Соотнесение актов учебного цикла в рамках развивающего обучения и этапов технологии развивающих игр (Б. П. Никитина)



 

Акты учебного цикла Этапы технологии развивающих игр Деятельность детей Деятельность педагога

Ориентировочно-мотивационный:

совместная постановка учебной задачи, мотивация на предстоящую деятельность

Предварительный   Обеспечивает доступность игр для детей, их привлекательность.
Ориентационный Наблюдает     Наблюдает Предлагает вниманию ребенка игру.   Инициирует желание ребенка поиграть через наблюдение за игрой взрослого.
Поисково – исследовательский практический: педагог приводит детей к самостоятельному постижения нового материала, формулированию выводов, их фиксированию в модельной форме. Содержательно – операционный Рассматривает игры Интересуется ими   Осуществляет свободную игровую деятельность. Предлагает ребенку игры более легкие, не доходя до трудных (ориентируясь на возраст, уровень развития ребенка, его интерес). Обеспечивает сменяемость видов деятельности ребенка за счет использования разнообразных игр.
Рефлексивно-оценочный акт: осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний. Ценностно – волевой Оценивает получившейся результат с образцом. Анализирует, что не получилось, в случаи неудачи. Осуществляет позитивную оценку реально достигнутых успехов ребенка в сочетании с предвосхищающим настроем на новые действия. Обеспечивает эффект новизны, на основе уже известного (предлагает известные и новые игры). Организует физическую разминку, двигательную активность в непринужденной обстановке. Использует метод «ледокола» - каждый день начинает с уже освоенного, затем предлагает неизвестное более трудное. Осуществляет образное «оживление» игровой ситуации.

Таким образом, деятельность детей и педагога в рамках всех этапов технологии в полной мере соответствуют всем актам учебного цикла в рамках развивающего обучения.

Особенности методики

Педагог предоставляет максимальную степень свободы ребенку.

Организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание ребенка к играм посредствам собственной игровой деятельности.

В процессе игры ребенка взрослый выступает в роли «консультанта».

Полностью исключается подсказка взрослого ребенку.

Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

Если ребенок не справляется с заданием, значит, взрослый переоценил его способности, необходимо начать игру через несколько дней с более легких заданий.

Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

Для маленьких детей взрослый оживляет пару сказок, дает имена узорам, людям, придумывает, фантазирует, пока ребенка не начнет привлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

Методы и приемы технологии развивающих игр:

· Игровые методы:

- вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации,

- принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью,

- выполнение практических действий по получению необходимой информации.

· Диалогические методы:

- беседа,

- «вопросы – ответы»,

- формулировка выводов.

· Методы обучения:

- показ способа действия (после выполнения задания),

-проблемная ситуация,

-упражнение.

Проанализировав особенности методики развивающих игр (Б. П. Никитина), можно сказать, что она в полной мере соответствует основным характеристикам развивающего обучения, а именно:

- под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)

(в развивающих играх ребенок сам активно действует);

- развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума

(в развивающих играх ребенок всегда опирается на свои реальные возможности);

- в развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности

(в развивающих играх ребенок всегда преодолевает свои возможности – «метод «ледокола»);

-в развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности

(в развивающих играх ребенок самостоятельно ставит цель, выбирает средства, контролирует результат своей игровой деятельности);

-развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности

(в развивающих играх формируются знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющие механизмы личности; эмоционально-нравственная сфера; деятельностно - практическая сфера ребенка);

-развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка

(в развивающих играх ребенок всегда возвращается к уже «освоенному», затем снова преодолевает трудности).

Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр (Б. П. Никитина) в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.

Игры Б. П. Никитина

1. Рамки и вкладыши Монтессори

Эта игра доступна самым маленьким. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать. Происходит развитие техники владения карандашом, умения обводить и раскрашивать, знакомство с геометрическими фигурами» (рамки - обводить, штриховать).

Вкладыши «Повтори за ежиком» - 1 этап: ребенку воспитатель показывает ежика, вкладывает круги в отверстия, предлагает повторить;

2 этап: ребенку предлагается карточка, где отмечен только один красный кружок, взрослый предлагает повторить за ежиком на картинке, и вкладывает круг красного цвета в отверстие, проговаривает один и указывает на цифру внизу карточки;

3 этап: карточки демонстрируются поочереди. Взрослый называет цифру внизу картинки, считает, а ребенок вкладывает круги в нужные отверстия, называя цвета.

2. Сложи узор

Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.

1 этап. Сначала ребенок знакомится с кубиками и совершает простые игровые действия.

2 этап. Затем детям предлагается составить по образцу простые рисунки «елочка», «окно», «бабочка».

3 этап. Ну а в дальнейшем ребята выкладывают рисунок самостоятельно, с опорой на схему. Конечный этап - ребенок должен уметь самостоятельно придумать схему рисунка

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

3. «Уникуб»

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

«Уникуба» может увлекать детей 2 - 15 лет.

Задания в «Уникубе» весьма трудны и требуют больших затрат времени и сил, поэтому надо рассчитывать умственные и физические возможности ребенка.

4. «Сложи квадрат»

Игру следует усложнять постепенно.

Знакомство с игрой можно начать с 1 года и позже, вводим понятия "целое" и "часть".

1 уровень сложности – квадрат поделен на 2 и 3 части.

2 уровень сложности - квадрат поделен на 4 части.

3 уровень сложности - квадрат поделен на 6 частей.

5. "Кубики для всех"

Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

6. Дроби

Дети постоянно сталкиваются с понятиями целое/часть в повседневной жизни. С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.

7. Точечки

Игра развивает математическое мышление, обучает навыкам классификации, счета и нумерации.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

«Точечки» можно показывать ребенку уже с года, он с удовольствием будет пытаться собрать их в стопочки, или засунуть в коробку, или выговорить названия цифр, которые ему постоянно повторяет мама.

 

 


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!