Музыкальные характеристики главных героев



Снегурочка

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Сенгурочки! – изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано: «С подружками по ягоду ходить».

 Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада: «В сумеречки тебя утешу»

 

Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:

В четвертом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

 

1 Д - В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

 

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии ее образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается в ре-бемоль мажоре.

 

Лель

Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единственный персонаж, охарактеризованный только песнями. В оркестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш , звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов.

Первая и вторая песни Леля —медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка»)и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают контраст, типичный для народного музицирования:

3 Д - Третья песня Леля начинается пастушеским наигрышем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каждый куплет начинается речитативным запевом: «Тучи со громом сговаривались».

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проигрыш кларнета.

Берендей

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берендея, открывающее сцену,

— сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозно-шутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строением фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

Каватина Берендея (тенор)

звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчиво-мечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

 

Мизгирь

3 Д - Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу

(Баркарола («песня на воде») — песня венецианских гондольеров). Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:

 

 

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 2753; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!