Русская консервативная мысль второй четверти XIX века.



 

В 40-х годах XIX века консервативные тенденции обозначались в мировоззрении славянофилов, чьи историоософские настроения были обусловлены религиозной константой. Основателями славянофильства считаются Алексей Степанович Хомяков, и Иван Васильевич Киреевский. В славянофильский кружок так же входили: П.В. Киреевский, К. С. Аксаков, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И.Кошелев, Д.А. Валуев, В.А. Панов. К славянофилам были близки В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев. Поскольку основные выводы славянофилов основывались на анализе русской истории, рассматриваемое мировоззрение было названо А. С. Хомяковым «православно-русским». Алексей Степанович полагал, что в основе исторического развития Европы и России первоначально лежали различные предпосылки. Запад вобрал в себя остатки античной цивилизации,  пронизаные духом рационализма и индивидуализма. Кроме того, европейские государства возникали из завоеваний и в их устройстве изначально присутствовал антагонизм, который возник из борьбы завоевателей и завоёванных. Ничего этого не было в России. Рационализм и индивидуализм Запада был ей совершенно чужд. Русский народ издревле жил общиной, характерной чертой которой выступали общность имуществ, братская взаимопомощь и терпимость. Русское государство возникло в результате добровольного призвания варягов и не несло в себе изначального антагонизма. Чрезвычайно существенны были отличия между Россией и Западом в религиозной сфере. В католицизме Хомяков видел в первую очередь господство иерархии. С его точки зрения западная церковь превратилась в институт власти, что в корне противоречило самому духу христианского вероучения[3, с.47].

Данное направление политической мысли, безусловно, является консервативным, так как следование исторической традиции рассматривает как единственно верный путь социального развития.

Славянофилы отстаивали идею национальной самобытности России. По их мнению, Древняя Русь имела гораздо более высокий потенциал социального и духовного развития, чем любое государство Западной Европы. Петровские реформы помешали реализации этого потенциала на практике, которые внесли в русскую жизнь чуждые европейские элементы. 

Социальным идеалом славянофилов было воцерковленное общество, то есть воплощение в общественной жизни крестьянских принципов. Маленькой и несовершенной моделью подобного общества они считали крестьянскую общину. Поэтому практически все представители московского направления, как называли иногда славянофилов, активно отстаивали ее право на существование.

Труды славянолюбов печатались в «Москвитянине», «Синбирском сборнике», «Московских сборниках». В середине 1850-х появился печатный орган. Славянофилы стали издаваться в собственных журналах — «Русской беседе», «Сельском благоустройстве»; и газетах – «Парусе», «Молве», «Москве», «Руси». А также в еженедельнике «День»[2, с. 42].

Одним из главных идеологов консерватизма был министр народного просвещения С. Уваров, в 1833 г. построивший теорию официальной народности, выраженную формулой: «Самодержавие, Православие, Народность». Особый исторический путь России, по мнению сторонников этой концепции, был связан с наличием в ней самодержавия как единственно приемлемой формы правления. В крепостничестве видели залог порядка и спокойствия в деревне. Православию отводилась роль идеологической основы, на базе которой происходило единение глубоко религиозного русского народа.

Центральная проблема, за решение которой Уваров взялся по вступлении в должность министра народного просвещения (в 1834 году), сводилась им к необходимости поиска самобытного и органичного национальным традициям пути развития России, позволившего бы ей избежать тех социальных и политических катаклизмов, сотрясающие Западную Европу в конце XVIII – первой трети XIX вв.

Православная вера выступает у Уварова той силой, которая помогла России «устоять среди бурь и волнений». Ранее вера русского народа «сохранила бытие России при напоре и полудиких орд языческого Востока, и полупросвещённых полчищ мятежного Запада».

Для Уварова православие представляет собой национальный русский тип религиозной веры, точно так же, как самодержавие – национальный тип власти. Создав сильное единое государство, превратившееся впоследствии в империю, раскинувшаяся на просторах от Балтийского моря до Тихого океана, самодержавие обеспечивало на протяжении столетий его целостность и политическую самостоятельность[1, с. 79].

Однако православие и самодержавие является лишь условием исторического бытия народа. Именно народность приводит, согласно убеждению министра, в движение «государственный состав», заключает в себе источники непрерывного развития государства, сохраняет в неизменности «главные черты» его неповторимого облика. Суть понятия народности в работах Уварова определяют два составляющих её компонента: русская нация и русское государство, представляющие собой две части единого организма. Единство народа и государства достигается путем совместного многовекового развития.

С 1834 г. доктрина Уварова стала внедряться в практику российского образования. В 30 – 40-е гг. XIX века идеи «официальной народности» отражались в исторических трудах (в частности, М.Н. Погодина), учебниках и периодических изданиях. В своей государственной, научной, административной деятельности граф Уваров был продолжателем трудов таких выдающихся русских консерваторов, как М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин.

Теория «официальной народности» содействовала объединению российского общества в обстановке нарастания кризисных явлений в политической жизни. По мнению известного русского философа А.В. Гулыги, уваровская триада является «формулой русской культуры», то есть базовым основанием, на котором покоится благоденствие России как нации, государства и цивилизации[10, с.80].

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!