Зарождение русского консерватизма



Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1.1 Основные черты консервативной концепции…………………………...…..4

1.2 Зарождение русского консерватизма…………………………………...……6

1.3 Русская консервативная мысль второй четверти XIX века……………...…9

1.4 Консерваторы государственники второй половины XIX века…………....12

Заключение…………………………………………………………………….…15

Список использованной литературы………………………….………………..17

 

Введение

Актуальность. За последние полтора десятилетия консерватизм стал вызывать повышенный общественный и академический интерес, подогреваемый политической конъюнктурой (правящая партия «Единая Россия» провозгласила своей идеологией именно «консерватизм»). Вышли сотни статей и десятки книг, которые посвящены истории русского консерватизма.

Общетеоретические причины обусловленные потребностью исследования консерватизма в XIX веке, во-первых, систематизация изучения различных подходов к анализу консерватизма, во-вторых, выявления системы ценностей в русской консервативной мысли XIX в., сформированные в историческом прошлом, и продолжающие формирование в современных условиях.

Объектом исследования является: Оформление консервативной идеологии в России в XIX веке.

Предметом исследования выступает: консерватизм - как политическое учение, его формирование на протяжении XIX века.

Цель: проанализировать оформление консервативной идеологии в России в XIX веке.

Из цели можно выделить следующие задачи:

-описать основные черты консервативной концепции;

-исследовать проблему зарождения русского консерватизма;

-охарактеризовать русскую консервативную мысль второй четверти XIX века;

-изучить политику консерваторов государственников второй половины XIX века.

 

 

Основные черты консервативной концепции.

Особенностью консерватизма был культ не только сильного государства с монархической формой правления, церкви, религии и нравственности, но и семьи, школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, исполнительности, дисциплины и порядка, т.е. тех социальных институтов и традиций, выступающие базовые проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такую черту консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Консерватизм при этом противостоял идеологиям, в основе которых лежали ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм, культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм, приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод, приверженность теоретическим моделям, культ перемен, революция. В случае необходимости социальных перемен консерватизм требовал при их реализации чрезвычайной осторожности и постепенности. При этом было бы неверно трактовать консерваторов как противников всего нового. Они выступали лишь против абсолютизации принципа новизны, заведомого примата нового перед уже проверенным старым, что обычно характерно для либерализма и еще более левых течений[5, с.132].

Консервативное направление XIX в. было неоднородно. Внутри него существовало несколько течений,  которые различались по теоретическому обоснованию своих доктрин, практическим выводам и т. д. Но, при всём своеобразии консервативных концепций можно выделить ряд общих особенностей, в целом присущих консервативной системе мировоззренческих ценностей:

- провозглашение необходимости следования России по собственному пути национального развития, отличному от западного в политическом и духовно-нравственном аспекте, связанная с этим критика либерализма, парламентаризма и социализма;

- признание незыблемости самодержавной власти в России (как проявления универсального мирового порядка, освящённого религией), которая допускает возможность проведения реформ в рамках существующей системы с целью укрепления монархической власти;

- наличие в консервативных концепциях религиозно-православной константы, связанной с  сакрализацией явлений государственно-политической жизни, обусловленная этим оценка монарха как «помазанника Божьего»;

-признание несовершенства природы человека, преодолеть которое возможно только находясь в лоне церкви и подчиняясь власти монарха;

-понимание естественного неравенства людей и, соответственно, признание необходимости общественной иерархии как фундамента самодержавной системы и отражения «иерархии небесной»;

-сохранение единой и неделимой Российской империи;

-настороженное отношение к начавшейся капитализации страны, требование учёта специфики российской экономики, доминирования в ней аграрного сектора.

Консерваторы пытались найти компромисс с происходившими в стране переменами и, ратуя за сохранение принципиально-сущностных основ традиционной системы отношений, одновременно стремились разработать и предложить целостную систему мер,  которые позволяют, по их мнению, осуществить без потрясений плавный переход к новым социально-экономическим отношениям. В условиях быстро меняющегося мира они делали особый акцент именно на обосновании преимуществ традиции, что позволяло избежать «прерыва постепенности», на котором настаивали не только социалисты, но и радикально настроенные либералы[7].

Однако все попытки воплотить исповедываемую консерваторами систему взглядов на практике терпели поражение, так как ещё при жизни идеологов вокруг них стараниями либеральной и революционной общественности создавалась «полоса отчуждения» (К.П. Победоносцев, М.Н. Катков), а интерес к работам консерваторов возникал только через несколько лет после смерти их авторов (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев) и носил не столько государственно-практический, сколько научно-публицистический характер. Интеллектуальные разработки консервативного течения русской мысли так и остались невостребованными властью.

Зарождение русского консерватизма

 

В Российской империи консерватизм на этапе своего формирования представлял собой реакцию на радикальную вестернизацию, проявлениями главными символами которой в конце XVIII –начале XIX века стали Великая Французская революция, либерализм Александра I, проект конституциональных преобразований, который связан с именем Сперанского М.М., и наполеоновская агрессия против России.  Процессы вестернизации разрушающие самые основы существования и деятельности основных социальных институтов и установлений традиционного общества, имели всеобъемлющий характер.

Эти явления были восприняты русскими консерваторами как тотальная угроза, которая ведет к разрушению всех коренных устоев традиционного социума; самодержавной власти, православной церкви, и религии вообще, языка, патриархального быта, национальных традиций.

В этой тотальности угрозы, было отличие, от всех прежних вызовов, испытавшая в своей истории Россия. Внешние угрозы не подрывали фундаментальные принципы монархической власти, религии, культурно-языковой идентичности[3, с.52].

Ранние русские консерваторы отстаивали те основные ценности, характерные и для их западноевропейских единомышленников, вроде Ж. де Местра, Л. де Бональда, А. Мюллера и Ф. фон Баадера, которые ставили своей задачей защиту и актуализацию позитивных традиций и ценностей идеализированного традиционного социума.

Несмотря на наличие обширных фактических данных отсутствует общепризнанная типологизация русской консервативной мысли первой четверти XIX века существует многообразие мнений. В частности, выделяют следующие разновидности раннего русского консерватизма: в церковный и православно-самодержавный.

Прежде чем перейти к характеристике этих течений, следует выделить, что наиболее развитые формы русского дореволюционного консерватизма в целом являлись теоретически развернутым обоснованием формулы «православие - самодержавие- народность». Основными  политическими и идейными центрами раннего русского консерватизма были «Беседа любителей русского слова», созданная Шишковым и Державиным, журналы «Вестник Европы» (ред. Н. М. Карамзин) и «Русский вестник» С. Н. Глинки, тверской салон великой княгини Екатерины Павловны. К ним примыкали Российская Академия (в целом являвшаяся опорой шишковистов)[6, с.126].

Наиболее яркими и известными представителями церковного консерватизмав первой четверти 19 века являлись митрополиты Платон (Левшин), Серафим (Глаголевский), архимандрит Фотий (Спасский).

Для этого течения были характерны напряженное и драматичное противодействие западным идейно-религиозным влияниям, прежде всего, просветительским идеям, масонству, атеизму.

Явно выраженное убеждение в особом пути России, которое связанно с православием, отличающим ее от Запада и Востока. Представители этого течения остро осознавали уникальность своей религии. Церковный консерватизм был реакцией на вызов просветительского проекта и косвенно обусловленных с ним явлений, таких, как фактический отказ от православного характера Российской империи, произошедший после 1812 года, продолжавшийся до 1824 года.

Характерной чертой церковного консерватизма так же была лояльность существующей монархической власти, что не исключало ее резкую критику, когда, с точки зрения носителей, рассматриваемого направления, нарушалась «чистота веры», разрушалась нравственность, возникала угроза ослабления православия в следствие распространения неправославных и антиправославных учений[4, с.177].

Если говорить о попытках представителей этого направления воздействовать на жизнь светского общества то они в основном сводились к мерам запретительного свойства в отношении неправославных и антипровославных течений, неприятию радикализма и либерализма. Позитивная программа церковных консерваторов имела узко-конфессиональный характер, обычно ими подчёркивали необходимость широкого распространения православного образования в качестве наиболее эффективного противовеса неправославным и антиправославным влияниям.

С церковным консерватизмом было  тесно связано течение свесткого, православно-самодержавного консерватизма. Наиболее известными его представителями выступали А.С. Шишков, Н.М. Карамзин, М.Л. Магницкий. Указанные идеологи и практики русского консерватизма в период его зарождения начали разрабатывать такие основополагающие для зрелого консервативного сознания понятий, как «православие», «самодержавие», «народность». Но упомянутые категории описывались каждым из них более подробно, нежели другие. Так, в работах А.С. Шишкова «Рассуждение о любви к Отечеству» содержится развернутая трактовка понятия «народность», с православно-консервативных позиций в тракте « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», известно под названием «Записка о новой и древней России». Н. М. Карамзиным представлена концепция самодержавия», как особого самобытно-русского типа власти,  взаимосвязанной с православием и православной церковью.

Можно прийти к выводу, что становление русского консерватизма произошло именно в первой четверти XIX века, когда появились признанные теоретики и практики консерватизма, были напечатаны их произведения, имевшие программный характер, появились периодические издания, и идейные объединения (общества, кружки), а лидеры этого течения заняли крупные государственные посты и периодически воздействовали на внутреннюю и внешнюю политику самодержавия.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!