Примерные задания для контрольных письменных работ
1. Личность художника
2. Процесс создания художественного образа
3. Индустриальная эстетика: предмет и специфика
4. Антропологическая эстетика софистов и Сократа
5. Категории эстетики средних веков в мировоззрении и культуре теоцентризма
6. Особенности развития и причины кризиса художественной культуры европейского Возрождения
7. Иконоборчество и иконопочитание в средневековой эстетике
8. Романский и готический стили в средневековой эстетике
9. Эстетические принципы барокко и классицизма
10. Особенности романтизма в искусстве и эстетике
11. Специфика Византийской эстетики
12. Эстетика И. Канта
13. Место эстетических взглядов в философии Г. Гегеля
14. Эстетические воззрения А. Шопенгауэра
15. Эстетика В. С. Соловьева
16. Н. А. Бердяев о проблемах эстетики и творчества
17. П. А. Флоренский об искусстве и миссии художника. «Обратная перспектива»
18. Проблема бессознательного в искусстве (фрейдизм)
19. Эстетика экзистенциализма
20. Эстетика Ф. Шеллинга. Проблема прекрасного
21. М. Бахтин. «Автор и герой эстетической деятельности»
22. Г. Гадамер. «Искусство и подражание»
Примеры заданий в тестовой форме
Вариант 1.
1. Что означает в эстетике термин «гармония»?
а) духовой музыкальный инструмент
б) мирный характер человеческих отношений
в) созвучие, стройность, соразмерность
2. Категория «возвышенное» в эстетике обозначает:
|
|
а) архитектурное сооружение, отличающееся своей устремленностью в высоту
б) величие в природе, жизни, искусстве, определяемое не количественными параметрами, а внутренней для человека особой значительностью воспринимаемого объекта
в) горная, холмистая местность, в отличие от равнинной, низменной?
3. Каково общее наименование кризисных явлений в искусстве конца 19 - начала 20 веков, отмеченных настроениями тоски, грусти, разочарования, душевной боли:
а) модернизм
б) дадаизм
в) абстракционизм
г) декаданс?
4. Каков смысл термина «мимесис», в древнегреческой эстетике:
а) искусство мимов
б)подражание
в) образное удвоение
г) воспроизведение
д) совершенство актерской мимики?
5. Что означал золотой цвет в средневековой христианской символике:
а) духовную чистоту
б) созерцательную жизнь
в) божественное сияние
6. Кубизм – это:
а) увлеченность игрой с «кубиком Рубика»
б) использование кубических форм в архитектуре
в) геометризованная разновидность примитивизма в искусстве, видения и представления мира через формы геометрических фигур
7. Каков смысл термина (категории) «трагическое» в эстетике:
а) «гибнущее прекрасное» в борьбе человека с природой или обществом
|
|
б) изображение мучений, горя, бедствий, ударов судьбы
в) характеристика неразрешимого конфликта, развертывающегося в процессе действия человека и сопровождающегося страданием и гибелью человека и важных для него ценностей
8. В основании художественного направления «романтизм» главное:
а) увлечение идеями универсальности и свободы целостной человеческой личности, человеческого духа
б) особый интерес к идеальному в жизни человека и общества
в) отказ от изображения реальной жизни
9. Термин «катарсис» означает:
а) взрыв эмоций
б) переживание трагедии в искусстве
в) очищение чувств зрителя посредством возбуждения в нем страха и сострадания
г) созвучие
10. Верность отражения действительности в искусстве определяют понятием:
а) натурализм
б) правдивость
в) реализм
г) точность
11. Термин «поп-арт» означает:
а) искусство популярное в отличие от элитарного, классического
б) совокупность упрощенных форм художественного творчества и восприятия, основанных на выразительности самих вещей, предметов и их сочетаний
в) новое фигуративное искусство, выражающее содержание через формы (в том числе искаженные) предметов, вещей, которым приписывается художественно эстетический смысл
|
|
12. Что такое красота (прекрасное) как ценность культуры:
а) то, что нравится большинству людей, вызывает всеобщее восхищение
б) особо выразительная форма чего-либо
в) чувственно воспринимаемое совершенство кого-либо, чего-либо, ставшее особо значимым в данной культуре
г) форма, вид чего-либо рождающие чувства удовольствия, наслаждения?
13. Какая из муз в древнегреческой мифологии являлась покровительницей трагедии:
а) Терпсихора
б) Каллиопа
в) Минерва
г) Мельпомена?
14. Каков смысл понятия «массовая художественная культура»:
а) культура масс, большинства общества
б) создание и функционирование художественной продукции, ориентированной на массовое потребление
в) художественная культура народных масс
15. Что такое «хеппенинг»:
а) все случайное в современном искусстве
б) форма выражения современного искусства, при которой главным содержанием произведения выступает действие, событие, происходящее перед зрителем (или с ним), не предусмотренное автором
в)художественная форма, отличающаяся особой сложностью и неопределенностью
Вариант 2.
1. Каково значение термина «авангард» в эстетике:
|
|
а) все передовое в искусстве
б) совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре
в) синоним «новаторства» в художественном творчестве
2. Выберите два наиболее точных определения понятия «канон»:
а) закономерность построения художественного произведения
б) совокупность художественных приемов, правил, которые считаются обязательными
в) произведение, служащее нормативным образцом
г) стандартная знаковая система
3. Кто из героев древнегреческой мифологии очаровывал богов и людей чудесным пением и укрощал дикие силы природы:
а) Орион
б) Оракул
в) Орест
г) Орфей?
4. Укажите модернистское направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сны, галлюцинации и т.д.):
а) экспрессионизм
б) сюрреализм
в) фовизм
г) гиперреализм
5. Когда и где сформировались стиль и художественное направление, получившие название «классицизм»:
а) в Италии эпохи Возрождения
б) в Европе 18 века
в) во Франции в период абсолютизма 17 века
г) в эпоху эллинизма на юго-востоке Европы
6. Каково одно из понятий античной культуры, обозначавшее гармонию внешнего и внутреннего, идеал физического и нравственного совершенства:
а) канон
б) катарсис
в) симфония
г) калокагатия
7. Каково значение понятия «андеграунд»:
а) современное «подземное искусство»
б) направление в искусстве, противостоящее официально признаваемому и находящееся «в подполье»
в) искусство, не входящее в моду, известное небольшой части публики
8. Выберите наиболее точное значение словосочетания «эстетическая культура»:
а) совокупность вкусов эстетически развитых людей и групп общества
б) система эстетических предпочтений, характерная для данного человека или общества
в) реализуемая в жизни способность к чувственному различению прекрасного и безобразного, развитая потребность в чувственном наслаждении от созерцания красоты, отвращение к уродству, стремление к эстетическому оформлению мира
9. Какое из нижеперечисленных направлений в искусстве стремилось создать искусство будущего:
а) дадаизм
б) футуризм
в) авангардизм
г)супрематизм?
10. Как называют псевдохудожественную продукцию, характеризующуюся безвкусицей, «дешевку», рассчитанную на внешнюю эффектность:
а) брутализм
б) перфоманс
в) поп-арт
г) китч
11. Какой архитектурный стиль средневековья характеризуется стрельчатыми сводами «на ребрах», обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, витражей и общей устремленностью зданий ввысь:
а) барокко
б) готика
в) ампир
г) рококо
12. Укажите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»:
а) Мирон
б) Поликлет
в) Фидий
г) Лисипп
13. Как называется модернистское направление в искусстве , принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов:
а) авантюризм
б) авангардизм
в) антагонизм
г) абстракционизм
14. Какая из муз древнегреческой мифологии была покровительницей эпической поэзии:
а) Кассандра
б) Каллиопа
в) Каллипсо
г) Клио
15. Какое из течений в художественной культуре представляло мир как комплекс социальных и индивидуальных парадоксов, алогизмов, бессмыслицы:
а) супрематизм
б) дадаизм
в) экспрессионизм
г) кубизм
Ключи к тестам:
Вариант 1.
1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – б,в,г; 5 – в; 6 – в; 7 – а,в; 8 – а; 9 – в;
10 – в; 11 – в; 12 – в; 13 – г; 14 – б; 15 – б.
Вариант 2.
1 – б; 2 – б,в; 3 – г; 4 – б; 5 – в; 6 – г; 7 – б; 8 – в; 9 – б;
10 – г; 11 – б; 12 – а; 13 – г; 14 – б; 15 – б.
Вопросы к зачету
1. Эстетика как философская дисциплина, её предмет и задачи.
2. Учение Сократа о прекрасном как идее. Прекрасное, художественное творчество и вдохновение в Диалогах Платона.
3. Обобщение художественной практики и эстетической мысли в «Поэтике» Аристотеля (калокагатия, мимесис, катарсис).
4. Эстетическое наследие Древнего Рима. Гораций о правилах создания поэтического произведения.
5. Эстетическая мысль западно-европейского Средневековья в трудах Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
6. Эстетика Византии. Универсум как прекрасное творение Бога; всеобъемлющий символизм искусства.
7. Эстетическая мысль Возрождения как обобщение художественной практики в трудах Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера.
8. Эстетика классицизма. «Поэтическое искусство» Н. Буало как первая теория художественного метода.
9. Проблема эстетического вкуса и назначения искусства в наследии французских просветителей
10. .Эстетика как самостоятельная научная дисциплина в теории Баумгартена.
11. Эстетические идеи Канта (эстетический вкус, эстетическое наслаждение, художественный гений).
12. Эстетика Гегеля как вершина европейской классической эстетики.
13. Эстетическая мысль Древней и Средневековой Руси.
14. Русская эстетика в трудах славянофилов, В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.
15. Вопросы эстетики в работах А.Ф.Лосева.
16. Прекрасное как центральная категория эстетики; социокультурная обусловленность прекрасного.
17. Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеке и искусстве.
18. Категории трагического и комического. Катарсис. Комическое как форма социальной критики, его виды и жанры.
19. Многообразие видов искусства (характеристика одного из них – по выбору студента).
20. Искусство в системе культуры.
21. Художественный образ как форма мышления в искусстве.
22. Специфика художественного отражения мира. Творческий характер восприятия произведений искусства.
23. Культурологические характеристики феномена постмодернизма.
24.Творческий процесс и личность творца.
25. Содержание и форма художественного произведения, их взаимосвязь.
26. Социально-гносеологическая обусловленность авангарда в искусстве XX века.
27. Искусство в системе культуры
28. Стиль и метод в искусстве.
29. Эстетическое воспитание личности: цель, содержание, современные подходы.
30. Основные эстетические концепции ХХ века: Европа и США
31. Человек как объект, источник и цель искусства.
32. Эстетическая и художественная культура личности.
32. Художественная условность и художественная правда: характер взаимосвязи.
33. Искусство как универсальное средство формирования эстетической культуры личности.
34. Эстетика повседневности: основные направления
Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!