Теория официальной народности.



        Платформа консервативно-охранительных сил нашла отражение в теории официальной народности, которая служила обоснованием идеи о самобытности России и зиждилась на трех началах: православие, самодержавие, народность. Автором ее был министр просвещения С.С. Уваров. Он доказывал императору, что просвещение само по себе не есть зло, все зависит от его содержания. Вот на Западе, да, просвещение стало источником зла, революционных потрясений. В России просвещение может служить охранительную службу, если оно будет построено на пропаганде

российских ценностей, выраженных в формуле: “Православие, самодержавие, народность".[7, 205с.]С.С. Уваров в своём докладе императору называл триаду "последним якорем нашего спасения и вернейшим залогом силы и величия нашего Отечества". Эта формула сразу пленила Николая I, поскольку провозглашала новый принцип: опору монархической власти непосредственно на патриархальное крестьянство, минуя дворянство, скомпрометировавшее себя на Сенатской площади.[2, 48с.]             

Основное смысл теории С.С. Уварова заключался в совокупности трёх тезисов:

1. Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости, которая определяет ментальность русского народа и которая обеспечивает покой и мир;

2. Самодержавие – опора и гарант российской государственности, её бытия, могущества и величия; определяет политическую основу Российского государства, её стержень, её костяк;

3. Народ российский по природе своей религиозен и царелюбив, предан самодержавию и православию, «един» с царем, как царь «един» с народом.

Князь П.Н. Вяземский метко охарактеризовал содержание официальной идеологии «квасным патриотизмом». Суть такого патриотизма выражена в знаменитой формуле Бенкендорфа: «Прошлое России было блестящим, её настоящее более чем великолепно, а что касается её будущего, оно превосходит всё, что может представить себе самое смелое воображение».      

        Цель официальной идеологии заключалась в том, чтобы стать своеобразной «умственной плотиной», противостоящей «духу времени», «исцелить новейшее поколение от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному» и способствовать формированию общественного сознания в рамках единомыслия «на твердых основаниях… составляющих исключительных характер России».

        Для того чтобы как можно глубже внедрить «уваровскую троицу» в сознание россиян, царизм осуществил тотальную мобилизацию всех средств пропаганды. «Теория официальной народности» насаждалась повсеместно – от деревенских церквей до столичных университетов. Её усиленно продвигала во все слои общества агентура III отделения. Глашатаи «официальной народности» располагали значительным числом периодических изданий. Самыми авторитетными среди них были журналы «Сын отечества» Булгарина, «Москвитянин» Погодина, «Библиотека для чтения» Сенковского, «Московский наблюдатель» Шевырева, газета «Северная пчела» Булгарина и Греча. Царизм пытался сделать идеологи. «официальной народности» основой всей духовной жизни страны. В музыке, например, верхом совершенства был объявлен государственный гимн Российской Империи «Боже, царя храни…». Наибольшую заботу царизм проявлял о том, чтобы под знаменем «официальной народности» развивалась главная сфера духовной жизни – литература. В противовес классической литературе Пушкина и Гоголя насаждалась литература казенная, о которой В.Г. Белинский писал, что она «делается до того православною, что пахнет мощами и отзывается пономарским звоном, до того самодержавною, что состоит из одних доносов, до того народною, что не выражается иначе как по матерну».

        Проводниками и популяризаторами официальной идеологии были консервативно настроенные профессора Московского университета – М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.И. Давыдов, журналисты – Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, писатель Н.В. Кукольник. В 1830-1840-х гг. официальная идеология имела большое влияние на общественное сознание.


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 560; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!