Джеймс Хиллман АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 12 страница



Истоки архетипической психологии следует искать у Юнга и Корбина, а также в эраносских встречах, которые проводились в Асконе, Швейцария (Rudolf Ritsema). Основными докладчиками на этих встречах также были Юнг и Корбин. Дюран и Хиллман присоединились к этому кругу в шестидесятых годах, Миллер в семидесятых, а Гигерих в 1982 году. Воодушевление платоновскими идеями, царившими на эраносских встречах, стремление к духовности в период кризиса и упадка, взаимопомощь и сотрудничество, выходившие за рамки теоретической специализации, а также воспитательное воздействие эроса на душу — все это способствовало формированию направлений дальнейшего развития архетипической психологии.

Возникновение второй биографической линии можно отнести к периоду работы в Варбургском институте (Лондон, апрель 1969 г.) и к проведенным Лопесом-Педрасой, Хиллманом и Берри сравнительным исследованиям традиции классических (языческих, политеистических) образов в западной психике. При проведении этих исследований они нашли свидетельство возможности существования психологии в культуре образной мысли (в частности, в культуре Средиземноморья), которая позволяет психологии освободиться от раздоров, вызванных естественной наукой и вое-

109

ПО

точной духовностью. Третья биографическая линия относится к периоду возобновления издания (1970) бывшего юнгианского журнала «Спринг» («Spring») в качестве мыслительного органа архетипической психологии и к проведению семинаров по психологической интерпретации образов эпохи Возрождения.

Четвертая линия восходит к последующим исследованиям, которые проводились в западном полушарии. В феврале 1972 года Хиллман получил приглашение от Йельского университета прочесть лекции (Terry Lectures, посвященные Dwight Harrington), позволившие ему впервые дать полное определение архетипической психологии (1975). Затем последовало назначение Хиллмана и Берри на должность приглашенных лекторов факультета психологии в Йельском университете, где их сотрудничество с философом Эдвардом Кейси приобрело форму совместных исследований в области философии творческого воображения и феноменологии. В семидесятых годах в Сонома Стэйт, Калифорния (Gordon Таррап) и в Далласском университете (Robert Sardello) были утверждены программы подготовки аспирантов. В 1976 году Хиллман и Берри были приняты на работу в Сиракузский университет на кафедру факультета истории религий и вместе с Дэвидом Миллером продолжили исследование проблем монотеистического и политеистического мышления. В январе 1977 года архетипическая психология провела с помощью фонда братьев Рокфеллер свой первый международный семинар в Далласском университете, в работе которого участвовало около 20 исследователей, упомянутых в настоящем эссе. В дальнейшем семинары и встречи проводились в университете Нотр Дам, штат Индиана (Thomas Kapacinskas), университете имени Дюка, штат Пенсильвания, и университете Нью Мексико (Howard McConeghey). В январе 1978 года руководство Далласского университета назначило Хиллмана на должность преподавателя психологии и старшего научного сотрудника института Философских Исследований. Берри был назначен на должность приглашенного преподавателя.

В это время Лопес-Педраса стал лектором по мифологии и психологии на факультете литературы в Каракасском университете. Благодаря открытию Далласского Института Гуманитарных Наук и Культуры в 1981 году (сотрудниками которого являются

Сарделло, Томас, Мур, Берри, Хиллман и Гугенбюль-Крейг) архетипическая психология обратилась к исследованию проблем «мировой души» (anima mundi) города. «Город» становится пациентом, местом патологизации, в котором воображение души находит земную актуализацию, «требуя» от архетипической психологии исследования своих недугов.

Ни одна из европейских стран не отнеслась к этому ревизионистскому подходу с таким вниманием, как Италия. Ряд интеллектуалов и терапевтов в Риме, Флоренции, Пизе, Милане осуществили перевод (Aldo Giuliani) работ по архетипической психологии в Аналитико-психологическом обозрении, в книгах (Adelphi, Com-munita) и изданиях Итальянской Энциклопедии и изложили ее взгляды в процессе преподавания, издания и перевода (Francesco Donfrancesco, Bianca Garufi). Во Франции с аналогичной инициативой выступили группы интеллектуалов, связанных с Корбиным и Дюраном. Мишель Казенав (Michel Cazenave) и Моника Зальцман (Monique Salzmann) приступили к выпуску «Изданий Имаго».

Широкий поток современных западных идей, рассмотренных в настоящем эссе, нашел отражение в двух последних европейских событиях — Международном симпозиуме по проблемам «науки и сознания» (Cazenave, 1980), проходившем в Кордове в духе взглядов Юнга, Корбина и эраносского круга (Miller, Izutsu, Durand, Raine, Hillman) на современную физику, и выступлении Хиллмана (1982 г.), посвященного архетипической психологии как ренес-сансной психологии во Флоренции (Donfrancesco).

114

Приложение 1 Литература

Все ссылки на журнал Spring — An Annual of Archetypal Psychology and Jungian Thought (Ежегодник Архетипической психологии и юнгианской мысли) — даны по годам и страницам.

Ссылки на издание К. Г. Юнга «Collected Works», выпущенное издательствами Princeton University Press u Routledge and Kegan Paul (London), даны аббревиатурой CW с соответствующими параграфами и номерами тома.

Allpott, Gordon (1955). Becoming (The Terry Lectures).

New Haven: Yale University Press, 1955. Armstrong, A. H. (1981). «Some Advantages of Polytheism».

Dionysius 5 (1981): 181—188. Armstrong, Robert P. (1971). The Affecting Presence.

Urbanna: University of Illinois Press, 1971. Avens, Roberts (1980). Imagination Is Reality: Western Nirvana in

Jung, Hillman, Barfield and Cassirer. Spring Publications,

1980.

— (1982a). «Heidegger and Archetypal Psychology».

International Philosophical Quarterly 22 (1982): 183—202.

— (1982b). Imaginal Body: Para-Jungian Reflections on Soul,

Imagination and Death. Washington, D. C: University Press of

America, 1982. Bachelard, Gaston (1943). LAir et les songes. Paris: Corti,

1943. Bedford, Gary S. (1981). «Notes on Mythological Psychology».

Journal of the American Academy of Religion 49 (1981):

231—247. ♦Berry, Patricia (1973). «Onn Reduction». Spring 1973: 67—84.

— (1974). «An Approach to the Dream». Spring 1974: 58—79.

Статьи Патриции Берри были позднее опуликованы в одном томе: Echo's Subtle Body, Dallas: Spring Publications, 1982.

— (1975). «The Rape of Demeter/Persephone and Neurosis». Spring

1975: 186—198.

— (1978a). «Defense and Telos in Dreams». Spring 1978: 115—127.

— (1978b). What's the Matter with Mother? Pamphlet, London:

Guild of Pastoral Psychology, 1978.

— (1979a). «Virginities of Image». Paper: Dragonflies Conference on

Virginity in Psyche, Myth, and Community, University of Dallas, 1979.

— (1979b). «Echo's Passion». Paper: Dragonflies Conference on

Beauty in Psyche, Myth, and Community, University of Dallas, 1979.

— (1981). «The training of shadow and the shadow of training».

Journal of Analytical Psychology 26 (1981): 221—228.

— (1982). «Hamlet's Poisoned Ear». Spring 1982: 195—210.

Boer, Charles, trans. (1980). Marsilio Ficino: The Book of Life. Spring Publications, 1980.

— and Kugler, Peter (1977). «Archetypal Psychology Is Mythical

Realism.» Spring 1977: 131—152.

Bregman, Lucy (1980). «Religious Imagination: Polytheistic Psychology Confronts Calvin». Soundings 63 (1980): 36—60.

Casey, Edward S. (1974). «Toward an Archetypal Imagination». Spring 1974: 1—32.

— (1976). Imagining: A Phenomenological Study. Bloomington:

University of Indiana Press, 1976.

— (1979). «Time in the soul». Spring 1979: 144—164.

— (1982). «Getting Placed: Soul in Space». Spring 1982: 1—25. Cazenave, Michel (1980). Science et Conscience. Paris: Stock,

1980.

Christou, Evangelos (1963). The Logos of the Soul. Spring Publications, 1963.

Cook, Daniel J. (1973). Language in the Philosophy of Hegel, p. 62. The Hague: Mouton, 1973.

Corbin, Henry (1958). ^Imagination creatrice dans le Soufisme d'lbn Arabi. Paris: Flammarion, 1958 [in translation: Creative Imagination in the Sufism of Ibn Arabi. Bollingen Series, vol. 91. Princeton University Press, 1969].

115

116

— (1971—1973). En Islam iranien. 4 vols. Paris: Gallimard, 1971—

1973.

— (1977). Spiritual Body and Celestial Earth. Bollingen Series.

Princeton: Princeton University Press, 1977.

— (1979). Avicenne et le recit visionnaire. Paris: Berg International,

2d ed., 1979 [in translation: Avicenna and the Visionary Recital. Spring Publications, 1980].

Cowan, Lyn (1979). «On Masochism». Spring 1979: 42—54.

Durand, Gilbert (1960). Les Structures anthropologiques de Vimagi-naire: introduction a Varchetypologie generale. Paris: Bordas, 6th ed., 1979.

— (1975). Science de I'homme et tradition. Paris: Berg International,

1975.

— (1979). Figures mythiques et visages de I'oeuvre. Paris: Berg

Internnational, 1979. Frey-Wehrlin, С. Т., Bosnak, R. et al. (1978). «The Treatment of

Chronic Psychosis». Journal of Analytical Psychology 23

(1978): 253—257. Garufi, Bianca (1977). «Reflections on the 'reve eveille dirige'

method». Journal of Analytical Psychology 22 (1977): 207—

229. Giegerjch, Wolfganag (1977). «On the Neurosis of Psychology».

Spring 1977: 153—174.

— (1982). «Busse fur Philemon: Vertiefung in das verdorbene Gast-

Spiel der Gotter». In Eranos Jahrbuch 1951—1982 (forthcoming)-

Goldenberg, Naomi (1975). «Archetypal Theory after Jung». Spring 1975: 199—220.

— (1979). Changing of the Gods: Feminism and the End of Tradi-

tional Religion. Boston: Beacon, 1979.

Grinnell, Robert (1973). Alchemy in a Modem Woman. Spring Publications, 1973.

Guggenbtihl-Craig, Adolf (1970). «Must Analysis Fail through Its Destructive Aspect?» Spring 1970: 133—145.

— (1971). Macht als Gefahr beim Heifer. Basel: Karger, 1971 [in

translation: Power in the Helping Professions. Spring Publications, 1971].

— (1972). «Analytical Rigidity and Ritual». Spring 1972: 34—42.'

— (1977). Marriage Dead or Alive. Spring Publications, 1977.

— (1979). «The Archetype of the Invalid and the Limits of Healing».

Spring 1979: 29—41.

Hartman, Gary V. (1980). «Psychotherapy: An Attempt at Definition». Spring 1980: 90—100.

Hawkins, Ernest (1979). «On Migraint — From Dionysos to Freud». Dragonflies: Studies in Imaginal Psychology 1 (1979): 46—69.

Hillman, James (1960). Emotion: A comprehensive phenomenology of theories and their meanings for therapy. London: Routledge & Kegan Paul, 1960.

— (1964). Suicide and the Soul. New York: Harper & Row, 1964

[reprinted: Spring Publications, 1976].

— (1967a). Insearch: Psychology and Religion. London: Hodder and

Stoughton, 1967 [reprinted: Spring Publications, 1979].

— (1967b). «Senex and Puer». In Puer Papers, pp. 3—53. Spring

Publications, 1979.

— (1970a). «On Senex Consciousness». Spring 1970: 146—165.

— (1970b). «Why Archetypal' Psychology?» Spring 1970: 212—219.

— (1971). «The Feeling Function». In Lectures on Jung's Typology

(with M.-L. von Franz), pp. 74—150. Spring Publications, 1971.

— (1972a). «An Essay on Pan». In Pan and the Nightmare (with

W. H. Roscher). pp. i-lxiii. Spring Publications, 1972.

— (1972b). «Failure and Analysis». Journal of Analytical Psycholo-

gy 17 (1972): 1—6.

— (1972o). The Myth of Analysis. Evanston: Northwestern

University Press, 1972.

— (1973a). «Plotino. Ficino e Vico precursori della psicologia degli

archetipi». Rivista di Psicologia Analitica 4 (1973): 322—340.

— (1973b). «The Great Mother, Her Son, Her Hero, and the Puer». In

Fathers and Mothers: Five Papers on the Archetypal Background of Family Psychology, edited by Patricia Berry, pp. 75— 127. Spring Publications, 1973.

— (1973c). «Anima». Spring 1973: 97—132.

— (1974a). «On the Necessity of Abnormal Psychology». In Eranos

Jahrbuch 1943—1974, pp. 91—135. Leiden: E. J. Brill, 1977.

— (1974b). «Anima' (II)». Spring 1974: 113—146.

117

118

— (1975a). Re-Visioning Psychology. New York: Harper & Row,

1975.

— (1975b). Loose Ends: Primary Papers in Archetypal Psycho-

logy. Spring Publications, 1975.

— (1975c). «The Fiction of Case History». In Religion as Story, edi-

ted by J. B. Wiggins, pp. 123—173. New York: Harper & Row, 1975.

— (1975d). «The 'Negative' Senex and a Renaissance Solution».

Spring 1975: 77—109.

— (1976). «Peaks and Vales: The Soul/Spirit Distinction as Basis for

the Differences between Psychotherapy and Spiritual Discipline». In On the Way to Self-Knowledge, edited by J. Needle-man and D. Lewis, pp. 114—147. New York: Knopf, 1976 [reprinted: in Puer Papers, pp. 54—74. Spring Publications, 1979].

— (1977a). «The Pandaemonium of Images: C. G. Jung's Contribu-

tion to Know Thyself». New Lugano Review 3 (1977): 35—45.

— (1977b). «An Inquiry into Image». Spring 1977: 62—88.

— (1977c). «Psychotherapy's Inferiority Complex». In Eranos Jahr-

buch 1946—1977, pp. 121—174. Frankfurt a/M: Insel Verlag, 1981.

— (1978). «Further Notes on Images». Spring 1978: 152—182.

— (1979a). The Dream and the Underworld. New York: Harper &

Row, 1979.

— (1979b). «Image-Sense». Spring 1979: 130 — 143.

— (1979c). «The Thought of the Heart». In Eranos Jahrbuch 1948—

1979. pp. 133—182. Frankfurt a/M: Insel Verlag, 1981.

— (1981a). «Silver and the White Earth (Part Two)». Spring 1981:

21—66.

— (1981b). «Alchemical Blue and the Unio Mentalis». Sulfur 1

(1981): 33—50.

— (1982). «Anima Mundi: The Return of the Soul to the World».

Spring 1982: 71—93.

— and Berry, Patricia (1977). «Archetypal Therapy». Paper: First

International Seminar of Archetypal Psychology, University of Dallas, Irving, Texas, 1977.

Hough, Graham (1973). «Poetry and the Anima». Spring 1973: 85— 96.

Hull, R. F. С (1971). «Bibliographical Notes on Active Imagination in the Works of С G. Jung». Spring 1971: 115—120.

Hulme, Т. Е. (1924). Speculations. London: Routledge, 1924.

Humbert, Elie (1971). «Active Imagination: Theory and Practice». Spring 1971: 101—114.

James, William (1909). A Pluralistic Universe. London, 1909.

Jung, С G. The Collected Works (CW). Translated by R. F. С Hull. Bollingen Series XX, vols. 1—20, paragraph nos. Princeton: Princeton University Press, 1953 ff.

Jung, Emma (1957). Animus and Anima. Spring Publications, 1957.

Kelly, George (1955). The Psychology of Personal Constructs. 2 vols. New York: Norton, 1955.

Kugelmann, Robert. The Windows of Soul: Psychological Physiology of the Human Eye and Primary Glaucoma. Lewisburg, Pennsylvania: Bucknell Press, forthcoming.

Kugler, Paul K. (1978). «Image and Sound». Spring 1978: 136—151.

— (1979a). «The Phonetic Imagination». Spring 1979: 118—129.

— (1979b). The Alchemy of Discourse: An Archetypal Approach to

Language. Dissertation, С G, Jung Institute, Zurich, 1979

[Lewisburg, Pennsylvania: Bucknell University Press, 1982]. Leveranz, John (1979). «The Sacred Disease». Dragon/lies: Studies

in Imaginal Psychology 1 (1979): 18—38. Lockhart, Russell A. (1977). «Cancer in Myth and Disease». Spring

1977: 1—26.

— (1978). «Words as Eggs». Dragonflies: Studies in Imaginal Psy-

chology 1 (1978): 3—32.

— (1980). «Psyche in Hiding». Quadrant 13 (1980): 76—105. Lopez-Pedraza, Rafael (1977). Hermes and His Children. Spring

Publications, 1977.

— (1982). «Moon Madness — Titanic Love: A Meeting of Pathology

and Poetry». In Images of the Untouched, edited by J. Stroud and G. Thomas, pp. 11—26. Spring Publications 1982.

McConeghey, Howard (1981). «Art Edication and Archetypal Psychology». Spring 1981: 127—135.

Micklem, Niel (1979). «The Intolerable Image: The Mythic Background of Psychosis». Spring 1979: 1—18.

119

120

Miller, David L. (1972). «Polytheism and Archetypal Theology». Journal of the American Academy of Religion 40 (1972): 513—527.

— (1974). The New Polytheism. New York: Harper & Row, 1974

[reissued: with appendix «Psychology: Monotheistic or Polytheistic» (J. Hillman). Spring Publications, 1981].

— (1976a). «Fairy Tale or Myth». Spring 1976: 157—164.

— (1976b). «Mythopoesis, Psychopoesis, Theopoesis: The Poetries of

Meaning». Panarion Conference tape, 1976.

— (1977). «Imaginings No End». In Eranos Jahrbuch 1946—1977,

pp. 451—500. Leiden: E. J. Brill, 1981.

— (1981a). Christs: Meditations on Archetypal Images in Christian

Theology. New York: The Seabury Press, 1981.

— (1981b). «The Two Sandals of Christ: Descent into History and

into Hell». In Eranos Jahrbuch 1950—1981, pp. 147—221. Frankfurt a/M: Insel Verlag, 1982. Moore, Tom (1978). «Musical Therapy». Spring 1978: 128—135.

— (1979a). «Artemis and the Puer». In Puer Papers, pp. 169—204.

Spring Publications, 1979.

— (1979b). «Images in Asthma: Notes for a Study of Disease».

Dragonflies: Studies in Imaginal Psychology 1 (1979): 3—14.

— (1980). «James Hillman: Psychology with Soul». Religious Stu-

dies Review 6 (1980): 278—284.

— (1982). The Planets Within. Lewisburg, Pennsylvania: Bucknell

University Press, 1982. Newman, K. D. (1980). «Counter-Transference and Consciousness».

Spring 1980: 117—127. Ogilvy. James (1977). Many-Dimensional Man: Decentralizing Self,

Society and the Sacred. New York: Oxford University Press,

1977. Ritsema, Rudolf (1976). «On the Syntax of the Imaginal». Spring

1976: 191—194. Romanyshyn, Robert (1977). «Remarks on the Metaphorical Basis of

Psychological Life». Paper: First International Seminar on

Archetypal Psychology, University of Dallas, 1977.

— (1978 — 1979). «Psychological Language and the Voice of


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!