Балет — танец, очень ярко отражающий мысль в движении, когда тело танцора становится как ожившая скульптура.



Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания. Образное начало присуще простейшим бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и в изобразительных элементах.

*ОБРАЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ — целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер.

В балете хореографический образ нередко тождествен действующему лицу, персонажу спектакля. Балетный спектакль — это система хореографических образов, взаимосвязанных в едином драматическом конфликте.

Основа хореографического образа — текст, сочиненный балетмейстером, но в воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию.

Сколько упорства, терпения, боли порой требуется для того, чтобы пластика танцора, его отточенные позы стали одухотворенными. Это искусство — не теряющее своей актуальности по сегодняшний день.

Балет — как один из видов сценического искусства, зародился в конце 15 века в Италии, в дальнейшем получив свое развитие во Франции, в частности, благодаря композитору и хореографу Жан — Батисту Люлли.

Любые изменения в обществе, во времени, отражались на балете, внося в него новые темы, изменение стиля, техники, композиций. Менялись декорации и костюмы. Например, конец 19 начало 20 века для балета стал периодом освобождения от формальных рамок, ограничивающих его проявления. Так, в произведениях хореографов появился романтизм. «Сильфида», «Жизель»- одни из первых романтических балетов, не утративших своего значения и в наши дни.

Почему балет называют синтетическим искусством?

Существует очень распространенное понятие о балете: "Балет – синтетическое искусство, в котором танец - главное выразительное средство балета - тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д"

Слово "синтетический" прочно «осело»  в официальных определениях балета, и едва ли уже кто-то задумывается о том, что означает это словосочетание. Тем более, оно имеет какой-то отталкивающий канцелярский оттенок...

Адажио из балета "Спящая красавица". Евгения Образцова, Карим Абдуллин

Синтез искусств

В актерской среде существует понятие "синтетический актер" - тот, который и хорошо поет, и танцует, словом, умеет многое, он универсален, справляется с любыми творческими задачами роли и спектакля.

Артисты балета тоже считаются актёрами. Да, петь им не нужно, но при этом необходимо существовать в разных видах искусства, даже противоположных, очень профессионально. Именно поэтому в профессиональных балетных школах обязательны к изучению фортепиано (чтобы слышать и понимать музыку); актёрское мастерство (чтобы научиться вживаться в любую роль). И, конечно же, основа основ - классическая хореография, чтобы соответствовать заданным канонам, при этом успешно совмещать все эти виды искусств на сцене.

Синтез - это соединение разных видов чего-либо в качественно новое целое. Отсюда делаем вывод, что "синтетическое искусство" - искусство, которое включает в себя несколько различных его видов и направлений. Как это применимо к балету?

В балете активно взаимодействуют музыка, хореография и актерское мастерство

Гармония противоположностей

Балет сочетает в себе несколько видов художественного творчества: музыку, хореографию, драматургию и изобразительное искусство. Именно поэтому балет и называется синтетическим искусством - присутствует синтез. Центром данного объединения становится хореография, вокруг которой существуют различные виды искусства в соподчинении.

Хореографический образ - это воплощение жизненного содержания в танце. Движением выражается настроение, чувства, состояния в особой системе координат танцевального направления.

В жизненной реальности человеку свойственно выражение себя через движение. В жестикуляции и манере двигаться, видны характер и своеобразие личности человека. В балете это все выражается в лексике танца - у каждого героя спектакля свои особенности хореографического текста.

Музыка и зрелище

На помощь движению и пластике приходит музыка - без нее танцевальное искусство невозможно.

Следовательно, балет изначально синтетичен, потому что его не существует без музыкального искусства .

Если это танец африканских и восточных народов, он сопровождается ударами в тамбурины и барабаны, но ударные - это тоже музыкальные инструменты. Танец сам по себе почти не может существовать без какого-либо звукоритмического сопровождения.

Неотделимый от музыки танец, так или иначе, все равно является зрелищем, которому необходимо изобразительное направление. Оно выражается в костюмах, которые воссоздают эпоху и положение героя спектакля.

Разнообразие костюмов дает понимание расстановки "сил" в спектакле: например, скромно одетые Жизель и Берта против роскошного платья и головного убора Батильды. из 2

Батильда и Альберт

Жизель (или Вилисы). Фантастический балет композитор А. Адан

Сценарий

Балет включает в себя драматургию: взаимоотношения героев, канву развития сюжета. В идеале либретто должно быть написано строго отдельно к балетному спектаклю, где будут учтены все особенности: мизансцены, переходы, развитие музыки. Это необходимо, поскольку балетный спектакль лишен диалога и словесного оформления.

В основе почти всех балетов лежат пьесы, романы и другие литературные произведения, которые нужно адаптировать к прочтению на балетной сцене. Нередко сценарий переделывается в процессе создания балета - это неизбежно из-за специфики данного вида искусства, которое не может использовать слово.

Считается, что сценарий может быть написан балетным драматургом, но на деле автором может стать и композитор, и художник, и хореограф - человек, принимающий непосредственное участие в создании спектакля.

Так, композитор С. Прокофьев участвовал в написании сценария к балету "Ромео и Джульетта", художник М. Курилко - автор сценария балета "Красный мак". А вот сценарии к балетам "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак" написаны лично Юрием Григоровичем.

1 и з 3

Балет Юрия Григоровича "Каменный цветок"

Вот в таком сложном переплетении разных видов искусств существует балет. Это и музыка, и театр, и движение, и оформление, одним словом, синтез!

Отсюда и устоявшее определение балета как синтетического искусства.

Источники: В. В. Ванслов "Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета", 1980 г.

 Любимые многими произведения гениального композитора Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», сделали настоящий переворот в балетном искусстве.

Небезызвестная миниатюра «Умирающий лебедь», написанная Михаилом Фокиным, — очень красивая композиция, станцевать ее мечтали многие балерины. Балет «Ромео и Джульетта» стал гордостью С. Прокофьева. Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая — эти талантливые балерины своим мастерством сумели выразить всю духовность, заложенную композиторами в музыку.

Развитие артистизма в сегодняшнем балете продвинулось на новую ступень. Балетное искусство стало более совершенным в плане его самовыражения. Язык танца стал понятней для более широкого круга любителей духовного творчества.

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!