Источники психосоматических растройств



Основы психосоматики

Краткая история науки

Еще в греческой философии и медицине была распространённой мысль о влиянии души и духа на тело. Каноны древнегреческой медицины подразумевали неделимость телесного и психического. Каждый орган описывался и рассматривался в тесной связи с соответствующей ему эмоцией (печень - гнев, сердце - страх, желудок - печаль и тоска и т. д.). Связь, как указывали древние врачи, является взаимной. Болезнь органа влияет на эмоциональное состояние человека, негативные чувства и эмоции способствуют заболеванию конкретного органа.

Зигмунд Фрейд исследовал психосоматические заболевания, что сформировало его теории о бессознательном уме и вытеснении.

Одним из первых термин "психосоматический" в 1818 году использовал врач-психиатр Иоганн-Христиан Гейнрот. А в 1822 году Якоби дополнил эту область понятием "соматопсихический".

В наше время этот подход получил широкое распространение в 20-50-х годах XX века. В области психосоматической медицины работали Ф. Александер, С. Джелифф, Ф. Данар, Э. Вейсс, О. Инглиш и др.

В 1939 году в США началось издание журнала "Психосоматическая медицина". В 1950 было создано Американское психосоматическое общество.

Эмоции

Природа наделила человека пятью базовыми эмоциями: страх, тревога, печаль, гнев и радость. Невозможно назвать их негативными или позитивными, все эмоции необходимы нам для выживания и самосохранения (это главная задача любого организма в природе). Представьте человека, у которого полностью отсутствует страх и тревога. Это как машина с отказавшими тормозами. Нет чувства опасности - организм теряет контроль и может погибнуть. Нашим предкам для выживания было необходимо «собраться», «сгруппироваться» и дать отпор, либо убежать от врага. Тело человека, как любой живой объект нашего мира, имеет способность к пульсации «сжатие - расширение». Вспомните цветы мимозы, ежика, который сворачивается клубочком, если протянуть к нему руку, кролика «застывшего» и «парализованного» от страха перед удавом. Опасность - сжатие, миновала опасность - тело расширилось. Поэтому наши мышцы сжимаются в ответ на чувства, связанные с тревогой, страхом, гневом, печалью.

Рассмотрим поподробнее, как реагирует тело на базовые эмоции.

Радость:

Когда мы радуемся -- тело расширяется, становится легким, мы летим от счастья. Все остальные эмоции сокращают, суживают, сжимают тело.

Страх:

Представьте ситуацию: вы идете по улице, сзади слышите визг тормозов машины. Что вы чувствуете?Ваше тело сжимается в области солнечного сплетения. Идет «обрыв» в малый таз. Говорят: «человека парализует от страха», «подкосились ноги» (особенно в коленях). Это и есть зоны страха в теле. Каждое чувство, испытываемое человеком, имеет определенные зоны напряжения в теле. Мы и дышим всегда так, как себя чувствуем. Так, при выраженном страхе дыхание всегда замирает.

Тревога:

Представьте: вы ждете кого-то, кто задержался поздним вечером. Вы мечетесь в тревоге. Появляется какая-то неусидчивость. Сердце стучит, дыхание поверхностное, чувство нехватки воздуха, все дребезжит и внутри, и даже внешне есть какая-то дрожь. Приливы жара, холода в теле, мурашки. Тревога заполняет все тело.

Гнев:

Гнев необходим нам для того, чтобы, «сгруппировавшись», принять решение, дать отпор, преодолеть какое-либо препятствие, защититься, доказать свою правоту. Образ человека в гневе совершенно определенный: сжаты челюсти, глубокое и тяжелое дыхание. Напрягается шея, особенно ее боковые поверхности, а также грудь и руки (как для удара). Это все - зоны гнева.

Обида:

Обида - это подавленный гнев, который в силу определенных обстоятельств нет возможности выразить. Поэтому зоны обиды включают в себя зоны гнева. Кроме того, обида сдавливает горло (комок в горле). От обиды перехватывает дыхание, болит сердце.

Вина:

Когда нас в чем-то обвиняют, плечи сжимаются, голова наклоняется, страшно посмотреть в глаза.

Заметьте: у животных и людей базовые эмоции одни и те же. Но если животные и дети эти эмоции не скрывают, то проблема взрослого человека в том, что в силу социальных условий он далеко не всегда имеет возможность выразить испытываемые чувства. Как правило, эти эмоции, чувства не осознаются, а лишь проявляются психологическим дискомфортом, болями, повышением артериального давления, хронической усталостью, депрессией. Но как бы человек не подавлял свои эмоции, мышцы все равно реагируют на них и все чувства отражаются на теле в виде мощного мышечного спазма.

В зависимости от того, в какой ситуации чаще находится человек, какие чувства испытывает, в тех или иных участках тела возникают зоны постоянного хронического напряжения - мышечные блоки. Это приводит к функциональным нарушениям, а затем и к появлению тех или иных болезней.

Например, накопившиеся подавленные обиды, блокируют грудную клетку, способствуют формированию хронического бронхита, «покашливания», не имеющих инфекционной природы. Ведь недаром бронхиальная астма является классическим психосоматическим заболеванием. Также заболевания печени (неинфекционной природы), ведь печень является «органом-архивом» пережитых обид и гнева. Диагноз «дискинезия желчевыводящих путей» появился в медицинском лексиконе в последние годы, а до этого существовало понятие «невроз желчного пузыря».

Поджелудочная железа - это орган, реагирующий на тревогу и беспокойство, а сахарный диабет входит в «золотую семерку» классических стрессовых болезней. Самые уязвимые органы, реагирующие на страхи и опасения - почки, кишечник, мочевой пузырь.

Особенный акцент хочется сделать на области малого таза, особенно у женщин. Только представьте, для какого количества чувств эта зона тела является «архивом» - страхи, телесные ощущения, связанные с гинекологическими вмешательствами, родами. Большое количество обид и разочарований связано с психологическими партнерами, мужьями.

Таким образом, телесные недуги являются материальным проявлением психологических проблем человека. Взаимосвязь тела и психики очевидна. А потому, воздействуя на телесные проявления психологических проблем, можно оказать помощь при психосоматических заболеваниях, эмоциональных и поведенческих расстройствах.

Источники психосоматических растройств

Источники психосоматических расстройств могут быть самыми разными. Их можно объединить в группы:

1. Внутренний конфликт:

Грех или страсть являются «инородным» телом для человеческой души, раздражают её, вызывая нервное напряжение, хронический стресс различной выраженности, который подрывает защитные силы организма. Это открывает входные врата инфекциям, сосудистым и сердечным заболеваниям и т. д.

Конфликт может возникнуть между различными потребностями человека, его идеальными установками и реальными возможностями, необоснованными претензиями на «праведность» или исключительность.

Этот случай произошел с мальчиком 13 лет, который занимался в музыкальной школе по классу флейты. Его родители, в основном мать, возлагали на него большие надежды, пророча ему блестящее будущее музыканта. Они преувеличивали его успехи, перехваливали.

Но вот однажды подошло время участия в каком-то представительном конкурсе. Серьёзная комиссия обратила внимание педагогов и родителей на то, что техника игры ребёнка оставляет желать лучшего, мелодику произведения он чувствует слабо, а пальцы вообще как деревянные. Мальчик услышал эти слова, и как ответная реакция на неудачу у него развился столь знакомый многим музыкантам «писчий спазм» - истерический паралич кисти.

Это было расценено матерью как серьёзное заболевание, и, как ни странно, успокоило её. Всем знакомым она говорила, что у сына - ревматоидный артрит и пальцы «скрючились», но талант не пропал, просто не может быть реализован.

Флейту пришлось оставить. Через некоторое время мальчика пришлось всё же показать психотерапевту, поскольку у него начались тики - непроизвольно подёргивались щека и веко. К сожалению, мать не изменила своей позиции и продолжала развивать у сына завышенную самооценку, что мешало ему встать на путь осознания своих проблем.

2. Вторичная выгода:

«Для меня болеть - одно из величайших удовольствий жизни, при условии, что болезнь не слишком тяжелая и нет необходимости работать, пока болезнь не пройдет». С. Батлер

Если разобраться, немного поболеть бывает в каком-то смысле даже выгодно. Заболев, человек может избежать исполнения неприятных для себя обязанностей, оправдать неблаговидный поступок и т. п. Такой механизм развития заболеваний характерен для истероидных личностей. Главное, чего они хотят добиться, это внимания и сочувствия. Истерические заболевания могут принимать форму любых симптомов, вплоть до припадков «эпилепсии» и «параличей», которые даже опытные врачи иногда принимают за настоящие. Классическим отличием истерического припадка от эпилептического считается то, что истерики, падая "без сознания", умудряются ничего не повредить и не ушибаются, при этом никогда не прикусывают язык до крови.

Но бывают и такие случаи истерического припадка, которые полностью имитируют большой припадок эпилептиков - с кровавой пеной изо рта и сильными ушибами. То, что это не эпилепсия, доказывается совершенно нормальной энцефалограммой.

Ещё одно характерное свойство таких болезней - демонстративность. Даже приступы «эпилепсии» происходят у этих больных только при стечении большого числа людей. Именно для истероидного типа личности характерны «чудесные» исцеления, которые происходят в обстановке ожидания чуда. При этом душевное и тем более духовное устроение этих людей совершенно не изменяется.

Кстати, заболеть иногда означает наиболее быстрый способ удовлетворения собственной значительности. Один психотерапевт заметил, что некоторые больные даже делают себе «карьеру». Вначале они обращаются за помощью к «лейтенанту» - врачу поликлиники, затем к «капитану» - более опытному врачу, потом его приводят к «майору» в лице завотделением. Потом он попадает в клинику к доцентам и профессорам - «полковникам» и «генералам». Таким обраом, во главе - заведующий кафедрой, рядом доценты, ассистенты, ординаторы, куча интернов, стажеров, курсантов, и всё это - для него.

Практически все подобные больные помимо соматических проблем имеют и различные неврозы, причем они подсознательно не хотят вылечиваться от своих артритов, гастритов и иже с ними и даже терроризируют врачей, которые указывают им на истинные, глубоко в душе находящиеся причины недугов. Точно так же некоторые приходящие в церковь люди обижаются на духовников, призывающих оставить саможаление и посвятить время подлинному духовному росту. Но для этого нужны свобода и ответственность, а этого-то и боятся невротики.

Внушение со стороны:

При зависимости или просто большой степени открытости одного человека другому может происходить закрепление вербальных установок. Если ребёнку часто повторять, что он неряха, неуклюжий, жадина, он на самом деле начинает проявлять подобное в поведении. Нередко родители, воспитывающие своё чадо в состоянии гиперопеки, внушают ребёнку, что он тяжело болен.

Девочка Катя была инвалидом детства. Довольно тяжелый порок сердца не давал надежды на полный успех операции. И действительно, после тяжелого, длительного хирургического вмешательства, улучшение наступило лишь процентов на 25.

Однако мама Кати, человек глубоко верующий и тонкий, никогда не напоминала девочке о её болезни, не создавала напряжённой атмосферы, не одёргивала во время игр.

В этом же доме жила девочка Ангелина, примерно одного возраста с Катей. У неё был обнаружен шум в сердце. После обследования врачи сказали, что шум этот функционального характера, опасности не несёт, и никаких ограничений ребёнок иметь не должен. Однако такое известие вызвало волну тревожных мыслей у матери Ангелины. Она стала с волнением в голосе по несколько раз в день напоминать дочери о том, что она больна сердцем, ей вообще нельзя бегать, прыгать, громко кричать и т. п.

В результате через год девочка от малоподвижного образа жизни значительно располнела, стала часто болеть. Ангелина стала тревожной и мнительной, стали проявляться истерические черты характера. Мама Кати с удивлением смотрела на происходящее, пыталась дать советы, но они были встречены в штыки. «Ребёнок серьёзно болен», - твердила мать Ангелины.

Так за два года забот мамы девочка превратилась в невротическую личность, набрала значительный лишний вес, с окружающими стала разговаривать лишь о своей болезни.

В настоящее время мама Ангелины добивается перевода дочери на домашнее обучение.

Идентификация:

Это ситуация, когда человек, пытаясь подражать кому-то, имитирует его болезни.

Один достаточно молодой дьякон испытывал непреодолимое желание "руководствовать людей ко спасению". Для этого он старательно имитировал образ одного знакомого старца, копировал его походку, манеру говорить. Не хватало одной детали: старец был довольно-таки больным человеком.

И вот, дьякон стал постоянно упоминать о своих немощах, больных ногах и расстроенном желудке. Он делал страдальческое лицо, ходил, прихрамывая. Самое любопытное, что после двух лет такой имитации эти болезни действительно стали появляться.

Толкования понятия болезнь

Ни в одном из фундаментальных подходов к лечению пациента единства нет, нет его, конечно, и в психосоматической медицине. Например, строго в психологическом ключе толкования болезни она может рассматриваться с разных точек зрения, а именно:

Болезнь - как следствие.

В этом случае болезнь есть вынужденное состояние организма, вызванное наличием психологических проблем.

Возьмем, например, агрессию: если её всё время подавлять волевым усилием, то тем самым вы словно бы отдаете «приказ» организму не вырабатывать определенные химические вещества, способствующих выражению агрессии. И гормоны «атаки и нападения» перестают вырабатываться телом в нужном количестве, а какие-нибудь «гормоны страха и паники», напротив, появляются в избыточном количестве. И это приводит к «телесной поломке».

В этом случае считается, что устранение неблагоприятного психологического состояния автоматически устраняет и его последствие, болезнь. Параметры организма приходят в норму, и болезнь исчезает.

Болезнь - как сигнал или метафора.

Более сложный случай психологической трактовки заболевания. В этом случае предполагается, что болезнь является информационным сообщением на ту или иную деятельность человека, которая угрожает травматическими последствиями психологического или физического плана. Предположим, что ребенка в детстве очень сильно напугал большой чернобородый дядька. Он, возможно, и не хотел этого, но так нечаянно вышло. Ребенок вырос, и он уже давно забыл об этом дядьке с черной бородой. И все бы хорошо, вот только устраивается он на новую работу, а его начальник - большой дядька с густой черной бородой.

Бессознательно человек помнит о своем испуге и боли, а вот сознательно он этого не помнит. Подсознание кричит: «Опасность!» Но сознание не видит никакой опасности, - и человек продолжает находиться в опасном (с бессознательной точки зрения) положении.

В этом случае болезнь рассматривается как символьное сообщение от нашего бессознательного о том, что некоторая деятельность является очень опасной. Например, на работе постоянно начинает сильно болеть голова. Это как бы сообщение: «Уйди отсюда, тебе здесь больно». И любой недуг в этом смысле предполагается как предупреждение подсознания об опасности.

Излечение в этом случае возможно, как минимум, двумя путями. Первый из них наиболее простой: как только раздражитель исчезнет из поля зрения, то исчезнет и болезнь. Но с точки зрения психологии это неэффективный и даже вредоносный путь: если человек на все бы реагировал только избеганием, то он огня бы не мог зажечь. Так что более продуктивным будет второй путь: это осознание истинной причины тревоги нашего бессознательного. И в процессе психоанализа, или какой-нибудь другой терапии мы вспоминаем и понимаем, что именно хочет сказать нам наше подсознание. Как только осознание происходит, болезнь начинает идти на поправку.

Болезнь - как источник выгоды.

Болезнь - это частный случай психологического понятия «вторичной выгоды», или такой ситуации (и состояния), когда некая негативная причина имеет позитивное следствие, которое не возникает без наличия негативной причины. Простой пример: если вы болеете, то внимание и забота к вам родных и близких усиливается. Если вы не хотите с кем-то общаться или что-то делать, то головная боль может освободить вас от этого действия. И тому подобное.

Болезнь - как компенсация.

А в этом случае болезнь интерпретируется как способность выразить свою психологическую потребность в телесной форме. Что это значит? Возьмем в пример человека, который запретил себе плакать («мужчины не плачут»). В этом случае человек может «заплакать» телом: или он начнет потеть, или у него появятся постоянные «непонятные» позывы к мочеиспусканию. Потребность в безопасности может спровоцировать излишнее отложение жировых тканей или кожные заболевания. Резюмируя, можно сказать так: если человек не может удовлетворить свою потребность психологически, - то он частично удовлетворит ее телесно, иррационально порождая болезнь, «удобную» для удовлетворения этой потребности.

Болезнь - как синхронизация.

Синхронизируя часы, мы приводим их к одному общепринятому значению. Например, если у вас в комнате двое часов, которые показывают разное время, то одни из них (как минимум) врут. В этом случае человек приводит все часы к единому значению, которое он предполагает эталонным.

А как это «работает» на уровне заболевания? Допустим, у нас есть человек, который часто твердит о том, как ему плохо, однако на физическом плане это никак не проявлено. И в этом случае через некоторое время болезнь действительно может появиться, так как одни из «часов» (или телесные, или психологические) явно идут неправильно. А дальше многое зависит от того, что субъект считает своим истинным, эталонным «временем»: и если это болезнь, то он может действительно заболеть.

Другой вероятный вариант такого противоречия связан с ситуацией, когда части телесное ощущение и психологическое ощущение одного и того же акта явно противоречат друг другу.

Например, вы можете думать, что способны поднять сто килограммов веса, хотя, на самом деле, вам рискованно поднимать даже треть от этого веса. Или, допустим, в силу тех или иных причин вы должны ежедневно работать (хоть умственно, хоть физически) по десять часов в сутки, хотя, на самом деле, вы способны работать продуктивно гораздо меньшее время, и плюс к тому же каждые два часа вам желательно вздремнуть. И в этом случае как болезни, так и третьи состояния (промежуточные состояния между здоровьем и болезнью) будут возникать строго пропорционально вашим усилиям превозмочь ваш ресурс тела. До тех пор, пока вы не станете адекватны к вашим ресурсам (правильно использовать их - или накапливать, или перераспределять), ваше болезненное состояние будет усугубляться.

Болезнь - как программа.

В трансе любого человека можно убедить в том, что сосулька, которая прикасается к его коже, есть раскаленный прут, - и на коже появится натуральный ожог.

И если наш разум способен так видоизменять физиологические реакции на раздражители, полагаясь на представления и убеждения о природе этих раздражителей, то почему бы не предположить, что в основе большинства болезней или третьих состояний лежат ошибочные (вредоносные) представления нашего умного ума.

В этом случае болезнь есть ошибочная, вредоносная, ложная или противоречивая программа, которая и ведет к повреждениям и поломкам. И аллергия или фобия, например, - это типичные программы реакции на раздражитель, сформированные единичным опытом или вообще абстрактно. Все зависит от того, как вы мыслите. И если вы скушали апельсин, и вам было плохо, то можно подумать разные вещи. Можно будет подумать, что это плохой апельсин, пойти и поругаться с продавцом, который вам продал его. А можно подумать, что у вас аллергия на апельсины. И тогда у вас будет аллергия на апельсины, без проблем.

Есть люди, которые думают, что они смогут пройти по раскаленным углям и не обожгутся. И они ходят и не обжигаются. А есть люди, которые думают, что у них или аллергия, или фобия, или еще что-нибудь. И у них это есть. В зависимости от того, что вы думаете, вы имеете это.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!