ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА И УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ.



АТОМИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ ДЕМОКРИТА. ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ СОКРАТА.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит). Суть атомизма состоит в признании основой мира атомов как мельчайших неделимых частиц, движущихся в пространстве. Левкипп учил, что атомы перемещаются в пустом пространстве, имеют определенную величину и форму. Космос является единением тел и пустоты. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждают элеаты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Демокрит («смеющийся философ») развил идею атома в целое философское учение. По его убеждению, невидимые атомы имеют бесконечное число форм (выпуклые, вогнутые, шарообразные и др.). Отсюда и вытекает факт разнообразия материальных вещей и явлений мира. Атомы отделяет одного от друга пустота, иначе бы они слились. Их основным свойством является движение, присущее им по природе своей и существующее в разных формах – хаос, вихрь и испарение. Все атомы состоят из одного и того же материала. Но они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Поскольку разные атомы имеют разную форму, то некоторые из них могут легко соединяться вместе, тогда как другие – с трудом. Вещи возникают, когда атомы «сцепляются вместе», сталкиваются. Следовательно, причиной вещей является процесс их взаимодействия. Вводя в оборот понятие причины, Демокрит рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей, их «рождающей» силы. Он полагал, что все происходит по необходимости, а случайности нет места. Демокрит считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи тленны и распадаются. Греческие атомисты предполагали существование других миров, наряду с земным. Им представлялось, что мир развивается в силу естественных причин присутствия Бога. Душа человека – это тоже сочетание (огневидных) атомов. Сам же человек, как утверждал Демокрит произошел естественным путем (из теплой грязи), без участия Творца. Человек – это «малый мир», «микрокосм», в котором есть огонь и тепло. Он может познавать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Обретение истины представляет собой долгий и очень трудный процесс, поскольку она «скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Само же познание есть единство чувственной и рациональной сторон познавательной деятельности. Демокрит был, по оценке К.Маркса, «первым энциклопедическим умом среди греков». Он оставил большое и интересное наследие в целом ряде областей философского знания: в гносеологии, этике и социальной философии, психологии и педагогике, физике, физиологии и медицине. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма («линия Демокрита») в истории философии, автором зрелой для того времени теории познания. Наследие Демокрита дало сильный толчок многим философским течениям, школам и идеям. Творчество этого мыслителя свидетельствовало об окончательном оформлении философии как теоретического способа осмысления мировоззренческих вопросов, касающихся сущности мира и бытия человека в нем. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей. Период расцвета древнегреческой философии был связан с ее поворотом от мира природы (Космоса) к теме человека («микрокосма») и общества. Эта переориентация могла произойти лишь в условиях полисной демократии, где свободные граждане осознавали себя в качестве суверенной личности. Этот поворот связан с философией софистов (Протагор и др.). Но мы рассмотрим философию греческого учителя нравственности Сократа. Основной задачей своей философии он считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. Тема же окружающего мира была для него как бы излишней, второстепенной. Человек рассматривался Сократом как существо нравственное и общественное, находящееся в различных отношениях с другими людьми. Важнейший признак человека – наличие души. Душа в понимании Сократа проста по своей структуре. Главная способность души – разум., которому противостоят страсти, аффекты,, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Разум есть способность логически мыслить, рассуждать. Аффекты или страсти – это вожделения или желания, влекущие человека в самых разнообразных направлениях. Разум же логичен, а значит последователен. Именно поэтому он есть источник того, что Сократ называет «самообладанием», т.е. властью разума над жизненно-стихийными порывами. Такая власть означает свободу. Свобода, следовательно, это умение властвовать собой, которое обеспечивается тем, что разумная душа есть хозяйка тела. Сократ исходит из того, что разум всегда может установить меру чувственных удовольствий, полностью отказываться от которых отнюдь не обязательно. Мудрец, т.е. тот, кто научился разумно находить меру и следовать ей, приобретает свободу. Философия для Сократа – учение о том, как следует жить. Для этого необходимо обладать знанием. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, т.о., понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Для выяснения и определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектического метода, или диалектики. Ее составляющие элемент в исполнении Сократа таковы:                                                                                     - диалог – искусство столкновения и сочетания различных суждений и точек зрения; - ирония (сомнение) – это часть беседы, в которой вопросы призваны обнаружить проблематичность темы, поначалу представляющейся ясной каждому по-своему;                                                                               - майевтика (повивальное искусство) предполагает, что люди в душе имеют определение, т.е. знание о предмете, но сами не могут его открыть в себе. Поэтому следует помочь людям родить истину, помочь становлению ума в их душе. Майевтика есть искусство повивальной бабки, принимающей роды. В диалоге, где ведущую роль играет Сократ, и осуществляется майевтика, т.е. рождается знание. - Тезис «Я знаю, что ничего не знаю», стимулирующий диалог. Искусство диалектики по Сократу – это искусство управлять познанием, т.е. организовывать процесс познания. Организация познания мыслится Сократом как построение и управление диалогом. Поэтому ближайший смысл диалектики – познание в форме диалога, беседы, где важно умение правильно задавать вопросы. Наличие знания Сократ считал важнейшей нравственной характеристикой человека. Добро можно творить, лишь отчетливо представляя себе, в чем оно заключается. Добро начинается вместе с представлением и знанием о нем. Лишь тот человек справедлив, который отчетливо знает, что это такое. Только знание сути мужества делает человека мужественным. И т.д. и т.п. Отчетливо зная, что хорошо и что плохо, уже нико не сможет поступать плохо. Зло всегда является результатом незнания добра. По убеждению Сократа, нравственность – это плод знаний. Концепцию прямой логической обусловленности нравственности знанием (разумом, интеллектом), которую разрабатывает и которой придерживается Сократ, принято называть сократовским рационализмом в этике. Ее резюмирующие тезисы таковы: 1) добродетель всегда есть знание, порок – это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а совершает зло только по незнанию. Таким образом, нравственное учение (этика) Сократа глубоко рационалистично по своему духу. Однако оно недооценивает больше значение воспитания, а также роль человеческих привычек. Последние ведь нередко формируются у людей помимо их знаний о чем-то и часто зависят не от знаний, а от конкретных жизненных ситуаций и обстоятельств. Знание творчества Сократа («этический рационализм») состоит прежде всего в том, что он активно способствовал переводу внимания философии с темы природы (Космоса) на тему человека (микрокосм). В самом же человеке основное внимание философ обратил на его душу и знания, взаимоотношения с другими людьми и обществом. Сократа по праву относят к «великой тройке» древнегреческих философов, наряду с Платоном и Аристотелем. 

ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА И УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ.

Особое место в древнегреческой философии занимает личность Платона, основателя Академии (школа философов). Этот мыслитель считается родоначальником объективного идеализма – направления в философской мысли, сторонники которого считают реальным существование некоего духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир. Идеализм Платона носит сознательный рациональный характер и представляет собой как бы реакцию на наивный древний материализм и атеизм того времени (Левкипп, Демокрит и др.). Исходным в учении Платона был тезис о том, что истинным бытием обладают некие умопостигаемые и бестелесные идеи. «Первоначало есть душа, а не огонь и не воздух… душа первична», - полагал мыслитель. Материальный мир, в котором существуют люди, является, по Платону, всего лишь бледной «тенью» от некоего «мира идей». Все вещи и явления материального мира текучи и рано или поздно исчезают. Они образуют не подлинный мир, «мир тленного» (преходящего). Здесь все возникает на время, а исчезает навечно. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это – подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой? Мир идей – это некая «занебесная область», которую занимает бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность. Этот мир существует вне времени и пространства, он вечен. Идея («эйдос») Платона представляет собой нечто, якобы существующее само по себе. Она есть вечное и бессмертное, на знающее ни рождения, ни гибели, роста или же оскудения. Идея – это как бы прообраз материальных вещей и их исток, а вещи – всего лишь отпечаток идей. Идей огромное множество, как и соответствующих им вещей, состояний и процессов мира. Каждой идее соответствует реальная вещь. Например, идее дома соответствует действительный дом, идее человека – реальное живое существо. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материей» как неким «строительным материалом». В этом смысле идея есть демиург (дворец) материальных вещей. Образно она может быть сравнена с ремесленником или зодчим, которые изготавливают конкретные вещи и сооружения в соответствии с идеальным (мысленным) замыслом, превращая хаос в порядок и гармонию. Как и в природе, в мире идей тоже существует своя иерархия, некая пирамида. Верховной среди всех является идея блага, в отличие от идеи зла. Благо является источником истины, соразмерности и красоты, оно – высочайшая добродетель наподобие Солнца. Но и материя в учении Платона играет все же не последнюю роль в мироздании. Мир не может обойтись без нее, хотя материя безжизненна и косна, и лишь идея способна вдохнуть в нее жизнь. Развивая свой исходный тезис, Платон пришел к выводу о существовании некоей мировой души как динамической и творческой силы, источника всей жизни. Порядок и последовательность в мироздании сотворены Богом, как демиургом всего сущего. Сам же Космос – это как бы живое существо, наделенное душой и умом, гармоничным порядком. Если люди на Земле ведут себя праведно, то после смерти тела, позже их душа переселяется в человека, который получит высшую или лучшую долю. Когда человек умирает, то душа путешествует 10 000 лет. Такой срок ей нужен, чтобы окрылиться, т.е. обрести крылья для путешествия по небесному своду. Это произойдет раньше, если человек искренне «возлюбит мудрость» или полюбит. В таком случае души окрыляются быстрее, за три тысячелетних круговорота, если три раза подряд изберут для себя такой образ жизни и «на трехтысячный год отходят». Остальные – не мудрецы и не влюбленные – подвергаются суду, находятся после суда в темнице или же ведут такую жизнь, какую они вели в человеческом образе. Через тысячу лет каждый получает себе новый удел, может вести даже жизнь животного, чтобы через новый срок воплотиться в новый образ. Когда душа путешествует, она все запоминает, а когда она воплощается в человека, то тому кажется, что он где-то все это видел. Это его душа дает ему знать о том, что она когда-то видела. Согласно Платону, «окрыляется только разум философа»: у него всегда по мере его сил память обращена на то, чем Божественен Бог». Мудрец, посвященный в таинства, становится подлинно совершенным. Тот, кто созерцает красоту, окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь. Любитель прекрасного становится влюбленным. Дружба с добродетельным человеком не дает такого результата, как любовь. Человек, соединившись с другим по расчету, обрекает себя на то, что его душа будет девять тысяч лет «бессмысленно слоняться по земле и под землей». Поэтому Платон – истовый певец любви – советует каждому: любите. В своей теории познания Платон подчеркивал, что органы чувств дают нам сведения лишь о неподлинном («кажущемся») мире. Истинным и надежным является познание разумное. По своей сути оно есть не что иное, как воспоминание человеческой души о тех идеях, с которыми она когда-то встречалась до вселения в тело человека. Высшей частью души (а человек, по Платону, - это единство тела и души) является разум, который ориентирует человека на высокое и благородное, на любовь и красоту, поэзию и мудрость. В целом же души (а они тоже бывают очень разные) бессмертны, и тело человека является всего лишь и временным пристанищем. Разным душам соответствуют и разные типы личностей – труженики, лодыри, тираны. В истории философии Платон хорошо известен также и своим социальнополитическим учением. Так, он высказывался о природном неравенстве людей. По его убеждению, в государстве должны быть представлены три социальные группы. Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение. Обладатели души разумной – это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства в силу природы их души и потому главная их функция – управлять государством. Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество. Третий тип души – вожделенный, стремится к материальным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими душами – крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, считает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях сохранения благоразумности в обществе. По убеждению Платона, такое государство наверняка будет прочным: поскольку каждый в нем станет заниматься своим делом, не мешая другим. Существующее социальное неравенство было создано когда-то богами, которые якобы одним людям добавили больше золота, вторым – серебра, а третьим достались медь и железо. В идеальном государстве должно быть хорошо поставлено и воспитание людей. Оно призвано включать в себя гимнастику, искусство и поэзию, математику. Претенденты же на государственную службу должны уже с детства изучать философию и таким образом приобщаться к мудрости. Исследуя формы государства, Платон отрицательно относился к демократии. Он полагал, что она являет собой «безумие большинства», власть «густой толпы» и свободу в «неразбавленном» виде. В силу этих причин демократия всегда перерождается в тиранию и новое рабство. По убеждению мыслителя, идеальным типом государства может быть, скорее всего, аристократическая республика. Там будут править лучшие, наиболее способные к этому. Платон оставил после себя весьма обширное и разноплановое творческое наследие. Он явился родоначальником философского идеализма как исходного принципа философствования и определенного мировоззрения. Известный русский исследователь истории философии В.Ф.Асмус подчеркивал, что в творчестве Платона древнегреческий идеализм представлен уже как мировоззрение, на почве которого в последующем образуется «единый поток идеализма». «Линия Платона» проходит сквозь всю историю мировой философской мысли (Фома Аквинский, Г.Гегель и др.), предполагая первичность духовного по отношению к материальному. 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!