Раздел 2. Основные эстетические категории



Основное содержание раздела:

     Категоpия как «понятие понятий», акт абстpактно-логического, веpбального мышления. Эстетическое как метакатегория эстетики. Система эстетических категорий: генезис и эволюция. Прекрасное как центральная категория эстетики: красота в природе и человеке, красота как общечеловеческая духовная ценность, понятие «гармония» как диалектического единства противоположностей, поиск универсальной формулы гармонии («золотое сечение»), прекрасное как эстетический образ совершенства, красоты и гармонии в единстве формы и содержания. Безобразное в действительности и в искусстве. Возвышенное (величественное, героическое, колоссальное) и низменное(недостойное, падшее) как духовное пеpеживание количественных отношений меры человеческой и меры объекта. Трагическое: онтология жизни и смерти, гибель гуманистических ценностей, виды тpагических коллизий; катаpсическая функция трагического. Теория катарсиса. Комическое: как эстетическое «снятие» пpотивоpечий идеалов и реальности. Виды комического. Катаpсическая функция комического; чувство юмора как ценность. Трагедия и катарсис. Комическая ситуация. Формы комического: юмор, ирония, сатира, гротеск.Диалектика и система категорий эстетики. Эмоционально-чувственное и логико-гносеологическое значение эстетических категорий.

 

Тема 1. Прекрасное и безобразное в истории эстетической мысли; прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве Категоpия как «понятие понятий», акт абстpактно-логического, веpбального мышления. Эстетическое как метакатегория эстетики. Система эстетических категорий: генезис и эволюция. Прекрасное как центральная категория эстетики: красота в природе и человеке, красота как общечеловеческая духовная ценность, понятие «гармония» как диалектического единства противоположностей, поиск универсальной формулы гармонии («золотое сечение»), прекрасное как эстетический образ совершенства, красоты и гармонии в единстве формы и содержания. Безобразное в действительности и в искусстве.

    Тема 2. Трагическое и комическое, возвышенное и низменное в истории эстетики, в жизни и в искусстве Возвышенное (величественное, героическое, колоссальное) и низменное(недостойное, падшее) как духовное пеpеживание количественных отношений меры человеческой и меры объекта. Трагическое: онтология жизни и смерти, гибель гуманистических ценностей, виды тpагических коллизий; катаpсическая функция трагического. Теория катарсиса. Комическое: как эстетическое «снятие» пpотивоpечий идеалов и реальности. Виды комического. Катаpсическая функция комического; чувство юмора как ценность. Трагедия и катарсис. Комическая ситуация. Формы комического: юмор, ирония, сатира, гротеск.Диалектика и система категорий эстетики. Эмоционально-чувственное и логико-гносеологическое значение эстетических категорий.

Раздел 3.Искусство в системе эстетической мысли. Эстетика как философия искусства

Основное содержание раздела:

Эстетические формы самосознания художественной культуры: теория искусства, художественная критика, эстетические манифесты, эстетические теории и концепции. Эстетическая проблематика искусства. Генезис искусства. Искусство как высшая форма родовой эстетической деятельности человека. Искусство в системе культуры. Функции искусства. Философско-эстетические концепции творчества. Творческий процесс; психология творчества. Личность творца. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта: семья и овладение родной культурой; ученичество и освоение пространства всечеловеческого культурного опыта; самостоятельное творчество как ответ на запрос эпохи (моды или актуальной потребности национальной культуры). Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д. Художник и время; художник и толпа. Художественный образ. Художественный текст. Язык искусства. Коммуникативная функция искусства. Восприятие искусства. Искусство как воплощение ценностных ориентаций.

Тема 1. Искусство в системе культуры, функции искусства; система искусств; виды искусстваЭстетические формы самосознания художественной культуры: теория искусства, художественная критика, эстетические манифесты, эстетические теории и концепции. Эстетическая проблематика искусства. Генезис искусства. Искусство как высшая форма родовой эстетической деятельности человека. Искусство в системе культуры. Функции искусства. Философско-эстетические концепции творчества

Тема 2. Творчество и творческий процесс. Личность творцаТворческий процесс; психология творчества. Личность творца. Процессы конструирования образа по законам эстетического мироотношения: «свое» пространство, время, цвето-линеарная, ритмическая структура. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта: семья и овладение родной культурой; ученичество и освоение пространства всечеловеческого культурного опыта; самостоятельное творчество как ответ на запрос эпохи (моды или актуальной потребности национальной культуры). Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д Художник и время; художник и толпа.

Тема 3. Художественный образ, искусство как текст, язык искусства Художественный текст. Язык искусства. Коммуникативная функция искусства. Восприятие искусства. Искусство как воплощение ценностных ориентаций.

Художественный образ, искусство как текст, язык искусства Художественный текст. Язык искусства. Коммуникативная функция искусства. Восприятие искусства. Искусство как воплощение ценностных ориентаций.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!