Но самый распространённый вариант включает:
Науку
Религию
Искусство
Мораль
Образование
Элементы культуры
1. Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т. д.).
2. Отношения. В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое отношение к культурным реалиям. Скажем, существуют сообщества, где отношение к старикам, умудренным опытом членам семьи исключительно почтительное. Или, напротив, сообщества, где отношение к детям исполнено заботой и вниманием, которой не встречают старшие их члены.
3. Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может.
4. Нормы и правила. Стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой принадлежит (обычаи и этикет).
Этикет – это совокупность правил поведения по отношению к другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и имеют религиозное, философское или какое-то другое обоснование; этикет характерен для высших слоев общества. |
Обычаи - установившиеся схемы поведения, обязательные на уровне культуры в целом, культурные привычки. |
|
|
Функции культуры
Ø Гуманистическая
Ø Кумулятивная направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом в результате взаимодействия индивидов с другими культурами. Особое средство передачи социальной информации.
Ø Коммуникативная (трансляционная) функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности людей, а также предполагает трансляцию социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.
Ø Познавательная (гносеологическая) создает благоприятные возможности для познания и освоения мира. Существуют типы обществ, которые демонстрируют удивительную способность: посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу, демонстрируя динамизм во многих сферах науки, техники, производства.
Ø Регулятивная (нормативная) связана с упорядочиванием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Она опирается на мораль и право.
Ø Интегрирующая функция обеспечивает целостность. Интеграция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые выступают гарантом стабильности социальных систем.
|
|
Ø Семиотическая, или знаковая. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ø Ценностная функция культуры обеспечивает ее носителям наличие системы норм и ценностей. Культурологи считают, что именно ею определяется качественное состояние культуры. Именно как система ценностей культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
Элитарная (или высокая) культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования. В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита.
|
|
Термин «массовая культура» был впервые предложен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. Распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных.
1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения человечества, то уж во всяком случае, с первых веков христианской цивилизации. Примером первых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII–XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) – автора широко известного романа «Робинзон Крузо» – и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730–1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII–XIX вв. «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.
|
|
3. Массовая культура и СМИ развивались параллельно с XVIII века. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамотности.
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!