ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.



Марксизм представляет собой закономерное и весьма крупное явление в истории мировой общественной мысли. Он возник в 40-е годы ХIX столетия на волне зародившегося в Европе массового рабочего движения как идейное выражение этого социального процесса. Марксистская теория состоит из трех частей: философии, политической экономии и научного социализма. Все они находятся в органической взаимосвязи и подчинены решению одной задачи – теоретическому обоснованию неизбежности гибели капитализма как строя и революционной смены его новым, более разумным и справедливым состоянием общества.

В хронологическом плане историю марксизма можно разделить на два периода: «ранний» (до 1848 г.), или становление, и «зрелый» (вторая половина XIX века), или развитие вглубь и вширь. Ключевым во всем марксизме является понятие коммунизма. Под ним, основатели данного учения понимали длительный процесс преодоления состояния отчуждения (несвободы) человека в ходе социалистической революции и становления ассоциации свободных тружеников, где будет сполна реализован гуманистический идеал. Обоснованию неизбежности коммунизма был подчинен весь теоретический потенциал марксизма. Философия марксизма есть материализм, последовательно проведенный и всесторонне примененный к исследованию и объяснению не только природы, но также общества и человека. Другой важной составляющей марксистской философии является диалектика как теория развития всего сущего и метод философского мышления. К.Маркс в начале был младогегельянцем, потом под влиянием философии Фейербаха, перешел на позиции материализма и в конце концов создал самостоятельное философское учение – диалектический материализм. Маркс был одним из трех мыслителей ХIХ века, чье учение оказало огромное влияние на судьбы людей, особенно в ХХ веке, когда впервые в человеческой истории люди стали воевать друг с другом за идеологические доктрины. Обычно говорят о существовании «двух» Марксов – один был философом-гуманистом, тонким аналитиком сознания, крупным теоретиком в области философии; другой – революционером-практиком, разрабатывающим учение о свержении существующего капиталистического строя и о путях построения бесклассового коммунистического общества всеобщего благоденствия и счастья. Все это удивительным образом совмещалось в одном человеке. В своих ранних работах, например, в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и попытался дать свою оригинальную трактовку этой проблемы. Совершенно справедливо он писал о том, что отчуждение при капитализме носит массовый и всеохватывающий характер. Так, рабочий отчужден от средств и продуктов собственного труда, от самого себя как человека, отчужден от природы и культуры, и чем больше и плодотворнее он работает, тем более могущественен отчужденный от него и подавляющий его социальный порядок. Отсюда Маркс делает странный, на сегодняшний взгляд, и совершенно романтический вывод о том, что преодолеть отчуждение можно, только уничтожив частную собственность. Частная собственность при капитализме достигает, по мнению Маркса, своего разрушительного апогея благодаря экономическому развитию и особенностям способа производства этого исторического периода, и процесс отчуждения распространяется на все сферы человеческой жизнедеятельности: политику, искусство, культуру, науку, быт. Человек утрачивает идеалы, индивидуальные характеристики, моральные принципы, становятся враждебен другим людям и окружающему миру. Личное благополучие, выраженное в вещной или властной формах, становится целью жизни. Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформулировав и проанализировав понятие «общественное бытие» как реальный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории («исторический материализм»). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве основы всей человеческой истории, «ключа» к пониманию ее тайн. «Способ производства обусловливает социальные, политические и духовные процессы в обществе». Рассмотрев диалектику общественного бытия и общественного сознания они сделали вывод, что общественное бытие в основном определяет общественное сознание, которое в свою очередь обладает относительной самостоятельностью и влияет в свою очередь на общественное сознание. К.Маркс и Ф.Энгельс создали теоретическую модель капиталистического общества XIX в. – общественно-экономическую формацию, тем самым системно рассмотрели основные элементы: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, общественное бытие и общественное сознание. Еще одна глубокая идея связана с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию. Для Маркса основными видами практики были: «обработка природы людьми», т.е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми» – социальнопреобразующая деятельность. К.Маркс называет общественную жизнь практической по существу, благодаря тому, что основой всей общественной жизни считает трудовую деятельность людей. Категория «практики», введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке. Одновременно категория практики явилась фундаментальной и для рассмотрения проблем сознания. Так, по Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия, формирование сознания человека происходит только в совместной деятельности, общении с себе подобными, т.е. в обществе. Таким образом, Маркс, показывая, что вся общественная жизнь является по существу практической, рассматривает все явления и процессы, с которыми взаимодействует социальный субъект, как результат настоящей или предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов. Конечно же, положительной стороной марксизма является материалистическая диалектика как теория единства и развития всего сущего, метод философского мышления. В марксизме диалектическое мышление получило очень большой импульс, будучи примененным к систематическому исследованию общественной жизни и развитию человеческой истории, к познанию окружающей природы. Бесспорно, марксизм стал вершиной в развитии материалистической философии, достойно продолжив богатую традицию «линии Демокрита».

Контрольные вопросы

 

1. Каковы основные направления и характерные черты классической немецкой философии?

2. По мнению И. Канта, на какие вопросы должна ответить философия?

3. Значение понятий И.Канта «вещь для нас» и «вещь в себе».

4. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

5. За что критикует Кант религию?

6. В чём суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

7. Почему философию Л.Фейербаха называют антропологическим материализмом?

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!