Глава 6. Рисование с натуры предметов домашнего обихода и растений



Рисование с натуры тарелки, чашки, вазы

Выполнение предыдущих рисунков с натуры связано с решением следующих двух задач - изучением строения формы геометрических тел и изучением кажущихся изменений формы в зависимости от расположения предметов в пространстве и освещения.

Дальнейшее изучение строения формы связано с рисованием с натуры предметов домашнего обихода. Тарелки, чашки, блюдца, кувшины, вазы имеют разнообразную форму, в основном коническую и цилиндрическую. Вообще весь материально-предметный мир состоит из разнообразных сочетаний геометрических форм. Зная эту закономерность строения формы предметов, значительно легче научиться рисовать их с натуры.

Обыкновенная тарелка имеет коническую форму, но все знают, что она также и круглая. Передать в рисунке эти внешние признаки предмета - сложная задача (рис. 22).

Перед тем как приступить к рисованию тарелки, нужно хорошо усвоить особенность изменения формы круга при любом его наклоне. По мере своего фронтального положения круг превращается в эллипс. Если не знать о том, что эллипс - замкнутая плавная кривая, то при рисовании можно допустить грубую ошибку - изобразить находящийся под углом круг в виде веретена.

Рисунок тарелки начинают с построения квадрата в перспективе, исходя из расположения натуры, которая находится ниже линии горизонта, т. е. уровня зрения рисующих, и хорошего обозрения верхнего основания, дающего наглядный пример перспективы круга. Построение квадрата в перспективном сокращении необходимо здесь для того, чтобы научиться изображать круг в перспективе. Когда такой квадрат построен, следует провести диагонали и в их пересечении найти центр. Нужно обратить внимание на закономерность, по которой ближняя половина изображения оказывается большей, чем дальняя. Затем проводят осевые линии, места пересечения которых со сторонами квадрата станут точками касания его с дугой окружности. Плавная по форме замкнутая кривая, проведенная через эти точки, дает изображение окружности в перспективе. Такую сложную работу необходимо проделать, чтобы научиться рисовать окружность под любым углом по законам перспективы.


Рис. 22


Рис. 23

После того как построено верхнее основание тарелки, таким же способом строят нижнее - донышко, прорисовывая его насквозь, чтобы не ошибиться в изображении общей формы. При внимательном анализе конструктивного строения предмета нельзя не заметить, что окружность нижнего основания тарелки менее сокращена по сравнению с окружностью верхнего. Такое явление обусловлено все теми же законами перспективы: чем ближе окружность повернута к линии горизонта, тем более она сужается (рис. 23).

Общая форма тарелки основана на сочетании двух усеченных конусов, пересечение которых образует еще один круг, который также нужно прорисовать насквозь.

Нарисовав тарелку и ознакомившись с изображением окружности в перспективе, следует выполнить рисунок с натуры предмета, имеющего цилиндрическую форму, например, чашки. Выполнение работы связано с ознакомлением с формой цилиндра, у которого одинаковые круглые основания имеют ось вращения.


Рис. 24


Рис. 25


Рис. 26

Некоторую трудность в рисунке чашки представляет ручка. Эта деталь предмета неотъемлема от общей формы и ее нужно строить вместе со всем изображением, но прежде уяснить ее конструкцию и характер изгиба. Нижнее круглое основание чашки, превратившись в эллипс, выглядит чуть шире верхнего.

Найденную в линейном рисунке выразительность конструкции и цилиндрического объема чашки дополнит светотеневая моделировка (рис. 24).

Для очередного рисунка с натуры следует взять фаянсовую вазу для цветов с широким туловом и невысоким горлышком. Ее довольно сложная конструкция, основанная на сочетании разных геометрических форм, способствует закреплению навыков рисования с натуры (рис. 25).

Работают над рисунком вазы в такой же последовательности, как и над предыдущими изображениями. При внимательном осмотре вазы можно обнаружить, что ее форма образована двумя сопрягающимися шарообразными поверхностями и двумя усеченными конусами, сочетающимися между собой.

Как и при рисовании чашки, в изображении вазы необходимо сначала провести вертикальную ось - опорную линию, служащую основой рисунка (рис. 26). Благодаря ей намечают конструктивные элементы вазы, передавая вначале общую форму, определяемую отношениями высоты к ширине. При уточнении общей формы вазы обязательно следует прорисовать насквозь все четыре составляющих ее геометрических тела и такое же количество окружностей в перспективе, что позволит избежать ошибок в построении.

Такое организованное и последовательное выполнение рисунка обеспечивает четкое линейное построение предмета, где переданы и общие пропорции, и форма, и размеры его частей. Мягкая светотеневая проработка поверхности изображения подчеркивает объемную форму вазы.

Контрольное задание

Выполните линейные рисунки блюдца, чашки и кувшина.

Рисование с натуры растений

Творческий труд людей, кто по роду своей профессии овладевает основами изобразительной грамоты, будет полнее и содержательнее, если они изображают в своих рисунках растительный и животный мир, полный разнообразия, пробуждающий мысли и чувства, развивающий воображение и фантазию.

Будущим кондитерам также необходимо знать разнообразные формы растительного мира, которые они могут использовать для орнаментальных построений при украшении тортов и пирожных.

Рисование растений целесообразнее начинать с листьев. В качетве натуры используют либо засушенные листья, либо гербарий. Изображения выполняют карандашом с тональными переходами.

В учебных целях полезно рисовать листья деревьев и кустов, которые имеют разнообразные формы, простые и причудливые. При их изображении следует придерживаться принципов от простого к сложному и от общего к частному. Разнообразие форм листьев и общее их строение способствуют развитию глазомера и целостному воспринятию натуры при рисовании (рис. 27).


Рис. 27

Натуру нужно располагать перед собой, чтобы видеть ее без искажения, на белом фоне, чтобы различить форму и тон. Рисовать листья лучше всего в натуральную величину.

Изображение начинают с определения формы. Все листья так или иначе вписываются в какую-либо геометрическую фигуру - треугольник, многоугольник, ромб эллипс, круг. Например, листья огурца и березы - треугольные, клена и винограда - пятиугольные и т. д.

Общую форму листа всегда намечают вместе с центральной осью. Изображение строят от общего к частному, результатом чего являются проработка и тоновое насыщение даже мелких деталей - зубчиков края листа, всех характеристик жилок и рельефа.

Сложными по своим очертаниям можно назвать листья клена или дуба.

Работу над изображением листа клена начинают с композиционного расположения рисунка. Затем легко прорисовывают пятиугольник, в который как бы вписывают весь лист. Среднюю жилку в виде оси проводят до прорисовки пятиугольной формы кленового листа. От оси под углом примерно 30° проводят своеобразным веером вправо и влево еще по две жилки. Затем начинают определять пропорции всех отдельных частей листа и характерные изгибы.

Завершают работу над рисунком листа клена детальной проработкой жилок, зубчиков и тоновым насыщением поверхности изображения, постоянно сравнивая рисунок с натурой.

Рисование цветов - задача более сложная, чем рисование листьев. Форма их чрезвычайно разнообразна: колесовидная, колокольчатая, трубчатая, дискообразная, воронкообразная, шаровидная и т. д. Это разнообразие всегда привлекало людей и они создавали и создают неповторимые по красоте и образному строю цветочные орнаменты и декоративные композиции.

При рисовании цветов нужно настойчиво и кропотливо изучать их строение.

Рисунок любого цветка начинают с нанесения легкими линиями общего силуэта растения вместе со стеблем и листьями. Затем уточняют направление стебля, его изгиба, места крепления листьев и форму самого цветка.

Как всегда при рисовании с натуры изображение выполняют в тоне.

Контрольное задание

Пользуясь гербарием, нарисуйте с натуры листья дуба, каштана и рябины, а также два-три изображения цветов.

Рисование с натуры пирожных

Привлекательность внешнего вида мучных кондитерских изделий - пирожных и тортов - зависит от художественного оформления их поверхности.

Содержанием художественного оформления пирожных и тортов служит декоративность, т. е. украшение кондитерских изделий цветами, листиками, ветками, различными орнаментами и бордюрами, изготовленными из крема, шоколада, марципана и других продуктов.

Разнообразие оформления изделий зависит от степени развития творческого воображения кондитера. Рисование с натуры имеет большое значение для овладения изобразительными навыками. Наряду с усвоением правил изображения на плоскости объемных предметов необходимо также изучать законы композиции и практически знакомиться с различными видами декоративного рисования, в задачу которого кроме рисования орнамента входит изображение с натуры пирожных и тортов.

Пирожные и торты рисуют с натуры с помощью специально изготовленных макетов, которые должны составлять натурный фонд училища.

Пирожные представляют собой штучные кондитерские изделия, имеющие различную форму и разнообразную декоративную отделку поверхности. Успешное выполнение рисунка пирожного углубляет понятие формы и композиции.

Благодаря предыдущим упражнениям по рисованию с натуры учащиеся научились понимать особенности перспективного построения предметов, законы светотени и тональные отношения.

Правильно нарисовать предмет - значит передать его перспективную форму, объем и наиболее характерные особенности.

Любой объемный предмет - это сложное целое со многими свойствами. Воспринимая предмет как целое, нельзя не обратить внимание и на характерные особенности, которыми он обладает. Таким образом, восприятие предмета как целого обусловлено восприятием его частей и свойств, среди которых выделяются наиболее постоянные, яркие и существенные признаки. Эти признаки в единстве с целым необходимо учиться выделять в рисунке, т. е. творчески подходить к изображению.

Рисунок пирожного с натуры также требует творческого подхода. Пирожное - изделие объемное. Вначале надо разобраться в строении его формы, определить основные грани, плоскости, образующие объем, расположение их в пространстве, а затем найти характерные пропорции - отношения сторон одной части к другой. Определяя пропорции пирожного и строя их в перспективе, одновременно слегка прокладывают тени, что способствует более точной передаче пропорций модели. В процессе детальной светотеневой проработки изображения продолжают уточнять форму рисуемого предмета. Именно здесь очень важно творчески подойти к рисунку.


Рис. 32

Для первого карандашного рисунка следует взять в качестве натуры макет прямоугольного по форме бисквитного пирожного, темная по тону поверхность которого имеет отделку с четким узором, состоящим из розы и бордюра. Характер выполнения изображения должен соответствовать всем требованиям объемного рисования с натуры.

Следующим упражнением будет изображение макета бисквитного пирожного, сделанного в виде прямоугольной полоски с узором. Это упражнение выполняют в технике отмывки черной тушью (рис. 32).

Свет, полутон и тень на предмете бывают наиболее отчетливо выражены в том случае, если натура освещена сбоку. Внимательно рассмотрев натурную модель, определяют участки, находящиеся на свету и в тени. В процессе работы над изображением необходимо предварительно изучить натуру, одновременно определить размер изображения, который должен соответствовать размеру макета пирожного.

Начиная рисовать, намечают общую форму, находят и уточняют пропорции и легким нажимом карандаша тщательно прорисовывают все детали, строго соподчиняя их с целым.

После того как рисунок готов, приступают к нанесению разведенной тушью или черной акварельной краской самого светлого тока, оставляя нетронутыми те места, которые в натуре выглядят наиболее светлыми. Затем способом многократного покрытия одного тона другим усиливают тени и темные места.

Следующее упражнение в отличие от предыдущего выполняют в цвете карандашами или красками. Из красок лучше применять гуашевые. Они позволяют перекрывать один непрозрачный слой другим, особенно в передаче элементов украшения.


Рис. 33

Для натуры берут макет пирожного с яркой расцветкой "Корзиночка" (рис. 33).

К рисунку приступают после того, как выбрана точка зрения, которая позволяет хорошо видеть форму и цвет пирожного. Рисунок под гуашь так же, как под акварель или цветные карандаши, выполняют аккуратно, не прибегая к резинке, учитывая все закономерности последовательно выполняемого изображения, и красками доводят работу до конца.

Контрольное задание

Выполните упражнения в рисовании пирожных по памяти.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!