ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. УЧЕНИЕ О БЫТИИ И ПРИЧИНАХ ВЕЩЕЙ.



Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя во многих областях познания – в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. По характеристике Ф.Энгельса, Аристотель – «самая универсальная голова среди всех древних греков», ученый-энциклопедист. Критика Платона. Аристотель был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля против учителя концентрируются вокруг теории идей Платона. Аристотель признавал существование идей и считал их причиной вещей. Но вместе с тем он утверждал, что идеи должны находиться в самих вещах, а не в некоем умопостигаемом «втором» мире, «мире идей». «Если идеи вне мира, то каким образом они определяют мир?» – спрашивал Аристотель. Если идеи пребывают вне мира, то ими в мире ничего нельзя объяснить. Идеи, по Аристотелю - это общее в вещах. Но общее проявляется в единичном, т.е. в самих вещах, а не вне их. С помощью мышления мы в состоянии выделить это общее в вещах и представить это общее как понятие. Для Платона реальным, истинным существованием обладают духовные сущности – идеи, для Аристотеля – истинно и реально существуют чувственно воспринимаемые отдельные вещи (субстанции). Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный человек – Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще и «Идея человека», а также «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идейсущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Получается, что над миром вещей «высится» не один мир сверхчувствительных идей, а уже два (этот аргумент в античной традиции называется «третий человек»). Учение о бытии и причинах. Аристотель подчеркивал, что философия, в отличие от частных наук, представляет собой учение о высших (общих) началах и причинах всего сущего. Ее предметом должны быть некие неподвижные и вечные, чувственно невоспринимаемые сущности как первопричины всего. «Бытие существует, небытия нет» - так гласит основной закон бытия в трактовке греческого мыслителя. Основой всякого бытия он считал так называемую первую материю как потенциальную предпосылку («строительный материал») существования всего сущего. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна, бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Вещи возникают под воздействием формы как некоей активной причины, внутреннего двигателя. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Поэтому и в основе реального мира и в основе мироздания, по Аристотелю, лежат два начала – форма и материя. Они совечны. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Бог – это то, что движет, сам же оставаясь неподвижным. Сообщив миру первотолчок, он придал всем телам также и цель («телос») их дальнейшего движения и развития. Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот искусственно разделил все сущее на две реальности – мир идей и мир вещей, фактически обособив их друг от друга. Критикуя Платона, Аристотель старался соединить вещественное (материя) и духовное (идеи). Так, медный шар являет собой единство вещества (меди) и формы (шаровидности). Последняя как бы придана меди, но ведь в реально существующем шаре она составляет единое с веществом, материя (в данном случае – медь) есть как бы возможность, а шар – это уже действительность, т.е. существующая реально вещь. Что делает возможным существование отдельной вещи, определяет ее своеобразие? Ответом на этот вопрос является учение Аристотеля о четырех причинах, обусловливающих существование вещи. Представим себе любой предмет, например, кувшин. Его существование невозможно без глины, материала (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина, разумеется, не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, определяющей качественную определенность вещи. Но и этого мало. Кроме формы – т.е., говоря платоновским языком, идеи кувшина, необходим гончар, т.е. активное деятельное начало. Его Аристотель называет действующей, или инструментальной причиной. И, наконец, должна быть четвертая причина – цель, ради достижения которой создается вещь. Познание мира Аристотель рассматривал как постижение чувственно воспринимаемых вещей. Греческий философ разработал учение о категориях как специальных научных понятиях, «клеточках процесса человеческого мышления. Он выделил такие категории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие. Мышление человека есть не что иное, как оперирование понятиями, в том числе и философскими. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах и законах правильного мышления. Логика учит тому, как происходит выведение нового знания, как протекает обобщение уже известных сведений, осуществляется доказательство и освобождение от противоречий в познании. Логика является орудием («органон») поиска и систематизации знаний о мире. Многогранное творчество Аристотеля завершает собой классический период в древнегреческой философии. Это было время наиболее интенсивного, разностороннего и продуктивного творчества в сфере философского духа. Упадок Древней Греции привел и к кризису ее философию. Наступила эпоха эллинизма (с конца IV века до н.э. до V века н.э.), связанная с завоеванием Греции Римом и постепенным кризисом экономических, социальных и иных оснований рабовладельческого общества того времени. Период заката и угасания древнегреческой философии (греко-римский период) совпал с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Интерес к философствованию значительно снизился, уступив дорогу скептицизму, мистике и иным умонастроениям. Возникло раннее христианство с его учением о грехопадении, рае и аде, а Страшном суде. Философия обратилась к теме существования человек в условиях кризиса общества, к острым противоречиям между человеком и миром его бытия, к вопросам этики. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм. 

Контрольные вопросы:

 

1.    Какой вопрос был центральным в учении досократиков?

2.    В чем главная особенность классической философии?

3.    Назовите основные философские школы периода эллинизма

4.    Против чего были направлены апории Зенона?

5.    Кто такие софисты и в чем значение их учения?

6.    На что были направлены философские рассуждения Сократа?

7.    В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?

8.    В чем видел Аристотель сущность вещей?


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!