Характеристика враждующих сторон



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Жизнь за Царя́» («Ива́н Суса́нин») — опера Михаила Ивановича Глинки в 4 актах с эпилогом. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польского войска на Москву.

Автор либретто — барон Егор Розен.

Действующие лица

Иван Сусанин, крестьянин села Домнино— бас

· Антонида, его дочь — сопрано

· Ваня, приёмный сын Сусанина — контральто

· Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды — тенор

· Русский воин — бас

· Польский гонец — тенор

· Сигизмунд, король польский — бас

· Хоры крестьян и крестьянок, ополченцев, польских паненок, рыцарей; балет польских панов и паненок

Место действия: село Домнино, Польша, Москва (в эпилоге). Время действия: 1612—1613 годы.

Сюжет (Либретто Розена)- /хорошо знать содержание по действиям!!/

Действие первое

В селе Домнино близ Костромы население торжественно встречает молодых воинов, возвращающихся домой после победоносной битвы с поляками, вторгшимися на русскую землю.

Антонида с замиранием сердца ожидает своего жениха, Богдана Собинина, также принимавшего участие в защите отчизны. Сусанин, её отец, подходит к ней и с волнением сообщает, что поляки отступили лишь временно, теперь они готовятся к новой битве. Сусанин твёрдо решил, что свадьба Антониды не состоится, пока чужеземцы попирают русскую землю.

Наконец появляется долгожданный Собинин. Он приносит весть о том, что «на Москве собор великий выбирает нам Царя». Услышав добрую весть, Сусанин соглашается на свадьбу дочери и Собинина.

Действие второе

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и пани. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Все предвкушают скорую победу над Москвой.

Пение сменяется танцами — исполняется знаменитая танцевальная сюита из оперы: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

Танцы прекращаются и входит вестник. У него плохие новости: «Судьба разразилась грозою!» «Что, разве король (вернее, королевич Владислав) не в Кремле?» — раздаются возгласы. Группа удальцов выделяется из толпы и выходит на авансцену. Они вызываются отправиться на Москву и захватить Михаила Романова. Все уверены в успехе этого плана, и танцы возобновляются. Оркестр играет, а хор поёт мазурку.

Действие третье

Ваня сидит, занятый работой, и поёт свою песню: «Как мать убили у малого птенца». Входит Сусанин. «Теперь время более весёлые песни ляпеть», рассуждает Сусанин и сообщает Ване об избрании Михаила Фёдоровича на царство.

Ване приходит на ум, что худо будет, если поляки явятся сюда, чтобы захватить в плен Михаила Фёдоровича. Но тут же оба заявляют, что постоят за Царя. Входят крестьяне, отправляющиеся на работу в лес. Потом они намереваются прийти к Сусанину пожелать счастья. Сусанин зовёт Антониду и благословляет молодых. Все молят Бога любить Царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику.

Слышится конский топот. Приехали поляки. Они требуют, чтобы их проводили к Царю. Сусанин отвечает им с притворным радушием, скрывая негодование: «Как нам-то знать, где Царь изволит поживать!». Сусанин старается тянуть время, но поляки выказывают нетерпение и обращаются к нему с всё возрастающим гневом.

Тут Сусанину приходит на ум: «Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь». Ване он наказывает скакать верхом самой короткой дорогой прямо к Царю, чтобы до утра уведомить его об опасности.

Ваня незаметно уходит. Поляки предлагают Сусанину золото. Сусанин делает вид, что золото его соблазняет, и даёт согласие отвести польский отряд к Царю.

Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к Государю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него, так как не сможет скоро возвратиться.

Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. Она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

Входит Собинин. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело. Собинин полон решимости освободить Сусанина из польского плена. Постепенно собираются вооруженные крестьяне и ратники. Собинин уверяет Антониду, что спасёт Сусанина.

Действие четвёртое

Картина 1: Глухой лес. Ночь. Вооруженные крестьяне и с ними Собинин. Крестьяне размышляют, каким путём идти им на поляков. Собинин поёт «Братцы, в метель, в неведомой глуши». Все воодушевлены и готовы отправиться дальше на поиски Сусанина.

Картина 2: Лес у монастырской усадьбы. Ваня стремительно добежал сюда, к Царскому двору. Он стучится в ворота монастыря. Ему никто не отвечает. Он сокрушается, что он не витязь и не богатырь — он сломал бы тогда ворота и вошёл бы в монастырь и предупредил бы Царя с Царицей об опасности.

Он стучится снова. Наконец за воротами слышатся голоса. Проснулась боярская прислуга. Они отпирают ворота, видят Ваню. Он рассказывает им обо всём, что произошло: как пришли поляки, как потребовали они, чтобы Сусанин отвёл их к Царю, как мужественный крестьянин повёл их ложной дорогой и завёл в непроходимый лес.

Рассказ Вани побуждает бояр скорее отправляться к Царю (его, как оказалось, здесь, куда пришёл Ваня, нет). Бояре посылают Ваню вперед: «Ты, как Божий посол, впереди ступай!».

Картина 3: Глухой лес. Поляки, измученные, еле идущие в сопровождении Сусанина, клянут «проклятого москаля». Они выходят на прогалину: хотя бы здесь отдохнуть. Они собираются развести огонь. Пока они думают, что он случайно сбился с пути. Поляки устраиваются спать у разведённого огня. Сусанин остаётся один.

После скорбных размышлений и мольбы к Господу подкрепить его в смертный час Сусанин вспоминает о семье. Он мысленно прощается с Антонидой, Собинину поручает заботу о ней, сокрушается о Ване. Сусанин осматривается: все кругом спят. Он тоже ложится. Вьюга усиливается.

Поляки просыпаются, буря затихает. Но теперь им становится ясно, что Сусанин нарочно завёл их в эту глушь. Они подходят к Сусанину, будят его и допытываются, хитрит он или нет. И тут он открывает им правду: «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал!». Поляки приходят в бешенство и убивают Сусанина.

Эпилог

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Народ славословит Царя: «Празднуй торжественный день Царя, ликуй, веселися: твой Царь идёт! Царя-Государя встречает народ!»

Антонида, Ваня и Собинин грустны, ведь до этого торжественного дня не дожил Сусанин. По сцене проходит небольшой воинский отряд, который, заметив эту печальную группу, замедляет шаг.

К ним обращается начальник отряда. Он спрашивает, почему они грустны, когда все ликуют? Он изумлен, когда вдруг узнает, что они родственники Сусанина, о котором «в народе молва, что спас он Царя!» Он вместе с воинами своего отряда выражает скорбные чувства по поводу смерти Сусанина и сообщает, что они сполна отплатили полякам.

И вот снова — ещё более мощно — звучит заключительный хор «Славься», который весь народ поёт уже на Красной площади под звон колоколов. Вдали виден торжественный Царский поезд, направляющийся в Спасские ворота Кремля.

Характеристика враждующих сторон

НОВЫМ В ОПЕРЕ БЫЛО РАЗДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЖДУЮЩИХ СТОРОН - у русских вокальная характеристика, у поляков - инструментальная.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДА - в опере "Иван Сусанин" впервые в истории музыки хор выведен как действующее лицо, именно хор выражал основную - ПАТРИОТИЧЕСКУЮ идею оперы.

Народ вместе с Сусаниным скорбит о разорении родной земли, ликует, узнав об изгнании поляков из Москвы, односельчане радуются помолвке Антониды и Собинина.

Опера начинается и заканчивается мощными хоровыми сценами, которые показывают силу, единство, сплочённость русского народа, любовь к родине, героизм, величие. 1-е действие - хор "Родина моя, русская земля, бури мчатся над тобой»..Эпилог– Хор "Славься!"

Хоровым мелодиям характерны: плавное поступенное движение, медленный или подвижный темп, распев, широкий, величавый характер, использование деревянных духовых инструментов.

ПОЛЬСКАЯ ШЛЯХТА - это польское дворянство, аристократы. Характеристика поляков дана во 2, 3,4 действиях как людей надменных, заносчивых, гордых, воинственных, алчных (жадных).

На балу они танцуют 4 танца:

 - торжественный, помпезный ПОЛОНЕЗ с хором "Лей вино, пей до дна, добычу нам даёт война",

- КРАКОВЯК - танец, совмещающий энергичность мужских и грацию женских фраз, использующий синкопированный ритм.

- ВАЛЬС звучит мягко, грациозно, легко.

- МАЗУРКА - последний танец сюиты. Её начало - грозное, резкое, потом вновь слышатся хвастливая самоуверенность и внешний блеск: "Мы голой рукой мужика заберём!"

Во время мазурки происходит завязка оперы - получив известие о поражении своего войска в Москве и избрании Михаила царём, они решают послать на Русь новый отряд.

Главные танцы - ПОЛОНЕЗ и МАЗУРКА, они становятся лейтмотивами, то есть звучат и дальше в опере. К концу оперы линия польской шляхты разрушается, угасает


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!