Лейттемы в опере «Иван Сусанин»



Лейтмотив -- немецкое слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий

мотив. Так называется яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема, которая обрисовывает какой-то образ или драматическую ситуацию.

Важной особенностью драматургии оперы является её симфонизация. Всё развитие строится на системе тематических связей. С её помощью композитор не только проводит через всю оперу главную патриотическую мысль, выраженную в народно-песенных темах, но и воплощает идею борьбы двух сил – русских и поляков - посредством конфликтного развития.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передаётся основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой.

Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы.

Через всю оперу проходит развитие двух тем, параллельных друг другу. Они обрамляют оперу.
1-я тема – “Родина моя”.

2-я тема в законченном виде появляется в эпилоге - хор “Славься”.

 

Композитор характеризует поляков мелодиями и ритмами их национальных танцев -- полонеза, краковяка, мазурки. В дальнейшем мазурка приобретает значение лейтмотива. В четвертом же действии, в глухом лесу, куда завел поляков Сусанин, мазурка "сникла", потеряла свои самоуверенность и воинственность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная злоба.

НОВОЕ В ОПЕРЕ

Музыка, драматургия оперы оказались подлинно новаторскими и положили начало новому оперному жанру - народной музыкальной драме. Конечно, образ главного героя – простого русского мужика, - музыка, его рисующая, не могли быть поняты придворными кругами. И даже более того, идея Глинки объединить русскую песенность с европейскими приёмами композиции оказалась недоступной и для многих музыкантов той поры.

Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.

 

Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.

Народный замысел всей оперы подчёркивается и особым пониманием партии хора.У Глинки впервые в истории мировой оперы хор показан как действенная сипа. Глинка впервые в русской музыке отказался от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфоническою развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.

 

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 1031; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!