Методы и приёмы развития творческого воображения у младшего школьника на уроках изобразительного искусства



Обладая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности. Учится анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию воображения способствует целенаправленность учебных занятий.

Так с 1-го класса учитель учит детей организованной целенаправленной творческой деятельности, формирует умение подчинять весь творческий процесс решению конкретной задачи. Это очень сложная задача, т.к. у учащихся начальных классов проявляется часто пассивность воображения. Поэтому с 1-го класса применяются самые разнообразные приемы, активизирующие творческую деятельность. По мере перехода из одного класса в другой школьники все больше знакомятся с понятиями. Мыслительная деятельность младшего школьника имеет наглядный характер и в значительной степени связана с чувственным познанием. Поэтому в начальных классах широко используются наглядные методы и приемы, которые успешно могли бы развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства.

Успешныйпроцесс обучения во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию.

Развитию творческого воображения младшего школьника способствуют следующие условия:

- включение учащихся в различные виды деятельности;

- использование нетрадиционных форм проведения уроков;

- создание проблемных ситуаций;

- применение ролевых игр;

- самостоятельное выполнение работы;

- использование различных материалов;

- использование различных типов заданий, в том числе и психолого-педагогических.

В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. На рассказ учителя на уроках и изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, следовательно, его содержание должно быть кратким и строго соответствовать целям урока и практической трудовой задаче.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

На уроках изобразительного искусства рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. На уроках изобразительного искусства и художественного труда метод объяснения может использоваться во вводной части урока, при знакомстве с различными приемами работы кистью, различными видами красок т.д.

Наглядные методы позволяют обучающимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и в визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Сама специфика изобразительного искусства, процесса изобразительного творчества выражается в постоянном оперировании зрительными, наглядными образами, в постоянном чувственном восприятии объектов и явлений действительности. Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.

Наглядные методы обучения являются одними из самых важных факторов в обучении. Эти методы особенно важны ученикам с более выраженной формой визуального восприятия. Осуществляются наглядные методы посредством ряда приёмов: иллюстрация, демонст­рация, наблюдения учащихся.

Демонстрация – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности, заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Практические методы играют большое значение на уроках изобразительного искусства. Формы работы представляются ведением уроков (работа с натуры. Тематическое рисование, декоративно-прикладное, беседа. Основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Так, обучение рисованию на первом году обучение начинается с игровых упражнений, чтобы сделать более эффективным процесс обучения детей. При использовании игровых моментов педагог не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.

5. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978 – 180-205 с.

6. Колесникова Г. И. Методология Психолого-педагогических исследований: учебное пособие. / Г.И. Колесникова-Москва, Юрайт 2019г. 232 с.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. личность // Избранные психологические произведения: В 2-х томах [Текст] / А. Н. Леонтьев; [Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского]. - М.: Педагогика, 2011. Т.2. С. 94-231.

8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, 15-е издание. — Издательский центр Академия Москва, 2015. — 656 с.

9. Научно-исследовательская работа. Н.А. Виноградова Н. В. Микляева. Москва. Издательский центр; «Академия» 2017г. 128с.

10. Немов Р. С. Психология. Учебник :- Издательство Юрайт, 2019. — 292 с

11. Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.(?)

12. Психология и педагогика. В 2-х частях. Ч1. Психология: учебник для СПО под общ. ред. В.С. Сластенина, В. П. Каширина. - М. Издательство Юрайт, 2018г -232с.

13. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор: Б.М. Бим-бад  Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 2008г.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!