Европейско-континентальная школа



Тема 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

 

ПЛАН:

1. Исторические истоки западной геополитики.

2. Европейско-континентальная школа.

3. Англо-американская школа.

 

Исторические истоки западной геополитики

Геополитика как область научного знания прошла в своём развитии три исторических этапа:

1). Предыстория геополитики (с эпохи Древнего мира до конца XIX века) – геополитические идеи являются составной частью философской картины мира, исторических и географических исследований.

2). Классическая геополитика (первая половина ХХ века) – были сформированы основные геополитические теории, возникли национальные школы геополитики в ведущих государствах Запада (Германия, США, Великобритания, Франция, Италия).

3). Современная (постклассическая) геополитика (вторая половина ХХ века – начало XIX века) – произошёл пересмотр классических геополитических теорий, расширение спектра изучаемых геополитических факторов и субъектов, изменение понимания пространства, учёт процессов глобализации и других тенденций современного мирового развития.

Самые ранние геополитические концепции были созданы в эпоху т. н. «осевого времени» (термин немецкого историка и философа Карла Ясперса, I тыс. до н. э.), когда человек стал осознавать бытие в целом и самого себя в границах своих возможностей. Как результат, все народы мира условно разделились на исторические и неисторические. К историческим народам К. Ясперс отнёс китайцев, индийцев, иудеев и греков. В силу места своего географического проживания на евразийском континенте первые два народа относятся к восточным, а последние два – к западным, причём, например, китайцы и греки даже не подозревали о существовании друг друга. В связи с этим уместно говорить о двух независимых друг от друга геополитических традициях – восточной и западной.

Правда, представления о пространстве и государстве в Древнем мире не были геополитическими в строгом смысле этого слова, а являлись, скорее, мечтами об идеальном мироустройстве, в которых были переплетены верования, обычаи и традиции. Осмысление политики и пространства осуществлялось в контексте решения философской проблемы поиска совершенного государства, гарантирующего гармонию и порядок на земле, общее благо, справедливость и счастье людям. В этот исторический период осмыслению подвергались следующие проблемы, которые впоследствии приобрели характер геополитических:

1) выявление взаимосвязи могущества государства и его местоположения;

2) осознание влияния географической среды на политическую деятельность, обычай, нравы и общественный строй;

3) понимание значения среды обитания для формирования социокультурной и политической идентичности человека;

4) формулирование стратегии и принципов взаимодействия с соседними государствами.

Геополитические представления носили ярко выраженную религиозно-мифологическую и философско-этическую направленность.

Западные геополитические воззрения берут свой отсчёт с эпохи Античности и основываются на принципе географического детерминизма, то есть предопределённости политики государства его географическим расположением. Уже тогда стало очевидным, что географическая среда (в первую очередь, климат) оказывает значительное влияние на обычаи, нравы, свойства характера жителей, образ правления, общественно-политический строй тех или иных государств. Античные философы заметили естественную связь политической деятельности правителей государств и окружающего природного пространства. Так, успешность проведения военных действий или осуществление торговли во многом зависит от территориальных особенностей местности.

Древняя Греция

Анаксимандр (610 – 547) вычертил первую географическую карту мира, которую можно было использовать в политических целях. Гекатей Милетский (546 – 480) создал фундаментальный трактат «Землеописание». Гиппократ (460 – 377) в труде «О воздухах, водах и местностях» подчёркивает влияние географической среды на общество: «… большей частью формы людей и нравы отражают природу страны». Характер людей определяется географией их проживания, в особенности, климатическими условиями.

Родоначальник истории Геродот (484 – 425) в труде «Изложение событий» показывает, что история должна трактоваться географически, а география – исторически. Именно Геродоту приписывается фраза, что география – это «служанка истории». Он уделяет большое внимание характеру расселения народов, описанию их быта и обычаев, деятельности отдельных правителей и государств, образованию географических регионов. Фактически Геродот создал политическую историю Эллады. Недаром, один из современных французских геополитиков Ив Лакост назвал свой научный журнал в честь этого выдающегося древнегреческого историка – «Геродот».

Другой древнегреческий историк Фукидид (460 – 396) рассматривает историю как цепь политических событий и военных столкновений. Особое внимание он уделяет войне между Афинами и Спартой, рассматривая её как борьбу различных общественных укладов и форм правления (демократия и олигархия). Фукидид одним из первых указал на значимость фактора силы в межгосударственных отношениях, на преимущественное значение военно-морского флота в войне с сухопутными державами. Согласно Фукидиду, война – это нормальное состояние государства, так как в самой природе человека заложено стремление захватить побольше. Мир – это неустойчивое положение: как только образуется сильное государство, мир нарушается не в силу географических причин, а в силу того, что человеческая природа стремится к превосходству. В мире царит грубая сила, война и справедливость несовместимы. Сильные державы без церемоний нарушают нейтралитет малых городов, и те становятся их жертвами.

Философ Элеатской школы Парменид (540 – 450) стал основоположником теории пяти климатических поясов земли: два холодных, два умеренных и один жаркий (в центре), каждый из которых обладает своими политическими особенностями. Все народы мира он подразделяет на южные и северные. Жители южных стран получают от природы пищу и одежду почти в готовом виде, и они теряют импульсы к внутреннему развитию. Жители северных стран, напротив, очень много сил должны затрачивать на поддержание жизни в неблагоприятных климатических условиях, что ведёт к перенапряжению, поэтому у них не хватает сил для развития.

 Наиболее благоприятной климатической зоной для жизни и осуществления политики является умеренный климатический пояс между 20 и 45 градусами северной широты, где складывается идеальный природный баланс, концентрируется политическая энергия, способствующая расцвету государств, и совершается история. Недаром, все ведущие цивилизации древности располагались в этой зоне (Междуречье, Египет, Греция, Рим). Да и сегодня наиболее развитые страны мира находятся в умеренном климатическом поясе.

Эту идею о влиянии климата на историю и политику государства разделяли и другие античные мыслители. Так, Платон (427 – 347) и Полибий (201 – 120) отмечали, что жаркий климат расслабляет характеры людей, и они легко попадают в рабство, а суровый климат, наоборот, закаляет характер, что способствует развитию демократии. Античные авторы много рассуждают о том, как наиболее удобным способом захватить колонизировать новую территорию, защитить свои владения от нашествия врагов.

В наиболее систематизированном виде геополитические идеи Античности нашли отражение в фундаментальном труде Аристотеля (384 – 322) «Политика», посвящённом философским рассуждениям, направленным на поиск совершенного государственного устройства. Он исходил из того, что географическое положение и климатические условия играют первостепенную роль в зарождении и развитии государства. Вслед за Парменидом и Платоном Аристотель полагал, что географическое местонахождение народа определяет его интеллектуальные и моральные качества. Он пришёл к выводу, что только у людей, живущих в умеренном климате, формируется идеальный природный баланс между умом и мужеством, способствующий генезису и расцвету государства. Этим Аристотель обосновывал преимущество эллинов над кельтами и персами, более высокий уровень политической организации общества (связанный с появлением полиса), право греков быть в центре мира. Эллинская народность, занимающая в географическом отношении как бы срединное место между жителями севера Европы и Азии, объединяет в себе природный свойства и тех и других: она обладает и мужественным характером, и развитым интеллектом; поэтому она сохраняет свою свободу, пользуется наилучшей государственной организацией и была бы способна властвовать над всеми, если бы только была объединена одним государственным строем.

Все условия политической стабильности государства Аристотель разделяет на внутренние и внешние. Внутренний фактор связан с достижением идеальной формы государства, которая создаёт возможность каждому человеку благоденствовать и жить счастливо. Таковой он считает политию, сочетающую в себе достоинства других форм государства (добродетельность монархии, компетентность аристократии, богатство олигархии, свободу демократии). Это правление «среднего класса».

Внешние условия стабильного государственного существования определяются связью между природной средой и государственным устройством. Аристотель разработал особую концепцию «самодовления государства», устанавливающую зависимость силы государства от его территории и проживающего там населения. По его мнению, политика государственного самодовления складывается из двух факторов: самодовление территории и самодовление населения. Первое исходит из протяжённости и обозримости территории, предполагает направленность политики на обеспечение территориального единства государства, «собирание земель» и обеспечение жителей государства всем необходимым. Второе указывает на численность и характер расселения людей. Аристотель подчёркивает важность сохранения оптимальной пропорции между размером территории государства и численностью населения: если жителей мало, а территория большая, то её трудно удержать, защитить от врагов; если же население огромно, то государство становится трудно управляемым, трудно всех прокормить, становится много бедных. Кроме того, внутри государства должно быть достигнуто оптимальное соотношение между свободными гражданами и рабами, а в социальной структуре свободного населения должна поддерживаться необходимая пропорция между всеми слоями: воинами, земледельцами, ремесленниками, торговцами.

В своей концепции «самодовления государства» Аристотель выразил ещё целый ряд идей, востребованных позднее в геополитике, например:

1) о необходимости труднодоступности границ государства для вторжения врагов;

2) о важности тесной связи столицы со всей территорией государства;

3) о наличии системы снабжения государства продуктами, материалами, оружием;

4) о важности близости к морю и обустроенности морских гаваней, контроля столицы над ними;

5) о том, что неприятельское нападение легче отразить, если есть возможность получить помощь и по суше, и по морю.

Географические факторы использовались для обоснования политического возвышения одних государств и упадка других. Вот как Аристотель характеризует геополитическое превосходство Крита: «Остров Крит как бы предназначен природой к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны, он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой – от Азии… Вот почему Минос и утвердил свою власть над морем, а из островов одни подчинил своей власти, другие населил…»

Аристотель также обосновывает особую роль морской силы для укрепления мощи государства. Близость к морю развивает торговлю, способствует общению людей, но чрезмерный наплыв иноземцев может пошатнуть правовые и моральные устои государства.

Аристотель приходит к заключению, что величину и значение государства следует измерять не количеством населения, а государственными возможностями по выполнению поставленных целей.

Древний Рим

Марк Туллий Цицерон (106 – 43) подчёркивает роль географического фактора в образовании и устойчивом функционировании государства. Цицерон отмечает удобное географическое положение Рима как столицы государства. Значительное преимущество Рима обусловлено географическим расположением города на суше, но, благодаря Тибру, легко соединяющемуся с морем. Некоторая отдалённость от моря гарантирует от внезапного нападения врагов, чему подвержены приморские города. Кроме того, для приморских городов характерна порча нравов, им свойственны перевороты и смены власти. Для благополучия государства также важно наличие родников с пресной водой, холмов и здорового климата. Лучшей гарантией безопасности государства, как считал Цицерон, является принятие хороших законов и справедливое правление.

Взаимосвязь географического и политического положения государства отмечается и в монументальном труде Страбона (64 – 24) «География». Так, в книге 1 он отмечает, что «большая часть географии служит нуждам государства, ибо арена деятельности государства – земля и море – место обитания человека». Знания о географии нужны правителям и политикам для управления империей, решения судеб народов. Причину величия и могущества Древнего Рима Страбон видел в особом географическом положении Аппенинского полуострова, в наличии хороших гаваней, а также в особенностях воздуха и климата. Состояние культуры народа во многом предопределено географическими особенностями страны.

Эпоха Возрождения

Развитие геополитических идей в эпоху Возрождения находилось под влиянием двух важных исторических обстоятельств:

1) переосмысление наследия античных мыслителей, отход от догматического религиозного мировоззрения;

2) Великие географические открытия, в корне изменившие представления европейцев о мире.

Здесь важно отметить два исторических события: 1492 год – открытие Христофором Колумбом Америки; 1494 год – заключение Тордессильясского договора между Португалией и Испанией, что положило начало колониальному переделу мира (демаркационная линия прошла через весь Атлантический океан, отменён в 1777 году).

В эпоху Возрождения произошёл постепенный переход от идеалистического подхода к пониманию сущности государства и международных отношений к реалистическому. Большую роль в этом сыграл итальянский мыслитель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527). Его знаменитый трактат «Государь» (1513) по существу является практическим руководством по созданию сильного централизованного государства, способного противостоять внутренним и внешним врагам. Главная проблема государя – вопрос о сохранении власти. Внешняя политика государства также определяется его силой, а отношения между государствами строятся по модели господства и подчинения. Пространство становится основным предметом борьбы национальных государств на международной арене.

Французский политик и философ Жан Боден (1530 – 1596) разделял древнегреческую концепцию влияния климатических зон на поведение людей и считал, что жители умеренных районов более других предназначены для развития цивилизации. В своём главном труде «Шесть книг о республике» (1576) он изложил концепцию государственного суверенитета и пришёл к выводу, что сила и развитие суверенного государства прямо зависит от влияния окружающих его природных условий. Закон и общество могут развиваться только в государстве едином географически. Ж. Боден обосновал зависимость форм государства от влияния географических факторов: размера и характера территории, климата, плодородия почв и т. п. При этом он не отрицал значения в выборе форм правления, их устойчивости и целесообразности, исторического опыта, в том числе культуры, религии, нравов, обычаев, традиций. По мнению Ж. Бодена, на севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско; напротив, у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки, философия, юриспруденция. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе – разум и справедливость, на юге – религия. Храбрые жители севера создают демократию либо выборную монархию, изнеженные обитатели юга равнин легко подчиняются абсолютной монархии и тирании. В связи с этим он полагал, что западные страны ближе к северным народам, а восточные тяготеют к южным. Таким образом, Ж. Боден считал, что природа, климат и психологические особенности характера народа выступают главными факторами исторического развития суверенных государств.

Эпоха Просвещения

Эпоха Просвещения стала историческим периодом расцвета наук и рационального взгляда на мир. Она оказала заметное влияние на развитие геополитических идей на Западе. Именно в это время получила окончательное оформление концепция географического детерминизма, которая рассматривает природную среду как определяющий фактор общественного развития. Одним из её основателей стал французский философ Шарль Монтескье (1689 – 1755). Государство, законы и другие социальные институты, по его мнению, не являются результатом произвола людей, а объективно обусловлены своеобразием географической среды, в которой они создаются и функционируют. Он назвал эту причинную обусловленность «духом законов» и определил её как совокупность отношений, в которых находятся законы к климату страны, её почве и рельефу, нравам, обычаям и религиозным верованиям, численности, материальной обеспеченности и экономической деятельности населения, к целям законодателя и обстоятельствам возникновения самих законов, характеру существующей политической власти и к наличному «порядку вещей» в целом. Главные географические факторы, определяющие исторический облик государства, – климат, почва, рельеф местности.

Широко известно высказывание Ш. Монтескье: «Власть климата есть первейшая власть на земле», что выступает ключевой идеей географического детерминизма. По его мнению, климат оказывает прямое воздействие на физиологическое состояние и психологию людей, а через них – на общественные и политические явления. Ш. Монтескье разделил климат на холодный, умеренный и жаркий, выводя из него характеры людей и их склонности к установлению образа правления (республики, монархии, деспотии). Для народов жаркого климата характерно малодушие, что приводит их к рабству и деспотии. Народы холодного климата проявляют мужество, что позволяет им сохранять свободу и демократические формы правления. Климат также влияет на характер принимаемых в стране законов.   

Ш. Монтескье разделяет почвы на плодородные и неплодородные, что также оказывает влияние на уровень национального богатства и развитие различных видов экономической деятельности. В стране с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о своей свободе, так как они слишком заняты работой и частными делами. Они боятся потерять нажитое богатство и потому предпочитают единоличное правление деспотической личности ради защиты урожая от грабежа. В странах же с холодным климатом и неплодородными почвами, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, поэтому в этих странах отсутствует деспотическая власть и устанавливается демократическое правление, что является своеобразным возмещением за неблагоприятные условия.

Рельеф местности влияет на величину государства, формирование как обширных империй, так и небольших и средних государств. Ш. Монтескье указывает, что правление, основанное на законах, является более прочным в государствах средней величины. Демократическая республика требует небольшой территории, прямого участия населения в делах общества, строгой дисциплины граждан.

Таким образом, образ правления, социальные и политические институты в каждой стране должны соответствовать условиям географической среды, только тогда государство способно гармонично и успешно развиваться.

Идеи Ш. Монтескье были развиты его последователями, сторонниками географической научной школы XVIII – XIX веков можно назвать таких мыслителей, как Жак Тюрго (1727 – 1781), Иммануил Кант (1724 – 1804), Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803), Александр фон Гумбольдт (1769 – 1859), Карл Риттер (1779 – 1858).

Попытка соединить принципы географического детерминизма с философией истории была предпринята видным представителем классической немецкой философии Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770 – 1831) в созданной им концепции гегемонии исторических народов. Исторический народ является носителем целей всемирного духа и отличается от неисторических народов более высокой степенью постижения свободы, составляющей сущность человека. Но для реализации исторической миссии народу нужны внешние условия: государство, право, природная среда (почва).

К критериям, во многом определяющим историческую роль народа, Г. Гегель относит:

1) качество и зрелость пространства, которое решающим образом влияет на духовный мир народов, населяющих данную территорию;

2) близость к морю или отдалённость от него, что оказывает влияние характер народов и их способность к историческому творчеству.

Всё мировое пространство Г. Гегель подразделяет на две части: Старый (Евразия) и Новый Свет (Америка). Ареной всемирной истории выступает Старый Свет, расположенный в зоне умеренного климата, но географические свойства его территории и исторический потенциал населяющих его народов неоднородны. Центром Старого Света является Средиземное море, которое разделяет его на три зоны, в которых и формируются географические типы исторических народов:

1). Безводное плоскогорье с обширными степями и равнинами. Народы плоскогорий, как правило, прочно замкнуты в себе, но способны давать импульсы исторического развития и территориальной экспансии.

2). Низменности, орошаемые большими реками. Здесь образуются центры культуры, обладающие значительными притяжениями (Египет, Индия, Китай). Велика роль государства, объединяющего большие группы людей.

3). Побережья, непосредственно прилегающие к морю. Их назначение состоит в том, что они должны выражать и сохранять связь между народами. Эти народы в большей мере осознают ценность свободы, им свойственны волевые устремления, храбрость и благородство.

Европейские страны по их географическому расположению и месту в истории человечества Г. Гегель подразделил на три группы:

1) Южная Европа, обращённая к Средиземному морю (Греция, Италия);

2) Сердце Европы (Франция, Германия, Англия);

3) Северо-Восточные государства (Польша, Россия).

Всемирная история движется с Востока на Запад, последовательно сменяя исторические центры:

1) Древние государства Востока (Ассирия, Вавилон, Персия, Сирия, Иудея, Египет);

2) Древняя Греция;

3) Древний Рим;

4) Германское государство;

5) США.       

Решением проблемы соотнесения истории природы и истории человечества занимался ещё один видный представитель немецкой географической школы, глава Берлинского географического общества Карл Риттер (1779 – 1858). В своём главном труде «География в соответствии с природой и историей людей» (1817 – 1818) он исходил из посылки о взаимосвязи и взаимозависимости земли и её населения и применил сравнительный метод в изучении в изучении различных континентов, стран, географических зон и человеческих обществ.

Одной из ключевых идей, выдвинутых К. Риттером, является утверждение о том, что каждый человек выступает представителем родной природы, которая произвела его на свет и воспитала. Влияние местного ландшафта на характерные черты жителей, включая внешний вид и телосложение, форму черепа, темперамент, язык и духовное развитие, несомненно. К. Риттер полагал, что существование человека целиком связано с землёй тысячами нитей, которые разорвать невозможно.

К. Риттер не сомневался в том, что развитие народов идёт по пути, предписанному окружающей средой, в первую очередь, природными условиями. Сама же Земля и всё находящееся на ней было сотворено божественным Провидением. Европа, по его мнению, оказалась в авангарде мирового исторического развития во многом благодаря ограниченности своего пространства и умеренности климата.

К. Риттер является создателем одной из первых схем иерархического деления мира в рамках единого глобального пространства. Он разделил всё мировое пространство на две части: континентальную (сухопутную) полусферу и морскую (водную) полусферу. Границу между ними он провёл в виде большого полукруга, проходящего в Южной Америке через Перу и затем через южную часть Азии.

В рамках континентальной полусферы К. Риттер выделил два больших региона: Старый Свет и Новый Свет. В отличие от гегелевской классификации, основанной на «физической зрелости» местности, К. Риттер связывал различия Старого и Нового Света с их климатическими особенностями. Старый Свет вследствие своего распространения с Востока на Запад обладает заметным климатическим однообразием. Новый Свет, наоборот, по причине своего расположения с Севера на Юг отличается большим климатическим разнообразием. Это различие оказывает существенное воздействие на характеры населяющих каждый регион народов, особенности менталитета, отношение к труду, мораль, стереотипы мышления и другие аспекты человеческой жизни, а также на взаимоотношения между народами.

К. Риттер ввёл в научный оборот понятие «географический индивидуум», сущность которого раскрывается с помощью двух определений:

1) с точки зрения внешних взаимоотношений географический индивидуум характеризуется «естественными границами»;

2) с внутренней точки зрения – связью, присущей «органической природной области».

Позднее эта идея была возведена в ранг закона географической индивидуализации государств, который послужил оправданием вроде бы как «естественного» стремления государства к приобретению природной области с внутренними гармоническими связями и надлежащим образом расположенными естественными границами.

Идеи К. Риттера в значительной мере повлияли на становление классической школы немецкой геополитики в первой половине ХХ столетия.

Европейско-континентальная школа

Геополитика как особая наука сложилась в континентальной Европе в начале ХХ века. Этому способствовал целый ряд факторов: подъём национального самосознания и обретение национальной идентичности в европейских государствах, стремление ведущих государств Европы к колониальному переделу мира, популярность географо-детерминистских и социал-дарвинистских научных теорий.

Немецкая школа геополитики

Наибольший интерес к геополитике проявился в Германии, где и сформировалась первая национальная геополитическая школа в рамках континентальной традиции. Этому способствовала победа во Франко-прусской войне, провозглашение единой Германской империи и её выход на арену колониальной политики.

Основные идеи немецкой школы геополитики:

1) идея государства как живого организма;

2) идея автаркии (самодостаточности) как непреложный закон успешного функционирования государства;

3) теория «жизненного пространства» и законы территориальной экспансии государства;

4) концепция «мировой державы»;

5) идея «больших пространств» и континентального блока государств.

 

Основные представители:

1. Фридрих Ратцель (Ratzel, 1844 – 1904) – немецкий географ и этнолог, родился в г. Карлсруэ в семье чиновника, выпускник Гейдельбергского университета, где стал учеником основоположника экологии как науки Эрнста Геккеля, профессор географии Лейпцигского университета, член Пангерманистской лиги Карла Петерса (с 1890 г.).

Основные труды: «Антропогеография» (1882), «Народоведение» (1885), «Исследования политических пространств» (1885), «Государство и почва» (1886), «Законы пространственного роста государств» (1896), «Политическая география» (1897), «Море, источник могущества народов» (1900), «Человечество как жизненное явление на Земле» (1901), «Земля и жизнь» (1902), «Географическое положение большого государства» (1903).

Основные идеи:

1). Единство земли и человеческого рода.

Антропогеография изучает Землю как своеобразный комплекс, состоящий из трёх взаимосвязанных частей: 1) Земля как небесное тело в геологическом (недра) и географическом (земная, водная и воздушная среды) аспектах; 2) растительный и животный мир; 3) человеческое общество.

Все страны мира взаимосвязаны, все сообщества людей включены в общую жизнь земного шара. Человечество в целом и отдельные его этнические и социальные сегменты подчиняются общей логике развития – по аналогии с другими видами живых существ. Принцип единства общечеловеческой судьбы предопределяет и всеобщность исторического прогресса, открытого для всех народов.

Распространение человеческих рас и развитие народов связано с природно-климатическими условиями, их географическим местоположением и уровнем культуры (прежде всего культуры земледелия). Движение истории предопределено почвой и территорией: «Число людей растёт, земля … остаётся той же самой. Следовательно, он должна нести на себе всё больше людей и давать больше плодов; поэтому она становится всё более желанной и ценной; с каждым поколением история становится всё более географичной и территориальной». Человеческая история – лишь история приспособления людей к окружающей их среде. Ф. Ратцель подчёркивает тесную связь между народом и средой его обитания, приобретающая фаталистический оттенок: «Народ должен жить и умереть на земле, предоставленной ему судьбой, повинуясь своему жребию».

2). Государство как живой организм.

Государство представляет собой одну из форм распространения жизни по земной поверхности: «Государство может быть понято только как органическое существо… Каждый народ, каждое государство имеют свойства организма». Государство пространственный организм на всех стадиях своего развития с необходимостью сохраняет связь с почвой, и поэтому должно изучаться с географической точки зрения.

Государства извлекают свою энергию из пространства, которое влияет на судьбу государства. Наиболее важными характеристиками государства являются размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почвы вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь, с прилегающими морями и незаселёнными землями. Совокупность всех этих характеристик составляет страну (das Land). Ф. Ратцель определяет свой подход к пониманию сущности государства биогеографическим: «Государства оказываются пространственными явлениями, управляемыми и оживляемыми этим пространством».

Государство приобретает свою организационную форму, свою органическую сущность из взаимодействия между землёй и народом. Почва – интегральная часть государства, объединяющая его в единое целое. Но свойства государства и направление его развития определяются не только естественно-природными факторами (размеры территории, расположение и границы, формы поверхности, растительность, водотоки и т. д.), но и социальными факторами (численность и плотность населения, форма правления, культура, экономический уклад и т. д.). Так государство превращается из географического понятия в социальное, предполагающее духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории. Именно народ превращает необитаемые пространства в государство. Государство складывается не просто из территорий, но и из их осмысления народом, которое выражается в политике. Нормальное государство – то, которое наиболее органично сочетает географические, демографические и этнокультурные параметры жизни.

Пространство обуславливает не только физическую эволюцию народа, но и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир и его поведение зависят от пространства, в котором он живёт. Государство – это привязанный к земле духовный и моральный организм, что и предопределяет его политику: «Сумма свойств земли, будь то особенности пространственной протяженности, географического положения, качества земли, даже формы земли, является составным моментом политической идеи государства и определяет индивидуальность его жизни». Политическая идея объединяет не только народ, но и его территорию.

Государства, как и другие живые организмы, адаптируются к пространству, используют открывающиеся возможности и стремятся преодолеть заложенные в нём ограничения. Но в случае людей адаптация носит культурный, социальный и политический характер, что предопределяет многообразие цивилизаций, политических систем, хозяйственных практик.

3). Концепция «жизненного пространства».

Государство как живой пространственный организм подчиняется законам эволюции: обладает инстинктом самосохранения, имеет жизненную силу, тенденцию к развитию, включено в процессы естественного отбора и борьбы за существование. Государства, как и все живые существа, рождаются, растут, развиваются, отступают назад и умирают. Развитие или исчезновение государств зависит от того, насколько успешно они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Борьба государства за существование в мире выражается, в первую очередь, в форме борьбы за своё жизненное пространство (Lebensraum) и его последовательное расширение: «Государство нуждается в земле, чтобы жить». В связи с этим концепция жизненного пространства стала ключевой в классической геополитике.

Сам смысл исторического процесса видится в непрерывной борьбе государств за жизненное пространство. Пространство – важный политико-географический фактор, это не просто территория, а политическая сила. Пространство из количественной, материальной категории переходит в новое качество, становясь жизненным пространством, геобиосредой. Отсюда вытекают два других важных понятия политической географии Ф. Ратцеля: «пространственный смысл» (Raumsinn) и «жизненная энергия» (Lebensenergie). Они обозначают некое особое качество, присущее географическим системам и предопределяющее их политическое оформление в истории народов и государств. Пространство – важнейший политический ресурс государства.

4). Территориальная экспансия государства.

Государство как живой организм должно расти и развиваться. Внешне это проявляется в пространственном росте: «Народ растёт, увеличиваясь в числе, страна – увеличивая контролируемое ею пространство. Так как растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности, то он выходит за пределы страны». Только народы, обладающие «чувством пространства», способны создать большое по размеру государство.

Территория, занимаемая государством, может либо расширяться, если у него есть внутренние силы, энергия, если ему удаётся преодолеть сопротивление расположенных рядом государств, либо сжимается, если жизненные силы государства утрачиваются, и оно уступает давлению соседей. Государство рождается, растёт и умирает, подобно живому существу. Пространственное расширение и сжатие – естественные процессы, связанные с внутренним жизненным циклом государства. Все государства развиваются через циклы слияний и поглощений, расширений и сужений.

Каждое государство должно иметь свою пространственную концепцию, то есть идею о возможных пределах своих территорий. Отказ государства от реализации этой концепции расширения ведёт к исчерпанию жизненной энергии, упадку и разложению государства. Государства имеют тенденцию «врастать» в естественные замкнутые пространства. Только в приобретении нового пространства государство черпает новые силы для жизни, поэтому отказ от территориального расширения в угоду соблюдения принципа нерушимости границ – недальновидный шаг. Процветание государства может быть обеспечено только на пути динамичного пространственного роста. Оптимальные пределы пространства, обеспечивающие государству доминирующие позиции в мире оцениваются так: минимум – 5 млн кв. км, максимум – естественные границы континентов. Для сравнения: площадь Германской империи в то время составляла около 550 тыс. кв. км.

Большое значение для жизни государства имеет степень выгодности естественных границ. Выгодность сухопутных границ характеризуется обратной пропорциональной зависимостью от их длины, а морских границ – прямо пропорциональна их протяжённости. Граница по морскому побережью более безопасна, чем сухопутная граница даже с наиболее дружественными соседями. Морская граница служит естественным барьером для врага, изрезанность береговой линии, наличие удобных бухт создаёт предпосылки для строительства портов, международной торговли и использования морских природных богатств.

Непременное условие выживания государства и его мощи – расширение жизненного пространства, территориальная экспансия. Это геополитический закон. Экспансия – естественная тенденция в развитии государства. Сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства в форме как внутренней колонизации (освоение земель внутри страны), так и внешней (военное продвижение, завоевание, слияние), главной наградой в этой борьбе выступает территория.

Успешность процесса пространственного расширения зависит от степени мобильности народа: «В мобильности заключена самая элементарная политическая сила. Чем более мобильным является народ, тем большее пространство он занимает».

Любая экспансия должна быть не стихийной, а опираться на «географический смысл государства», который означает, что государство становится прочным только при помощи пространства, непосредственно влияющем на политические изменения и с которым народы, живущие на этом пространстве, себя отождествляют. Этот географический смысл      Ф. Ратцель называет «инстинктом экспансии, колонизаторским даром, врождённым смыслом господства; и там, где говорят о здоровом политическом инстинкте, большую часть времени думают о корректной оценке географических оснований политической власти… Этот «географический смысл»… будет способствовать в значительной мере пониманию и суждению, основанным на фактах и на историческом и политическом развитии». Географический смысл сравним с историческим смыслом, так как позволяет воспринимать каждый факт из жизни народов как звено единой цепи.

Ф. Ратцель и его последователи, по сути дела, оправдывают политику колониализма и войны. Существование народа без достаточного пространства невозможно, так как только большое пространство поддерживает жизнь. Тем более увеличивающийся в своей численности народ постоянно нуждается в приобретении новой территории. Экспансионистскими устремлениями государства движет не корыстный инстинкт завоевания, не корыстные устремления политических элит, а потребность естественного и необходимого роста в целях самосохранения. Война выступает лишь конкретной формой её проявления, подчиняющейся вечным законам природы: «Война, с географической точки зрения, представляет собой мощное, скачкообразное и насильственное движение, в ходе которого значительные массы людей одной страны проникают в другую страну». Смысл пространства народов утверждается и преобразуется: «Война всегда была школой господства над пространством». Слабые государства или исчезают, поглощаются сильными, или вытесняются на периферию.

5). Законы пространственного роста государств.

Высшее призвание народа – улучшать географическое положение своего государства. Сформулированные Ф. Ратцелем законы пространственного роста государств включают в себя:

1) протяжённость государств увеличивается по мере развития их  культуры;

2) рост государства сопровождается проявлениями развития в сфере идеологии, торговли, производства, повышенной активностью во всех сферах общественной жизни, мощным «притягательным излучением»;

3) присоединение и поглощение малых государств;

4) подвижность границ, поддержание связи центра и пограничных зон;

5) стремление вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения и регионы: береговые линии, бассейны рек, равнины, богатые ресурсами районы;

6) исходный импульс к пространственному росту приходит к государству извне – благодаря перепадам уровней цивилизации соседствующих территорий (государства с более низким уровнем цивилизации обречены на поглощение более культурно развитыми государствами);

7) общая тенденция слияния и поглощения государств со временем набирает силу, подталкивает дальнейшее движение к увеличению территории.

Таким образом, рост государств рассматривается как всеобщая, универсальная тенденция, оправдывающая территориальные завоевания: «В процессе роста государство стремится к охвату политически ценных мест», вследствие чего «масштабы политических пространств постоянно меняются». В связи с этим многие обвиняли Ф. Ратцеля в потворствовании немецкому империализму, тем более что он не скрывал своих националистических убеждений. Но главная цель лежала в научной области. Для Ф. Ратцеля важно было создать концептуальный инструмент для адекватного реальности осознания истории государств и народов в их соотношении с пространством. Эти законы отражали реальность системы международных отношений конца XIX века и тот тип мирового порядка, когда мощь и богатство государства отождествлялись с размерами контролируемой им территории.

6). Концепция «мировой державы».

Ф. Ратцель заметил, что у больших государств в их развитии есть тенденция к максимальной географической экспансии, выходящей постепенно на планетарный уровень. Следовательно, рано или поздно, территориальное расширение государства дойдёт до континентальных масштабов. Первый исторический опыт такого континентального расширения продемонстрировали США, благодаря развитому у американцев «чувству пространства», постепенно продвигаясь с Запада на Восток. К континентальным державам, имеющим наиболее благоприятное естественное положение, помимо США, он относил Россию и Канаду. В Европе аналогичную роль, по мнению Ф. Ратцеля, предстоит сыграть Германии, что постепенно сделает её мощной континентальной державой. Политическое и стратегическое объединение континентальных пространств вокруг Германии способно превратить её в мировую империю. Для этого Германия должна иметь собственную зону влияния и господства: «Чтобы сильная держава была мировой, необходимо, чтобы она была представлена во всех частях известных пространств и, в частности, во всех стратегических точках». Главные соперники – Англия и Франция.

Статус «мировой державы» (Weltmacht) требует перехода от континентального к планетарного масштабу экспансии, а для этого претендующая на него континентальная держава (имелась в виду, конечно, Германия) должна иметь не только сильную армию, но и мощный военно-морской флот. Ф. Ратцель отмечает, что «Германия должна быть сильной и на море настолько, чтобы выполнить свою миссию в мире». Он выступает сторонником строительства линкоров, говорит о важности доступа немецких кораблей к открытому морю. Эта идея связи моря и мирового могущества станет одной из ключевых в классической геополитике.

Ф. Ратцель разработал одну из первых геополитических схем мира. На карте Восточного полушария он выделяет отдельные «круги народов», носителей различных социокультурных типов: западный (от Атлантики до Тихого океана), восточно-азиатский, персидско-индийский и эритрейский (афроазиатский). Их соприкосновение между собой образует наиболее активные зоны геополитической борьбы: 1) ближневосточный узел на стыке западнохристианского, православного и мусульманского миров;                2) центральноазиатский узел на стыке китайского, христианского, мусульманского и индуистского миров.

Конфигурация геополитического пространства определяет противостояние между континентальными и морскими государствами. Решающая схватка между ними, как считал Ф. Ратцель, пройдёт в зоне Тихого океана, который он называет «океаном будущего» (занимает 45% водного пространства Земли), завершив собой в катастрофическом финале эволюцию человеческой истории. Государство, добившееся доминирования в Тихом океане, получит ключ к мировому господству. Исход борьбы будет зависеть от соотношения сил пяти держав: Великобритании, США, России, Китая и Японии. В этом конфликте континентальные государства с обширной территорией и богатыми ресурсами имеют преимущество перед морскими державами, лишёнными достаточного геополитического пространства.   

В работах Ф. Ратцеля содержатся основные положения, составившие теоретический фундамент этой новой науки, поэтому, хотя Ф. Ратцель и не употреблял термин «геополитика», он по праву считается отцом-основоположником этой новой науки. Здесь следует согласиться с категоричным заявлением Отто Маулля: «Без Ратцеля развитие геополитики было бы немыслимо, поэтому Челлен или кто-нибудь другой не может быть назван, как это иногда случается по невежеству, отцом геополитики. Им является Ратцель».

2. Рудольф Челлен (Kjelleñ, 1864-1922) – шведский юрист и государствовед, профессор истории и политических наук Уппсальского и Гётеборгского университетов, политический обозреватель, член риксдага (1905 – 1908, 1911 – 1917). Родился в Торсё Скарского лена, к югу от озера Венерн.

Основные труды: «Великие державы: очерки из области современной большой политики» (1910), «Государство как форма жизни» (1916), «Основы системы политики» (1920).

Основные идеи:

1). Понимание государства.

Р. Челлен стал продолжателем концептуальной линии Ф. Ратцеля, определяя государство как «пространственный феномен», «географический организм, воплощённый в пространстве». Пространство имеет священный характер, является источником жизни и силы государства. Это материальное основание нации. В своей главной работе «Государство как форма жизни» (1916) Р. Челлен отмечает: «Государство – не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойственен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо». Развитие государства подчиняется закону роста, так как «сильные, жизнеспособные государства, имеющее ограниченное пространство, подчиняется категорическому императиву расширения своего пространства путём колонизации, слияния или завоевания».

Государство как сложный организм имеет не только тело в виде его пространства, но и душу, представленную народом, нацией. Государство – это биологический организм высшего типа, стоящий на эволюционной иерархии даже выше отдельно взятого человека. Оно чувствует и мыслит, обладает разумом и наделено волей к власти. Ему приходится вести борьбу за существование, которая поглощает часть его сил и влечёт за собой определённой силы трение с окружением. Р. Челлен считал, что государство – это цель само по себе, а не организация, которая служит целям улучшения благосостояния граждан. Государства «существуют на поверхности земли благодаря собственной жизненной силе, благодаря благоприятному стечению обстоятельств и благодаря естественному отбору, находясь в состоянии постоянной конкуренции друг с другом, то есть борьбы за существование, мы видим, как они рождаются и вырастают, мы видим также, как они, подобно другим организмам, увядают и умирают». Борьба за существование прежде всего является борьбой за пространство: «Жизнеспособные государства, чьё пространство ограничено, подчинены категорическому политическому императиву: расширить свою территорию путём колонизации, объединения или завоевания различного рода. В таком положении была Англия, а в настоящее время находятся Япония и Германия. Как мы видим, здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в целях самосохранения».

Сохранение и увеличение пространства является гарантией выживания государства, но при этом ему приходится соперничать с другими державами. Центральным вопросом геополитики является давление на государство со стороны внешнего окружения. Такое давление усиливается или облегчается политическими союзами и различными соглашениями. Географическое положение государства – ключ ко всей его политики. Буферное или периферийное положение государства всегда является привлекательным для внешнего давления. Малые народы и государства бессильны перед экспансией великих держав: они либо вытесняются на периферию, либо исчезают. Этические критерии справедливости здесь не работают.

Войны государств – естественные неизбежные события, подчиняющиеся вечным законам природы. Могущество государства может простираться далеко за пределы его границ. Великие державы являются экспансионистскими государствами в силу необходимости. Война сопровождает рост государственного организма, и люди не могут отменить этот объективный закон.

2). Система наук о государстве.

Государство как система состоит из пяти важнейших жизненных сфер:

- государство как географическое пространство;

- государство как народ;

- государство как хозяйство;

- государство как общество;

- государство как управление.

В соответствии с этим наука о государстве должна включать в себя пять дисциплин:

1) геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощённом в пространстве;

2) экополитика – изучение государства как экономической силы;

3) демополитика – исследование динамических импульсов, передаваемых народом государству;

4) социополитика – изучение социального аспекта государства;

5) кратополитика – изучение форм правления и организации политической власти.

 

3). Концепция «силы государства».

Одним из важных показателей, которые характеризуют жизнеспособность государства, является его сила (мощь). Сила – более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как закон поддерживается только силой. В силе государства Р. Челлен находит ещё одно доказательство своего тезиса о том, что государство – живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила даёт ему естественный органический импульс.

По мнению Р. Челлена, сила государства (Р) является функцией от четырёх определяющих факторов:

P = f (a, b, c, d), 

где: а – географическое пространство государства и его свойства;

b – форма хозяйства со своей особой экономической активностью;

с – народ со своими культурными, этническими, демографическими и социальными характеристиками;

d – форма государственного управления со своей конституционной и административной структурой.

Хозяйство – способность государства существовать с помощью имеющихся на его территории собственных ресурсов, позиции в мировом хозяйственном обороте, экономическая политика, свобода торговли и протекционизм, колонизация, нацеленная на отыскание новых источников сырья и рынков сбыта.

Народ – социальная организация населения, его классовый состав.

Форма государственного правления определяется конституционной и административной структурой. Она определяет границы государственной власти в отношении свобод граждан. С одной стороны, государство должно гарантировать гражданам свободу совести, свободу печати, свободу собраний и другие права, а с другой, должно требовать от них исполнения обязанностей – уплата налогов, воинская повинность, обязательное школьное обучение.

4). Закон автаркии государства.

Принцип автаркии предполагает создание экономически самодостаточного, закрытого государства, способного самостоятельно обеспечить своих граждан всем необходимым для жизни.

Закон автаркии в понимании Р. Челлена заключается в состоянии сбалансированности аграрного и индустриального производства государства, что даёт ему возможность в случае необходимости существовать самому по себе, изолированно от внешних влияний других государств.

В этом случае государство превращается в защищённый «народный дом» (Folkfemmet). Если государство нуждается в мире и не в состоянии вести войны за новые территории, источники сырья, тогда автаркия заменяет систему «открытых дверей» системой «закрытых сфер интересов».

5). Концепция «великих держав».

Историю человечества двигают только великие державы, так как являются главными игроками на геополитической сцене, а значит, именно они должны быть предметом геополитики.

Рассматривая перспективы геополитического развития ведущих государств мира, Р. Челлен указывал на три пространственных фактора, играющих значительную роль в геополитических процессах: расширение территории, территориальная монолитность, свобода перемещения.

Оценивая силу государств по указанным факторам, Р. Челлен разделил ведущие державы начала ХХ века на две категории:

1) мировые державы, к которым он отнёс Великобританию, США, Россию и Германию;

2) обычные великие державы – Франция, Япония, Австро-Венгрия, Италия.

 

 

Табл. 1. Оценка силы государств по геополитическим факторам.

Государство

Геополитический фактор

расширение тер. монолитность свобода перемещения
1. Великобритания + - +
2. США + + +
3. Россия + + -
4. Япония - + +
5. Германия - + -

 

В начале ХХ века ведущую роль на европейском континенте, по мнению Р. Челлена, предстояло сыграть Германии, вытеснив с этой позиции Великобританию и Францию. Конкурентными преимуществами Германии являются территориальная монолитность государства, единство этноса, «осевой динамизм» – способность структурировать вокруг себя остальные европейские государства. Сфера геополитического влияния Германии должна распространиться на Турцию, Ближний и Средний Восток, Иран, Индонезию, Северную Африку». Р. Челлен выступил с инициативой создания германо-нордического союза во главе с Германской империей.

Р. Челлен также разделял идею Ф. М. Достоевского о «юных» и «старых» народах. К «старым» он отнёс французов и англичан, к «юным» – русских и немцев. «Юные» немцы должны обладать общеевропейским пространством и создать континентальное государства планетарного уровня, иначе им не выжить в геополитической борьбе. Для этого все народы Центральной Европы должны объединиться вокруг Германии, которая способна защищать интересы всей Европы. Вдохновлённость пространством, подчинённость «восходящей динамике» движет Германию к превращению в континентальную мировую державу.

Идеи Р. Челлена в значительной степени повлияли на дальнейшее развитие немецкой геополитики, а К. Хаусхофер назвал работу «Государство как форма жизни» произведением, в котором «теория геополитики развита наиболее ясно».

3. Фридрих Науманн (Naumann, 1860 – 1919) – немецкий протестантский теолог и либеральный публицист.

Основной труд: «Срединная Европа» (Mitteleuropa, 1915).

Идеи Ф. Ратцеля и Р. Челлена получили дальнейшее развитие в Германии в начале ХХ века с целью обосновать особое положение Германской империи в европейской и мировой политике. При этом Превращение Германии в одного из мировых лидеров тесно увязывалось с обладанием достаточно большим пространством, создать которое можно было посредством внешней экспансии и приобретения новых сфер геополитического влияния в мире за пределами своих границ.

В конечном счёте, необходимость решения этой задачи привела к формулированию геополитического проекта Срединной (Центральной) Европы. Он предполагал объединение вокруг Германии центрально-европейских, восточно-европейских и балканских государств, в первую очередь, входивших в состав ослабевшей Австро-Венгерской империи. Только Германия могла стать центром этого геополитического образования в силу своего «срединного положения» (Mittellage) в Европе как в политическом, так и в культурном смысле. Реализация этого проекта позволяла Германии получить выход в Средиземное море и страны Азии, обеспечить свою безопасность. Другим народам региона Германия гарантировала защиту от Запада (Франция) и Востока (Россия).

Концепт «срединного положения» Германии имеет глубокие духовные основания. Ещё в 1818 году немецкий протестантский мистик Эрнст Моритц Арндт (1769 – 1860) провозгласил: «Бог поместил нас в центре Европы; мы (немцы) – сердце нашей части света. Поскольку мы в центре, все остальные народы Европы пытаются нас отодвинуть и смыть нас отсюда. Силы всего мира хотят найти своё отдохновение в центре».

Основоположник геополитики Ф. Ратцель в 1901 году выдвинул идею создания экономического союза всех государств западнее Вислы под немецкой гегемонией, обосновывая целесообразность этого тем, что Германия находится в «сердце Европы». В разработку идеи «Срединной Европы» внесли свой вклад такие немецкие учёные, как Леопольд фон Ранке (1795 – 1886), Адольф Лассон (1832 – 1917), Карл Лампрехт (1856 – 1915), Герман Онкен (1869 – 1945), а также шведы Рудольф Челлен и Свен Хедин (1865 – 1952). Эти размышления были обобщены в книге немецкого географа Йозефа Парча (1851 – 1925) «Срединная Европа», впервые опубликованной в 1903 году на английском языке, а в 1904 году – на немецком. В этой работе Й. Парч предложил общую концепцию создания европейской конфедерации – конгломерата государств, основанного на центральности положения Германии.

В наиболее целостном и законченном виде геополитическая концепция «Срединной Европы» была представлена в одноимённой работе Фридриха Науманна в 1915 году. Её появление было вызвано начавшейся Первой Мировой войной и угрозой континентальной блокады этого региона со стороны Антанты во главе с Великобританией. Это вызывает необходимость странам Центральной Европы объединиться между собой в общее политико-экономическое пространство. В Срединную Европу Ф. Науманн включил обширные территории от Северного и Балтийского морей до Альп, Адриатики, нижнего течения Дуная, с потенциальным выходом к Персидскому заливу. Он доказывал, что вся эта территория имеет единую «географическую судьбу», не заключает в себе никаких «естественных границ» и на протяжении веков якобы не терпела «раздробления». Обеспечивать объединение в рамках «Срединной Европы» должны Германия и Австро-Венгрия, с последующим присоединением балканских государств и Италии. Реализация этого геополитического проекта предполагала возведение двух «великих китайских стен» военного и экономического характера, простирающихся с севера на юг через весь континент: одна должна отделять Германию и Францию на западе, а вторая – Германию и Россию на востоке. Ф. Науманн особенно опасался возникновения третьей стены – между Германией и Австро-Венгрией, которая ослабит обе державы и поставит крест на всём проекте.

Проект «Срединной Европы» предполагал создание некоего «сверхгосударства» (Oberstaat) в форме наднациональной конфедерации центральноевропейских народов, занимающейся экономическими и оборонными вопросами. Впоследствии к этому конфедеративному образованию, как считал Ф. Науманн, может быть присоединён регион Ближнего Востока через образование оси Берлин – Багдад, а в отдалённой перспективе – даже Франция.

Несмотря на признание центральной и руководящей роли Германии в формировании «Срединной Европы», этот проект не был по своей сути «пангерманистским» и националистическим. «Срединная Европа» рассматривалась как геополитическое понятие, в котором основное значение уделялось не этническому составу, а общности географической судьбы. Важным условием успешной реализации своего проекта Ф. Науманн считал формирование наднациональной центральноевропейской идентичности: «Срединная Европа будет иметь германское ядро, будет добровольно использовать немецкий язык, который знают во всём мире и который уже является языком межнационального общения в Центральной Европе. Но он должен с самого начала выказать терпимость и гибкость по отношению ко всем соседним языкам, которые связаны с ним».

Поражения Германии в двух Мировых войнах не позволили осуществить на практике этот геополитический проект. Вновь актуальным он стал после объединения Германии в 1989 году и её превращения в ведущее государство Европейского Союза.

Близкие идеи разделял видный австрийский политический и общественный деятель граф Рихард Куденхове-Калерги (1894 – 1972), опубликовавший работу «Пан-Европа» (1923) и организовавший проведение Панъевропейских конгрессов (1926, 1930, 1932, 1935, 1943) и создание Панъевропейского Союза (1922). Геополитическую карту мира Р. Куденхове-Калерги представляет в виде пяти планетарных зон:

1) Пан-Европа, включающая в себя все континентальные европейские страны;

2) Британская мировая империя;

3) пан-американская зона, состоящая из Северной и Южной Америки;

4) пан-евразийская зона во главе с Россией и прилегающими к ней центральноазиатскими пространствами;

5) пан-азиатская зона, в которой власть разделяют между собой Китай и Япония. 

Р. Куденхове-Калерги хотел видеть единую Европу в качестве самостоятельного геополитического субъекта, могущего на равных соперничать с США и СССР. В 1947 году по его инициативе созывается Союз европейских парламентариев. Считается, что он стоял у истоков современного процесса европейской интеграции.

4. Фридрих фон Лист (List, 1789 – 1846) – немецкий экономист, политик и публицист.

Основной труд: «Национальная система политической экономии» (1841).

Ф. Лист, опираясь на теорию «закрытого торгового государства» Иоганна Фихте (1762 – 1814), создал концепцию автаркии «больших пространств». Он пришёл к выводу, что применение либеральной рыночной теории на практике не приводит к росту благосостояния отстающих в развитии стран. Рынок – это инструмент, который ведёт к обогащению богатого и разорению бедного, усилению сильного и ослабления слабого. Рыночная модель экономики должна обязательно соотноситься с конкретными историческими обстоятельствами, в которых находится государство.

Чтобы не утратить своего суверенитета и политического могущества, успешно развивать хозяйство, государство должно обладать максимально возможными территориями, объединёнными общей экономической структурой, постепенно формируя «большое пространство».

В частности, в Европе Ф. Лист предложил создать единый «таможенный союз» Австрии, Пруссии и других германских государств, снять ограничения на свободу торговли внутри этой зоны. Продуманная система пошлин и таможенных тарифов позволяет избежать зависимости от внешних поставщиков, создать условия для развития отраслей промышленности, необходимых для обеспечения полной автаркии.

Ф. Лист заложил основы геополитического анализа экономики, его идеи автаркии и большого пространства повлияли на взгляды классиков немецкой геополитики – Р. Челлена и К. Хаусхофера.

5. Карл Хаусхофер (Haushofer, 1869 – 1946) – немецкий военный и географ, родился в Мюнхене в профессорской семье, профессор географии Мюнхенского университета, основатель и соредактор «Журнала геополитики» (1924 – 1944), директор немецкого Института геополитики (с 1933 г.).

Основные труды: «Дай Няхон. Наблюдения о вооружённой силе великой Японии. Положение в мире и будущее» (1913), «Границы в их географическом и политическом значении» (1927), «Основания геополитики» (1928), «Геополитика пан-идей» (1931), «Континентальный блок» (1941), «Геополитическая динамика меридианов и параллелей» (1943).

Развивая идеи Ф. Ратцеля и Р. Челлена, К. Хаусхофер фактически завершил оформление классической немецкой геополитической школы.

1). Закон границ и жизненного пространства.

Опираясь на концепцию жизненного пространства, К. Хаусхофер установил зависимость, выражающую органическое отношение между территорией и проживающим на ней населением: государства увеличиваются до тех пор, пока не достигнут площади, которая удовлетворяла бы их потребности в соответствии с их жизненным пространством, то есть географического пространства, ограниченного естественными и искусственными границами, внутри которых население располагало бы достаточными средствами для своего существования. Границы не являются неподвижными, не могут быть установлены раз и навсегда, они меняются в зависимости от динамики и амбиций народов и их потребностей в пространстве. Это ставка в борьбе государств за существование в мире. Стремление государства юридически закрепить статус-кво границ – признак его слабости. Пересмотр границ осуществляется через войны, договорным путём и посредством сецессии. Предназначение государства заключается в том, чтобы обеспечивать постоянное расширение своего жизненного пространства и установление границ в своих интересах. Так возникает «большое пространство» (Grossraum). Территориальная экспансия необходима для динамично развивающегося народа. Задача геополитики – изучение связей государства с пространством, процесс и формы его расширения.

Месторасположение и территориальные характеристики государства составляют главные детерминанты его политической и исторической судьбы. Но при этом, как считал К. Хаусхофер, только 25% исторического движения можно объяснить исходя из зависящих от земли черт, остальное определяет человек. Человек с его характером, нравом, предпочтениями, наделённый инициативностью, также выступает своеобразным географическим фактором, активно воздействующим и направляющим процессы, протекающие на земном шаре, разумеется, не изолированно, а в рамках природного комплекса.

К. Хаусхофер формулирует важный закон геополитики: всякий живой народ и активное общество тяготеют к безграничной экспансии, установление пределов которой в связи с внешними и внутренними причинами составляет сущность мировой истории.

2). Теория «пан-идей».

Развивая теорию автаркии больших пространств Ф. Листа, К. Хаусхофер отмечает, что характер и направление экспансии мировых держав в процессе борьбы за жизненное пространство приводят к формированию геополитических макроструктур, в пределах которых они имеют преобладающее влияние. Такие структуры в геополитике он назвал пан-регионами. Они представляют собой блоки государств, объединённых общей пан-идеей, общностью социально-политических и экономических проблем. Пан-идеи – это представления, которые формулируются цивилизациями и народами в борьбе за пространство. Пан-идеи охватывают целые народы, которые «инстинктивно стремятся к воплощению, а затем и к развитию в пространстве, становясь реальными явлениями на просторах земли».       К. Хаусхофер выделяет панамериканскую, панъевропейскую, панрусскую, паназиатскую, пантихоокеанскую, панисламскую идеи. Пан-идея не сводится к завоевательскому мышлению, а предполагает обязательное несение культурных миссий. Возникновение пан-регионов связано с изменением вектора геополитической динамики мира: происходит замена широтной экспансии вдоль параллелей на меридиональную. К. Хаусхофер выделил три пан-региона:

1) Западный – Пан-Америка (ядро – США);

2) Осевой – Пан-Европа, Евро-Африка (ядро – Германия);

3) Восточный – Пан-Азия (ядро – Япония).

Каждый пан-регион обладает политической самостоятельностью и экономической самодостаточностью.

Германия, обретя свои естественные границы, должна стать основным государством Европы. В дальнейшем это господство должно быть распространено на Африку и Средний Восток. Средиземное море становится «внутренним озером для европейцев». Главным союзником Германии           К. Хаусхофер считал Японию, зона влияния которой должна включать в себя всю Восточную Азию, включая Китай. Главный соперник – США.

Сила Германского государства является предварительным условием расширения жизненного пространства. Главное направление немецкой экспансии – Восток: «Только идея Евразии, воплощаясь политически в пространстве, даёт нам возможность для долговременного расширения нашего жизненного пространства».

3). Идея «континентального блока».

К. Хаусхофер смотрел на мир с позиций основного закона геополитики, то есть планетарного дуализма морских сил (талассократия) против континентальных сил (теллурократия). Введённый им термин «Новый порядок» предполагал формирование двух противостоящих коалиций – континентальной Германии и морских держав – Англии, Франции и США. Особую неприязнь К. Хаусхофер испытывал к США: «Американцы – это действительно единственный народ на земле, на который я смотрю с глубокой ненавистью, как смотрят на фальшивое, жрущее, ханжеское, бесстыдное хищное животное». Ослабление Великобритании создаёт благоприятные возможности для формирования мирового порядка, выгодного Германии.

Континентальные государства объективно сильнее морских, но это преимущество фактически нивелируется из-за разрозненности политики ведущих континентальных государств. Чтобы восполнить этот пробел,      К. Хаусхофер выступил с идеей создания континентального блока по оси «Берлин – Москва – Токио», главная роль в котором отдавалась Германии. Россию он рассматривал не как врага, а как важного стратегического союзника. В этой связи К. Хаусхофер приветствовал заключение пакта Молотова – Риббентропа, так как это обеспечивало Германии трансконтинентальные коммуникации и выход к открытому океану, служило залогом победы над талассократическим блоком: «Евразию невозможно задушить, пока два самых крупных её народа – немцы и русские – всячески стремятся избежать междоусобного конфликта, подобно Крымской войне или войне 1914 года: это аксиома европейской политики».

Осуществление идеи «континентального блока» ставило перед Германией следующие геостратегические задачи:

1). Необходимость объединения Европы (идея Пан-Европы, концепция «Срединной Европы») под эгидой Германии, так как только Германия является тем пространством, которое обладает осевым динамизмом и которое призвано структурировать вокруг себя остальные европейские державы и стать континентальным государством планетарного масштаба.

 2). Линия «Ориентация на Восток» (Ostorientierung) предполагает самоидентификацию Германии, её народа и культуры как западного продолжения евразийской традиции. Концепция «открытости Востоку» не означала оккупации славянских земель. Речь шла о совместном цивилизационном усилии двух континентальных держав – Германии и России, – которые должны установить «Новый Евразийский порядок» и перестроить континентальное пространство Евразии с тем, чтобы полностью вывести его из-под влияния морской силы. Расширение немецкого жизненного пространства планировалось К. Хаусхофером не за счёт колонизации русских земель, а за счёт освоения гигантских незаселённых азиатских пространств и реорганизации земель Восточной Европы.

3). Продвижение к морям и океанам как проявление у немецкой нации «воли к пространству» с целью преодоления континентальности немецкого государства и подрыва англо-американской военной мощи для приобретения полного господства в Мировом океане.

На практике евразийский континентальный блок так и не был построен. Заключение Антикоминтерновского пакта, то есть создание оси «Берлин – Рим – Токио», не может рассматриваться в качестве такового. Замена СССР на второстепенную полуостровную державу (Италию) искажала саму его суть, превращала его в карикатуру на континентальность. Нападение Германии на СССР в 1941 году окончательно похоронила возможность создания континентального блока и обрекло её на неизбежное поражение.

Сам К. Хаусхофер был арестован 8 мая 1945 года американскими войсками и привлечён в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе по вопросу его связи с гитлеровским режимом (хотя он никогда не состоял в «Союзе геополитики» оберфюрера СС Рихарда Вагнера), где заявил об искажении Гитлером сущности основных геополитических идей нацистскими, расистскими и милитаристскими установками. Истинная цель геополитики не имеет к этому никакого отношения, а заключается в том, чтобы «понять возможности развития народа и его культуры на своей земле и в пределах своего жизненного пространства, чтобы иметь возможность предотвращать конфликты в будущем». Обвинение геополитики в причастности к фашизму нанесло сокрушительный удар по ней как науке. Не дожидаясь вынесения вердикта трибунала, тяжело переживая крушение своих надежд, Карл Хаусхофер покончил жизнь самоубийством, сделав себе сеппуку.

Геополитика в Германии на многие годы вперёд оказалась дискредитированной.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 686; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!