Варианты выбора жизненного пути в юности.



 Считается, что юность – период высокой оптимизации деятельности. Организм завершает развитие – анатомическое и психофизиологическое. Все органы и системы работают безотказно. В этот период устанавливаются рекорды деятельности организма. Создается прецедент отсутствия цены здоровья. Завышение оценок и устремлений, которые не могут быть полностью реализованы, приводит к юношескому негативизму, нетерпимости.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Другими редко встречающимися вариантами могут быть - уход в криминальный мир, иждивенчество (жизнь за счет родителей или мужа при отказе от работы и учебы), "бегство" от общества и т.д.

Обучение в вузе. Цели поступления в Вуз могут быть разными: кому-то нужно получить знания в интересующей его области, кто-то следует желанию родителей или идет поступать в вуз за компанию с другом, кому-то нужен диплом, чтобы затем продвигаться по служебной лестнице или удачно выйти замуж, избежать армии и т.д.

   Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправлен в вуз родителями и его обучение оплачено, а свою задачу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктивной. Больше, чем лекции и библиотеки, его будут занимать общение с новыми приятелями, развлечения на том уровне, который он может себе позволить. Такие студенты могут окончить институт с посредственными отметками и без глубоких знаний или же могут быть отчислены за неуспеваемость. Еще один вариант ­наконец заинтересуются своей будущей профессией и с 4-го курса начнут серьезно заниматься. Но в последнем случае изменится их образ жизни.

Если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, он будет поглощен учебной работой и на развлечения, отдых будет выделять не слишком много времени.

Стиль студенческой жизни в западной психологии свя­зывают с особой субкультурой. Ф.Раис выделяет 4 типа субкультур вузов.

Первый тип, называемый студенческой субкультурой, превращает вуз в загородный клуб. Основным: содержанием жизни становятся вечеринки и свидания, автомобили, спорт, а учебные предметы отходят на второй план.

Второй тип - профессиональная субкультура - пред­полагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе профессиональную подготовку и продвижение; образование приобретается так же, как необходимые продукты в магазине.

Третий тип - академическая субкультура - ее ценности ее диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы.

Четвертый тип - нонконформистская суб­культура, которую отличает инакомыслие, ее создают ин­теллектуальные "социальные мятежники", студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности.

Поиски работы. Работа привлекает прежде всего приобретением мате­риальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность "ощутить себя по-настоящему взрослым"; кроме того, дает жизненный опыт и практические навыки.

Недостатками раннего включения в работу считаются высокая ответственность, невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации и низкая заработная плата. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь про извести благоприятное впечатление.

Армия. Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Воо­руженные Силы. Служба в армии - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.

Бегство от общества. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются. Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, неумение трудиться. Эти религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение вождю (гуру, мессии, пророку), якобы обладающему рецептом спасения всего мира и каждого человека в отдельности; организуют насыщенную общими переживаниями групповую жизнь (используя медитацию, транс и экстаз, иногда - наркотики). Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить.

Центральное возрастное новообразование юности - окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни. Ведущие виды деятельности в юношеском возрасте - уче­ние и посильный труд.

Причины кризиса возраста.

Кризис в юношеском возрасте напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. В случае если юноше не удаётся разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырём основным линиям:

1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3. Размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4. Формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон не пытался выразить описываемые явления количественно. Канадский психолог Джеймс Марша восполнил данный пробел, выделив четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.

1. “Неопределённая, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид ещё не выработал сколько-нибудь чётких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, в случае если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на базе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Для этапа “моратория” характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. На этапе достигнутой “зрелой идентичности” кризис завершён, индивид перешёл от поиска себя к практической самореализации.

Статусы идентичности - ϶то как бы и этапы развития личности, и вместе с тем – типологические понятия. Юноша с неопределённой идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 681; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!