется, что в нем тысячи и
тысячи судеб несчастных людей, - весь
старый Петербург виден под этим
неожиданным ракурсом. Много нагнетено
«ужасов», до неестественности... Но – силен, бес!
А. Фадеев
2.Объяснение нового материала
Теоретический материал для самостоятельного изучения
План урока:
Клетушка» Раскольникова и её влияние на возникновение теории героя.
2. Петербуржские комнаты как отражение характеров и судеб их владельцев (комната старухи – процентщицы, комната Мармеладовых, комната Сони)
Влияние петербургского климата на жителей.
Встречи с «униженными и оскорблёнными» на улицах Петербурга.
Петербург как питательная среда безнравственности и преступлений.
|
|
Клетушка» Раскольникова и её влияние на возникновение теории героя.
Теория Раскольникова напрямую связана с жизненными условиями, которые его окружают. Именно в мире петербургских углов рождаются на свет теории, приводящие своих авторов к помешательству. Сам Раскольников живёт в каморке, которая находится под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походит более на шкаф, чем на квартиру: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». Интерьер показывает, что хозяину чужда забота о порядке, а его студенческие занятия им давно заброшены. Раскольников с ненавистью и злостью смотрит на свою каморку, в которой ему приходиться сидеть голодом, да ещё и опасаться своей квартирной хозяйки, которой он уже давно задолжал. Неудивительно, что именно здесь в его голову приходит мысль о «разрешённости» убийства избранным. Он выстраивает теорию, согласно которой человечество делится на две группы: на обыкновенных людей, которых большинство, которые вынуждены зависеть и подчиняться второй группе — и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено
|
|
2. Петербуржские комнаты как отражение характеров и судеб их владельцев (комната старухи – процентщицы, комната Мармеладовых, комната Сони)
Петербургские комнаты наиболее явно отражают характеры своих хозяев, их внутренний мир и состояние души.
Вот комната старухи – процентщицы, она «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух - трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. «Лизаветина работа», - подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», - продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку»
Грошовые картинки, лампада перед образом, ситцевая занавеска – всё указывает на нарочитую бедность и набожность Алёны Ивановны, помыкающей своей убогой сестрой Лизаветой. В цветовой гамме явно преобладает жёлтый цвет, имеющий много символических значений, одно из них – золото, деньги. Алёна Ивановна – ростовщица, не знающая ни к кому жалости и сострадания.
Посещение петербургских углов, в которых живут «униженные и оскорблённые», окончательно заставляет Раскольникова поверить в свою теорию.
Семья Мармеладовых (больная Катерина Ивановна и трое детей) ютится в проходной комнате: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать… Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные».
Сонина комната «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели... Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок»
В тесноте перенаселенных квартир, в бедности серых комнат, среди каменных углов развертывается драма жизни униженных и оскорбленных, жизни в каких-то позорных, унизительных для человека условиях.
Достоевский рассказывает о преступлении Раскольникова на фоне Петербурга, который является не просто фоном, но далее как бы «действующим лицом» романа, создавая ощущение, образ той серой, хмурой, удушливой атмосферы, в которой зарождаются преступные мысли и происходит преступление. Каморки и клетушки, в которых существуют герои романа, - прообразы более объёмной, но столь же душной и серой «каморки» города. «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек», — говорит о Петербурге мать Раскольникова.
Влияние петербургского климата на жителей.
Важный символ у Достоевского — петербургский климат. Он, с одной стороны, провоцирует состояния психики на грани безумия, с другой стороны, является внутренним душевным состоянием. Жара, вонь, духота - частица общей атмосферы романа, душной и безысходной: «На улице жара стоял страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики. Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть и голова его совсем закружилась». Писатель постоянно соотносит состояние юноши и то, что его окружает на улице. Летняя духота «вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха» провоцирует головную боль, расстраивает нервы героя.
Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!