Философия науки во второй половине XX века.



Современная философия

План

1.Современная (постнеклассическая) философия: общая характеристика.

2.Философия науки во второй половине XX века.

3.Проблема знания и языка.

4.Проблема человека в философии XX века.

1.Современная (постнеклассическая) философия: общая характеристика.

Постнеклассическая наука - современный этап становления науки, начавшийся в 70-х гг. XX века. Автором концепции является академик В.С. Степин. Одной из черт нового этапа становится междисциплинарность, обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма. Характерным примером постнеклассической науки мыслится синергетика, изучающая процессы са-моорганизации:

1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы;

2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

3. Принципы коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого;

4. Объектом современной науки становятся так называемые «человеко (раз) мерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина» и т.д. Специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;

5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках;

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии - в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую);

7. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса - логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента;

8. Преодоление разрыва объекта и субъекта. Природа - не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование - не монолог, а диалог с природой;

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («импортация» науки), «наведение моста между бытием и становлением;

10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности;

11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов;

12. Формирование нового - «организмического» видения природы как целостного живого организма, изменения которого могут происходить в определенных границах;

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо:

1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или созна-ния изучает наука сегодня.

2. Определить возможные направления развития науки, т.е. направления исследований.

3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте (В.С. Степин).

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот вопрос.

Предметом философии науки является реальная наука во всех ее основных философских измерениях: познавательном, практическом, социальном, культурном, антропологическом. Ее главная цель – раскрытие сущности науки, ее общей структуры, закономерностей развития, исследование механизма и форм взаимосвязи философии и науки, реконструкция и анализ философских оснований и философских проблем науки (С.А. Лебедев).

Функции философии науки:

1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир.

2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.

3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.

4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.

5. Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия - смыслы.

6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.

Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж.С. Милля. Позитивистская философия науки возникла в 30-х гг. XIX в. Ее предметом было исследование онтологического, гносеологического и социального содержания реальной науки средствами самой науки, т.е. путем ее эмпирического анализа и обобщения.

Цели позитивистской философии науки:

1) построение научной картины мира;

2) создание общей методологии научного познания;

3) исследование социальных функций науки.

Философия науки во второй половине XX века.

В многообразии постпозитивистских концепций западной философии науки наиболее интересными и влиятельными являются критический рационализм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, концепция исторической динамики науки Т. Куна, «анархистская эпистемология» П. Фейерабенда.

К. Поппер (1902 - 1994) начиная с 30-х гг. XX в. был в оппозиции к неопозитивизму. Он участвовал в некоторых заседаниях «Венского кружка», но его туда не всегда приглашали. Хотя его книга «Логика исследования» вышла в серии книг участников «Венского кружка», он четко формулировал свои разногласия с основными идеями неопозитивизма редукционистской трактовкой теоретического знания, принципом верификации, негативным отношением к роли философских идей в развитии науки.

К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он справедливо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных. Процесс развития научных знаний Поппер рассматривал как одно из проявлений исторической эволюции. Он проводил параллель между биологической эволюцией и ростом научного знания.

Развитие науки, согласно Лакатосу, осуществляется как конкуренция исследовательских программ. Из двух конкурирующих программ побеждает та, которая обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», т.е. увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла ее соперница.

Важный вклад в разработку проблематики исторического развития науки внес Т. Кун (1922-1996) своей концепцией научных революций. Он успешно соединял в своей деятельности анализ проблем философии науки с исследованиями истории науки. Кун обратил особое внимание на те эта-пы этой истории, когда кардинально изменялись стратегии научного исследования, формировались радикально новые фундаментальные концепции, новые представления об изучаемой реальности, новые методы и образцы исследовательской деятельности. Эти этапы обозначаются как научные революции. Их Кун противопоставил «нормальной науке», а само историческое развитие научного знания представил как поэтапное чередование периодов нормальной науки и научных революций.

Ключевым понятием, позволившим различить и описать эти периоды, стало введенное Куном понятие парадигмы. Именно парадигма, согласно Куну, объединяет ученых в сообщество и ориентирует их на постановку и решение конкретных исследовательских задач. Цель нормальной науки заключается в решении таких задач, в открытии новых фактов и порождении теоретических знаний, которые углубляют и конкретизируют парадигму.

По мнению Фейерабенда, кумулятивистская модель развития науки, основанная на идее накопления истинного знания, не соответствует реальной истории науки, а представляет собой своего рода методологический предрассудок. Старые теории нельзя логически вывести из новых, а прежние теоретические термины и их смыслы не могут быть логически получены из терминов новой теории. Смысл и значение теоретических терминов определяются всеми их связями в системе теории, а поэтому их нельзя от-делить от прежнего теоретического целого и вывести из нового целого. Отбросив идеи преемственности, Фейерабенд сосредоточил внимание на идее размножения теорий, вводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Он сформулировал эту идею как принцип пролиферации (размножения). Согласно этому принципу, исследователи должны постоянно изобретать теории и концепции, предлагающие новую точку зрения на факты. При этом новые теории, по мнению Фейерабенда, несоизмеримы со старыми.

3.Проблема знания и языка.

Западная философия очень неоднородна и включает в себя большое разнообразие школ, пользующихся различными методами постановки и решения проблем. Да и сами проблемы, выносимые на обсуждение, очень различны. Преобладающими можно считать проблемы познания и проблему человека. Нами будут рассмотрены далее неопозитивизм, герменевтика, прагматизм, структурализм как примеры тех философских направлений, в которых важнейшее место отводится вопросам познания, а также философия жизни и экзистенциализм, в которых большое внимание уделяется человеку.

Неопозитивизм сложился в начале 20-х годов XX века как третья форма позитивизма.

Неопозитивизм формируется как логический позитивизм, идеи которого одновременно оформляются в Австрии (Венский кружок: Шлик, Карнап), Англии, Польше, Германии. В 40-е годы XX в. неопозитивизм распространяется в США по причине иммиграции туда многих его сторонников. Наиболее влиятельными именами в среде неопозитивистов были Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Рудольф Карнап и Карл Поппер. В неопозитивизме происходит отождествление объекта и теории объекта, объективного факта (который существует независимо от познания) и научного факта (т.е. факта, зафиксированного научными средствами).

Неопозитивисты экстраполируют метод логического анализа на все области знания, включая философию, и практически все философские проблемы сводят к проблемам логики. Логика объявляется сущностью философии. Рассел и Витгенштейн определили своей задачей построение логически совершенного языка науки, основанного на простых и сложных суждениях. Эта концепция получила название «логического атомизма» и оказалась достаточно плодотворной для создания искусственных, формализованных языков. Однако при создании философской картины мира логический атомизм работает не так успешно. Атомарные предложения как мельчайшие элементы мышления соответствуют атомарным фактам, которые составляют в совокупности весь мир.

Таким образом, исследование внешнего мира подменяется исследованием формализованной системы языка. Онтология сводится к логике. Главная проблема прагматизма – проблема истины. Прагматизм отождествил истину с пользой и практическим успехом, тем самым, лишив её объективного содержания: идеи и теории согласуются не с реальностью, а с успехом в действии.

Между тем прагматизм не учитывает тот факт, что пользу приносят только знания, соответствующие действительности. В 20-30-х годах XX столетия идеи прагматизма были развиты в инструментализме Д. Дьюи. Он считал идею истинной, если она является «инструментом» успеха. Функции интеллекта, согласно Дьюи, заключаются в том, чтобы находить пути, позволяющие установить наиболее выгодные отношения с объектом. Идеи прагматизма, просуществовав несколько десятилетий в США, стали распространяться в другие страны: Англию, Западную Европу, Китай.

Структурализм появился в 60-е годы XX века во Франции. Структурализм выступил под лозунгом объективности и научной строгости, поэтому получил быстрое признание как современное мировоззрение, соответствующее эпохе научно-технического прогресса.

Лидером французского структурализма считается крупный учёный-этнолог К. Леви-Строс. Другие ведущие представители – историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт. Специфика структурализма состоит в том, что эта философия зародилась в непрофессиональной среде. Философский структурализм складывался как распространение структурного метода на многие науки. Тогда возникает вопрос о статусе однотипных или даже тождественных структур, существующих в различных областях человеческой деятельности. В отличие от неопозитивистов, которые главное внимание уделяли естественным наукам, структуралисты сосредоточили свой интерес на гуманитарной области знания, стараясь обосновать её научную строгость.

Основой любой деятельности, согласно Леви-Стросу, выступают структуры бессознательного. В отличие от фрейдовского толкования бессознательного (у него оно представляет собой иррациональные импульсы энергетически-биологического характера), бессознательное, по Леви-Стросу, логично, рационально и является скрытым механизмом знаковых систем. На сознательном уровне человек использует знаки, составляя из них различные сообщения, тексты и пользуется при этом определёнными правилами, которые применяются автоматически, неосознанно. Часто человек не подозревает о существовании правил и норм языка, которыми пользуется. Тем более не знают о существовании бессознательных механизмов люди первобытных племён, буквально погружённые в разнообразные знаковые системы, коими являются мифы, ритуалы, обряды, тотемы.

С помощью структурного метода Леви-Строс пытался соединить скрытые закономерности бессознательного и структуры самого интеллекта. Он поставил перед собой очень сложную задачу: через исследование знаковых систем, их скрытых механизмов прийти к выявлению законов функционирования человеческого интеллекта. Однако выводы, которые он делает, достаточно противоречивы: с одной стороны, он абсолютизирует «первичность», самостоятельность общих интеллектуальных форм и структур, с другой – говорит, что в них отражаются реальные отношения человека с миром, с природой.

Антисциентизм и иррационализм (философия жизни, экзистенциализм). В 60-70-х годах XIX века в Германии, Франции и некоторых других европейских странах возникает широкое философское течение, получившее название «философия жизни». Эта философия рассматривает всё существующее как проявление некой первичной реальности – жизни, которая недоступна ни чувственному, ни рациональному познанию, а пости-гается лишь путём интуиции. Жизнь – это и человеческая жизнь, и основа бытия и отношение человека к бытию. Бытие – статичное состояние, жизнь – движение и становление.

Философия жизни сформировалась как оппозиция философским системам XVII-XIX вв. с их культом науки и разума, а также в противовес механистической картине мира, которая никак не согласовывалась с развитием биологии и психологии. Непосредственным идейным источником философии жизни является иррационализм и волюнтаризм А. Шопенгауэ-ра.

В основе мира находится воля как некая недоступная познанию мистическая сила. Мировая воля рассматривается как Вселенная. Мир – это воля к жизни. Интеллект человека, порождённый волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир, порождённый волей, недоступен интеллектуальному познанию. Он может быть постигнут путём сверхразумной интуиции. В этом противопоставлении чувственного и рационального познания мистической интуиции проявляется антиинтел-лектуализм и иррационализм Шопенгауэра.

Философия Шопенгауэра пессимистична. Воля к жизни – это злая, сатанинская сила, источник страданий. Подчинённый ей мир полон случайностей, он не имеет смысла, ценностей и целесообразности. Человек не в си Бергсона во Франции, представлявших различные школы философии жизни. Свои основные работы Ницше написал с 1883 по 1889 гг. Его произведения в основном написаны в форме афоризмов и мифических иносказаний. Это является причиной их неоднозначной интерпретации.

Основное учение Ницше развивается им практически во всех его работах – это учение о воле к власти. Основой формирования этого понятия у Ницше было учение о «мировой воле» А. Шопенгауэра, философией которого увлекался молодой Фридрих. Однако Ницше радикально изменил трактовку воли. У него воля становится не волей к жизни, а волей к власти. У Шопенгауэра воля выступает как единая мировая воля, у Ницше появля-ется плюрализм воль, их множественность. Волю к власти Ницше понимал, прежде всего, как стремление обрести власть над собой. Власть над собой выше, чем власть над другими людьми. Воля к власти максимально проявляется в деятельности великого полководца, в творчестве художника или учёного, потому что у них предельно выражены самообладание и самопреодоление.

Особенно отрицательно Ницше относился к религии, в особенности к христианству, рассматривая его как религию слабых и униженных.

В теории познания для Ницше характерен антиинтеллектуализм. Мир Ницше рассматривал как вечное становление, которое является результатом состязания, борьбы воль. Этот процесс невозможно постичь разумом, отдельные воли непознаваемы, поэтому и сам становящийся мир непознаваем. Другое направление, так называемую «творческую эволюцию», в философии жизни представлял французский философ Анри Бергсон. Его философия очень не похожа на ницшеанство, хотя и для его учения харак-терны иррационализм и антиинтеллектуализм. Бергсон видел своей задачей обоснование сверхразумной интуиции, он стремился подняться над разумом.

Философия жизни Бергсона строится на утверждении, что жизнь – это поток переживаний, постоянное изменение психики: смена мыслей, образов, ощущений. Поток переживаний у Бергсона приобретает космическое значение. Это не только внутреннее состояние человека, а мировой Вселенский процесс, великая иррациональная творческая сила, которая реализуется через организуемые ею различные тела и поколения.

Мир личности – это мир индетерминизма и свободы. Жизнь Бергсон противопоставляет материи, которая представляет собой нечто инертное, мёртвое, косное. Материя имеет только пространственные характеристики, но не имеет временных.

Бергсон называл два главных условия интуитивного познания:

- Полное отрешение от любого интереса, т.е. бескорыстие.

- Огромное напряжение воли, в результате которого границы нашего «Я» расширяются до масштабов Вселенной, когда личность сливается с космосом.

Интуитивизм Бергсона оказал большое влияние не только на философию, но и на культуру в целом. Под влиянием интуитивизма находились М. Пруст, Б. Шоу, У. Фолкнер, Ф. Феллини. Наибольшее влияние философия жизни имела в 20-30-х годах XX столетия. Затем она уступает место экзистенциализму, который воспринял ряд её принципов.

Экзистенциализм – это одно из главных направлений философии XX в. Предшественниками экзистенциализма считают датского философа С. Кьеркегора, немецкого философа Ф. Ницше и русского писателя Ф.М. Достоевского. В русской философии идеи экзистенциализма развивались Н. Бердяевым и Л. Шестовым. Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии и во Франции.

В Германии наиболее видными представителями этого направления были М. Хайдеггер и К. Ясперс, во Франции – Г. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю.

Экзистенциализм – это философия действия, философия поступка, философия активного выбора. Человек сам себя создаёт. Он создаёт себя таким, каким он хочет стать, т.е. сообразно своему выбору. Он свободен в выборе своего поведения, а значит, несёт полную ответственность за то, что он есть.

Таким образом, экзистенциализм первым делом отдаёт каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Свобода и ответственность – одна из важнейших проблем, поставленных экзистенциалистами. Выбирая себя, человек выбирает определённый образ, а значит, выбирает человека вообще.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!