Глава 3. Рисование орнаментов



Рисование геометрических фигур

Дальнейшее развитие руки и глазомера, приобретение новых знаний, умений и навыков связаны с упражнениями по изображению прямых, острых и тупых углов, квадратов, прямоугольников, трапеций, ромбов, дуг, окружностей, овалов.

Приступая к этим упражнениям, следует сначала потренироваться в проведении коротких линий под наклоном. Когда рука обретет необходимую двигательную координацию, можно построить прямой угол. На поверхность бумаги наносят легкие линии, отложив на них одинаковые отрезки. После этого делают контуры прямого угла более выразительно. Острый угол должен быть меньше прямого, тупой - больше, но способ их изображения будет таким же, что и при рисовании прямого угла.

Квадрат нужно рисовать с помощью осей и диагоналей. Осью называют тонкую прямую линию (горизонтальную или вертикальную), проходящую через середину геометрической фигуры или какого-либо предмета цилиндрической, конической и других форм. Разумеется, ось присутствует только в различных графических изображениях. Диагональ же служит изобразительным элементом, проходящим наискось между углами (например, между верхним правым и нижним левым). Оси и диагонали при построении квадрата бывают и как пересекающиеся в центре, и как размерные вспомогательные элементы.

Прямоугольник изображают таким же способом, что и квадрат, исключая лишь абсолютное равенство сторон. Сначала намечают оси, от места пересечения которых следует отложить вправо и влево большие, но одинаковые отрезки, а вверх и вниз - меньшие. Затем проводят диагонали, чтобы в них пересекались стороны прямоугольника.

Трапецию рисуют также с помощью осей. Отложив от центра пересечения по вертикали определенные отрезки, проводят параллельные горизонтали линии. На них откладывают разные отрезки и, соединив контурами точки, получают фигуру, называемую трапецией.

Ромб строят по осям, от центра пересечения которых откладывают определенные отрезки.

Криволинейные очертания - дуги, окружности и овалы - имеют для начинающего рисовать определенную сложность, вызванную проведением плавных контуров. Научиться уверенно и четко проводить от руки плавные кривые очень важно ввиду разнообразия форм видимых предметов, многие из которых состоят из округлых поверхностей. Кроме того, упражнения по проведению криволинейных очертаний полезны для дальнейшего развития руки.

Перед выполнением упражнений следует провести "разминку" в виде написания криволинейных фигур, плавная форма которых напоминает элементы рукописных букв (рис. 5).

Дуги, окружности и овалы рисуют с помощью вспомогательных прямых линий, без которых выполнить это упражнение почти невозможно. Например, перед проведением дуги нужно изобразить отрезок прямой, после чего легче сделать касательную к нему кривую. Окружность нельзя нарисовать без предварительно обозначенных пересечением под прямым углом двух осей центра и размеченных на осях засечками одинаковых отрезков, отложенных от того же центра. Так же с помощью осей рисуют овал.


Рис. 5


Рис. 6

При выполнении упражнений по рисованию геометрических фигур следует обращать особое внимание на роль вспомогательных построений, которые определяют форму каждого изображения в целом. По мере практического ознакомления с более сложными способами рисования придется убедиться в значении именно вспомогательных построений (рис. 6).

Контрольные задания

1. Выполните упражнения по рисованию снежинок, имеющих многообразие причудливых геометрических форм, используя зрительную память и свое воображение и зная, что изображение снежинки - многовариантное симметрическое образование. Рисунки снежинок делайте синим или голубым карандашом.

2. Нарисуйте внутри квадратов простейшие узоры, используя графитовый карандаш.

3. Изобразите одними контурами карандаша два-три разных цветка.

Глава 3. Рисование орнаментов

Виды орнамента

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т. е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка.

Появление орнамента в древнейшие времена, вероятно, было вызвано стремлением первобытных людей упорядочить за счет украшающих элементов (зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и т. п.) внешнюю примитивную форму сосудов из глины. Возможно, что идею узора наш первобытный предок "подсмотрел" у сплетенной из лозы корзины. Во всяком случае, многочисленные археологические находки в местах раскопок древних стоянок подтверждают вероятность именно такого происхождения орнамента.

Орнамент всегда применялся широко в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и национальных образов, представлений, обычаев и т. п. Например, орнамент североамериканских индейцев совершенно отличен от множественных орнаментальных форм индейцев Южной Америки.

Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, используемые при изготовлении таких кондитерских изделий, как печенье, пряники, шоколад.

Существенной особенностью орнамента служит четко выраженный ритм. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива, или раппорта.

Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием "меандр" (рис. 7). Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов и более (рис. 8).

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточным называют орнамент, имеющий вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.


Рис. 7


Рис. 8

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

Бордюр - это полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы. Бордюрами, например, украшают торты.

Кайма представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, блюдах, коврах.

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку. Формы сетчатого орнамента - квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические (рис. 9). Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри квадрата, многоугольника или круга. Вписанный в круг узор получил название розеты (рис. 10). Декоративное украшение торта отчасти напоминает розету.

Контрольные вопросы

1. Что такое орнамент?

2. Какие основные виды орнамента вам известны?


Рис. 9


Рис. 10

Рисование орнаментов

Легкодоступную, увлекательную и продуктивную работу составляет рисование орнаментов. Значение упражнений в изображении узоров нельзя переоценить, так как именно здесь преследуются наиболее существенные учебные цели изучения способов и приемов построения орнаментальных мотивов, необходимых в художественной отделке поверхности торта.

Упражнения в рисовании орнаментов развивают чувство композиции. Умение сочинять изображение и одновременно его компоновать на плоскости - основа изобразительной грамоты.

Простейший узор - два разных по диаметру круга, расположенных внутри квадрата, - первое упражнение, задачей которого будет ознакомление с правилами изображения.

Через середину горизонтально расположенного листа бумаги проводят от руки вертикальную прямую линию без нажима карандаша, а затем под прямым углом к ней - горизонтальную. На полученных осях во все стороны от центра их пересечения откладывают с помощью засечек примерно одинаковые отрезки. Через засечки параллельно осям проводят прямые, которые, пересекаясь, образуют геометрическую фигуру - квадрат.

Новым этапом работы будет соединение углов построенного квадрата диагоналями, с помощью которых легче нарисовать замкнутую кривую - круг, сопрягающийся со сторонами квадрата. Чтобы это сделать, пользуются методом откладывания тех же отрезков от центра диагоналей, совпадающего с центром осей квадрата, какие уже использованы при его построении. Затем следует легко соединить точки отрезков плавной кривой линией, получая таким образом первый круг внутри квадрата.


Рис. 11


Рис. 12

Второй, меньший по диаметру, круг внутри квадрата строят точно также.

Это упражнение можно разнообразить построением еще одного квадрата между двумя кругами (рис. 11).

После рисования простейшего узора следует усложнить работу. Построение нового рисунка - стилизованного цветка - выполняют по принципу изображения от руки квадрата и круга, затем меньшего круга и т. д. (рис. 12).

В связи с тем что в рисовании всех видов орнамента используют геометрические построения, играющие важную роль в компоновке узоров, и принцип изображения квадрата, круга, овала и т. п. уже известен на основе предыдущих упражнений, можно приступить к самостоятельной работе над выполнением ленточных и сетчатых орнаментов. Следует постоянно помнить о том, что отличительной особенностью орнамента является стилизация природных форм. В рисунках можно использовать любые растительные мотивы, а в качестве образца взять, например, открытки с цветными фоторепродукциями цветов, чтобы на их основе стилизовать, творчески переработать формы конкретных растений в орнаментальные.

Изображение ленточного орнамента начинают с проведения через всю длину листа двух параллельных прямых, расстояние между которыми должно составлять не менее 50 мм. Линии проводят от руки, полученную полосу делят на равные части по вертикали, а затем в зависимости от формы мотива делают все построения, позволяющие одинаково нарисовать каждую его часть.

Цель рисования сетчатого орнамента - закрепить знания и навыки в изображении узора. Все рисунки необходимо выполнить графитовым карандашом.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему при построении рисунка орнамента учитывают особенности геометрической формы?

2. Нарисуйте различные геометрические фигуры и придумайте форму узора, которая сочеталась бы с каждой из них.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!