Проблема человека в философии XX века.



В XX веке проблема человека стала центральной не только для философии и связанных с ней многочисленных наук о человеке, но и для всех видов и жанров искусства, литературы, а также для политики и нрава.

Наиболее значительными направлениями философии человека в настоящее время считаются: психоанализ 3. Фрейда и его последователей, философская антропология, различные школы экзистенциализма и католическая философия. Психоаналитическая концепция человека была создана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939).

Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она, по мере своего развития, все более превращалась в философское учение о человеке, обществе и культуре. Ядро психоанализа составляет представление об извечной «тайной войне» между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение - либидо) и необходимостью соблюдения общепринятых норм и правил поведения в обществе, как бы осуществляющих «цензуру» подсо-знательного. Социальные запреты, подавляя энергию бессознательных влечений, вынуждают ее искать обходные пути. И она прорывается в виде невротических синдромов, сновидений, забывания неприятного, оговорок, описок и т.п.

Психические процессы и явления рассматривались Фрейдом с трех основных позиции: топической (с точки зрения структуры), динамической (с точки зрения их проявления) и экономической (по существу - энергетической). Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя уровнями: бессознательным, предсознательным и сознательным. С начала 20-х годов Фрейдом выделяются иные уровни: Я (Эго), Оно (Ид) в Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое «бессознательное».

Анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения приводит Фрейда к выводу о том, что их энергетическим источником является Оно (Ид). Ид средоточение слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных и т.п.), требующих немедленного удовлетворения независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я (Эго), которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения. Сверх-Я (Супер эго) включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Оно проявляется в виде совести и может вызвать чувство вины и страха.

Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид должен приспособиться) как правило несовместимы, человек практически постоянно пребывает в ситуации конфликта. Это создает подчас невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью «защитных механизмов»- вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Вытеснение - процесс, в результате которого мысли, воспоминания и переживания, травмирующие психику человека, «из-гоняются» из сознания в сферу бессознательного.

При этом они продолжают влиять на поведение индивида в форме неосознанной тревоги, страха и т.п. Рационализация - маскировка, сокрытие от сознания самого индивида истинных мотивов своего действия для обеспечения состояния внутреннего комфорта и для предотвращения переживания вины или стыда. Сублимация - трансформация инстинктивных (агрессивных, сексуальных и т.п.) форм психики в более цивилизованные ее формы. Частный случай - переключение либидо на процесс творчества. Регрессия - форма психологической защиты личности, основное содержание которой составляет ее уход» от реальности и возврат к той стадии развития личности, в которой ею переживалось чувство удовольствия.

Фрейд ввел в теорию личности ряд важных проблем: о бессознательной мотивации, о соотношении нормальных и патологических явлении психики, о ее защитных механизмах, о роли сексуального фактора, о влиянии психологических травм, полученных в детстве, на поведение взрослого человека и т.п. В трактовке этих проблем он отстаивал положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека антисоциальным влечениям, всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессознательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, как друг к другу, так и к культуре в целом.

Это положение расценивается им как общезначимое, свидетельствующее о несовершенстве культуры, в особенности, европейской. Культура запрещает человеку его влечения, человек, в свою очередь, ненавидит запрещающую культуру. По Фрейду, вся европейская культура невротична в своей основе, и любой человек, ставший субъектом этой культуры, сам превращается в невротика. Последователи Фрейда в середине XX века пытались соединить фрейдизм с марксизмом, считая, что перестроить мир можно, опираясь на фрейдистскую психологическую концепцию.

Своеобразна постановка проблемы человека у Шелера (1874-1928), одного из первых представителей философской антропологии XX века. Шелер попытался выявить специфические характеристики человеческого существа, позволяющие говорить об уникальном месте человека в объективном мире, в царстве природы, в Космосе. Отвергая традиционное философское представление о бытии человека, Шелер развивает такие философские взгляды, согласно которым главной особенностью человеческого существа является его неспособность к постоянному самопроникновению в структуру внешнего и своего внутреннего мира. Для Шелера важным принципом организации человеческого бытия является «жизненный порыв», под которым он понимал не только разум, но и способность к интуитивному постижению сути вещей и явлений, включая любовь, страдание жалость, почтительность, свободу выбора и др. Принципом организации человеческого бытия, но Шелеру, является дух, имеющий собственную природу и автономию. В философской антропологии Шелера первоначально пассивный «дух» приобретает необходимую ему энергию через процессы сублимации. Сублимация рассматривается как такой процесс, благодаря которому энергия, присущая низшим формам бытия, делает возможным становление и развитие его высших форм. Эволюция человека оказывается у Шелера одним из звеньев развертывающегося в мире про-цесса сублимации. Способность к «экзистенциональному освобождению», открытость миру, «самосознание», «объективация» природного окружения в человеческие реалии, проникновение и физиологические процессы человека, по Шелеру,- основные характеристики «духа».

Взаимодействие «духа» и «жизненного порыва» является, по Шелеру, конечной целью человеческого бытия и становления человеческого существа. Современный человек стал загадкой для себя, не знает что он может и чего он хочет, а потому обречен на хаотичное и случайное поведение.

Арнольд Гелен (1904-1976), философ-антрополог, представлял человека как пока еще неопределившееся животное. Бескорыстная самоценная активность характерна для человека и становится до такой степени «самоценной», что при обретает самостоятельность но отношению к индивидам, ее осуществляющим. Появляется опасность, «что человеческие действия и влечения уже не вернутся к действительности и будут вращаться в собственном кругу».

Процессы современной культуры способствуют ослаблению инстинктивных функций человека, разрушают его слитность с миром. Человек «биологически недостаточен». Чтобы преодолеть эту «недостаточность», человек создал культуру, общество и его институты. Технократическая цивилизация, современная научно-техническая революция ведут к отчуждению личности, формируют стандартизированные эмоции, убеждения и способы мышления. В то же время они способствуют, как считал Гелен, спасению культуры и развитию личности. Человек отнюдь не раз и навсегда завершенное творение, постоянное и неизменное в своей основе, а «проект природы», открытый миру и реализующийся в актах развертывания своей собственной деятельности. Открытость миру и самодеятельность - своего рода компенсация тон биологической недостаточности человека, которая позволяет выйти индивиду из животного мира и стать человеком.

Жан Поль Сартр (1905-1980), представитель французского экзистенциализма, утверждал, что фактическое бытие человека случайно. Человек может свободно выбирать себя в любой эпохе, может как угодно конструировать себя и свое бытие. Свобода является основанием истории. Сознание – синоним свободы. Сартр считал абсурдным традиционный гуманизм, в котором человек рассматривается как цель, а сам человек предстает как несовершенное существо.

Гуманизм – это внесение бытийственных проектов в здешний мир. Это и есть настоящий экзистенциализм. Еще один представитель французского экзистенциализма Альберт Камю (1913-1960), Лауреат Нобелевской премии, создал ряд известных литературных произведений. Он утверждал, что в этом мире человек всегда посторонний, земное бытие абсурдно и удел каждого из нас бесконечно печален. Этот мир не имеет высшего смысла. Бунт рассматривается как призыв к бытию. Бунт есть форма осознания себя человеком и призыв к бытию. Есть несколько видов бунта: метафизический, исторический и художественный. Восстание человека против своего удела и против всего мировоздания есть исторический или метафизический бунт.

Габриэле Марсель (1889-1973) считал, что уделом человека является не богослужение вообще, а богослужение как поиск своего «Я», своей богоданной неповторимой духовности. Это служение не утешает, не успокаивает человека и не гарантирует ему безусловного спасения. Единственное, что гарантировано, - постоянный духовный поиск или поиск пути к духовному началу.

Неотомист Ж. Маритен (1882-1973) обвиняет философов Нового времени в разрушении ценностного фундамента средневековой философии. Прологом этого разрушения был протестанционализм и в частности учение Лютера о том, что критерием спасения человека является его земное преуспевание. Последующий философский рационализм Декарта привело к крайнему антропоцентризму, культу разума и манипулирование реаль-ностью.

Ж.Ж. Руссо, с его плотским пониманием природы человека, стоял у колыбели антидуховного по своей сути эгалитаризма (всеобщего равенства) и не менее антидуховной буржуазной демократии.

Неортодоксальное направление католической философии развивал Тейяр де Шарден (1881-1955). Человек с его духовностью является заранее запланированным свыше итогом эволюции космического целого. В эволюции Вселенной чередуются стадии преджизни, жизни, мысли и сверхмысли. Свою теорию эволюции человека Тейяр де Шарден представлял как синтез науки и религиозного опыта.

Таким образом, можно сказать, что философский анализ проблем человека, его сущности и существования осуществлялся в XX в. по самым различным направлениям и с нарастающей интенсивностью. Многообразие теоретических подходов и разнообразие концепций свидетельствуют о необычайной сложности проблемы и о неоднозначности понимания человека, его жизни, его предназначения представителями различных фило-софских течений.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы общие черты современной (постнеклассическойя) филосо-фии?

2.Как можно охарактеризовать философию науки во второй половине XX века?

3.Как взаимосвязаны и влияю друг на друга знания и язык?

4.Как представлена философами XX века проблема человека?

 

 

                                                                                                                


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 960; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!