Тема 9. Русская философия 19 - 20 веков.
Данные записать в таблице:
Таблица по теме 9. Спор славянофилов и западников о судьбе России:
№ | СЛАВЯНОФИЛЫ | ЗАПАДНИКИ |
1. Определение | ||
2. Время возникновения | ||
3. Взгляды | ||
4. Суть спора | ||
5. Представители: философы и их учение |
В 40-50 х гг. XIX в. в русском обществе и философской мысли появились два направления – славянофилы, которые стали говорить об "особом пути России" и "западники", которые настаивали на необходимости для России идти по пути западной цивилизации, особенно в области общественного устройства, гражданской жизни, культуры. В философии и литературе возник спор о судьбе России и ее будущем.
Все русские философы 19 века делились на два философских направления и по-разному представляли судьбу и будущее России:
I Славянофилы
Славянофилы – последователи течения, оформившегося в 1830–1840-х годах. В отличие от западников, они были убеждены, что страна должна пойти по своему собственному пути. Они утверждали, что Россия – наследница особой духовной культуры, основанной на почве православия, и должна донести истину до европейских государств, впавших в ересь и атеизм.
И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев. В последние годы жизни немало общего с последователями славянофильства имел и составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль.
|
|
Славянофилы выступали за самодержавие, православие, крестьянскую общину, против идеи западного прогресса.
К славянофилам относились философы:
1. Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881). Христианский гуманизм, всепрощение. «Красота спасет мир». Произведения «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».
2. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Произведение «Война и мир». «Бог есть любовь». Христианский гуманизм и всепрощение. Толстой всякую власть считал злом, отрицал государство. Этика Толстого – непротивление злу.
3. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)
Сын знаменитого русского историка Сергея Соловьева, который написал «Историю государства Российского» в 29 томах. Защищал русскую национальную идею. Ввел термин "Соборность" - патриархальный менталитет русского народа, который должен спасти душу от гибели в условиях прогресса.
II Западники.
Западники – представители русской философской и общественной мысли 1840–1850-х годов. Они выступали за отмену крепостного права и считали, что государство должно пойти по западноевропейскому пути развития.
|
|
П.Я. Чаадаев (именно его «Философическое письмо» послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов), В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Бердяев.
Идеалом считали Западную Европу и прогрессивное общество, критиковали православие и крепостное право, хотели Конституцию и парламент.
К западникам относились философы:
1) Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889).
Главное произведение " Что делать?" 1863 года. Антропологический материализм: в центре философии человек и природа. " Красота - в естестве". Чернышевский предложил концепцию разумного эгоизма. Был сторонником концепции Людвига Фейербаха. Н.Г. Чернышевский был талантливым переводчиком с немецкого языка. Он лично перевел первые 10 томов «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона». Именно Чернышевский познакомил русских читателей с трудами Людвига Фейербаха, благодаря чему антропологический материализм стал невероятно популярным в России.
2) Н. А. Бердяев (1874 - 1948) . "Философия Свободы", "Смысл творчества". Написал 40 книг по философии. Выступал за свободу личности и свободу в творчестве. Критиковал технический прогресс, который убивает в человеке религию и гуманизм. Выступал против революции, гражданской войны и критиковал советский строй.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 772; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!