Учение об обозначающем учение об обозначаемом 2 страница



Процесс все большего приближения нашего познания к аб­солютной истине есть не только процесс увеличения наших зна­ний, «о вместе с тем процесс развития, умножения и совершен­ствования наших логических средств познания мира. Современ­ная логика есть исторический продукт многовекового развития. Даже основные категории, которыми оперирует наш ум и кото­рые лежат в основе логики, такие, например, как категории вещи и свойства, причины и следствия и т.д., появились впер­вые лишь на определенной ступени развития человечества л были в свое время великими открытиями.

За время существования логики как науки ее предмет под­вергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир приро­ды и не субъективный мир переживаний, а мышление, посред­ством которого человек познает и то и другое5. Задачей этой науки является исследование форм и законов самого мышле­ния. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешне­го объективного мира и лишь после того, как в результате это­го познания человечество достигло известной степени совер­шенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения этих проблем и вызвала к жизни теорию познания и логику.

Первоначально логика зарождается в недрах единой все­объемлющей нерасчлененной науки – философии – и носит в основном онтологический характер, т.е. относится непосредст­венно к порядку вещей, а не к порядку идей. Так, закон тожде ства у Парменида характеризуется как закон самого бытия, в связи с чем отрицается возможность мышления об изменении вещей. Формула закона достаточного основания у Демокрита говорит о том, что ничто в мире не происходит беспричинно и без основания. Борьба метафизики Парменида с, диалектикой Гераклита протекала в плане онтологической интерпретации ло­гических закономерностей. Логические теории Платона также носят онтологический характер хотя бы потому только, что объ-

5 Разумеется, логика должна рассматривать формы и законы мышления не в отрыве от самой действительности, являющейся объектом мышления, но должна всегда учитывать связь ‘содержания мышления с его формами. Од­нако это не значит, что формы и законы мышления должны получать только онтологическую формулировку, какую они имели нередко в истории логики, начиная с ранних философов древности (у Парменида, Гераклита и др)

4


активный идеализм признает подлинной действительностью са­мо мышление, превращенное в абсолют.

В отличие от объективного идеализма агностицизм Канта и родственные ему субъективно-идеалистические направления, отрицая онтологическое истолкование логики, предлагают стро­ить так называемую логику явлений, например, «трансценден­тальную логику» (И. Кант), «теоретико-познавательную логи­ку» (В. Шуппе), «логику чистого познания» (Г. Коген) и т.п. Признавая закономерные связи и отношения между предмета­ми, но считая их вносимыми рассудком в мир опыта априорны­ми субъективными моментами, кантианское направление фило­софской мысли пыталось создать своеобразную теоретико-по­знавательную логику, предмет которой был бы отличным от предмета формальной логики.

Трансцендентальная логика Канта ставит своей целью дока­зать невозможность познания вещей в себе и возможность по­знания лишь явлений. Наряду с трансцендентальной логикой и независимо от нее Кант разрабатывает общую формальную ло­гику с иным предметом исследования. Формальная логика, по Канту, должна изучать формы мышления и его законы в отры­ве от содержания и от их познавательной ценности.

Логика как наука о мышлении первоначально возникает в связи с развитием практики ораторского искусства, как часть теории риторики. Такой характер носят начатки логики в Древ­ней Индии, Древнем Китае, Древней Греции и Риме, а также в России. Основоположник науки логики Аристотель в своем пер­вом сочинении по логике «Топика», как показывает само на­звание 6, рассматривает проблемы логики в связи с теорией рито­рики. В Древнем Риме логика тоже была неразрывно связана с риторикой. В России первая оригинальная система логики, при­надлежащая М.В. Ломоносову, изложена в его руководстве по теории красноречия. Таким образом, вначале логика выступает как одно из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. В искусстве красно­речия логический момент выступает еще как подчиненный, по­скольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

От такого упрощенного понимания предмета логики постепен­но совершается переход к новому пониманию. В связи с разви­тием философии и науки и выявлением различных точек зрения на изучаемые вопросы, с появлением различных философских и научных школ и направлений логика начинает выступать как важный элемент в философских и научных дискуссиях. Пред­ставление о логике как науке о мышлении, ведущем к познанию истины, формируется в борьбе с софистикой, с беспринципностью

6 Словом «топика» обозначают один из разделов риторики.


и со словесной эквилибристикой. Так, в борьбе с софисти­кой родились логика Демокрита и логика Аристотеля, в кото­рых правильно ставится вопрос о предмете логики как учении о мышлении, ведущем к познанию истины. Здесь логика высту­пает одним из средств развития науки и философии, обоснован­ности их положений и опровержения ложных и ошибочных тео­рий. Но такое понимание предмета логики в дальнейшем при­водит к ошибочному взгляду на логику как на единственного верховного судью в вопросах научной истины. Этот взгляд осо­бенно рельефно выражен в арабоязычной логике, где названия сочинений по логике часто начинались со слов «Весы разума», что намекало на назначение логики оценивать состоятельность и обоснованность выдвигаемых в науке положений с точки зрения «света разума». Согласно этой концепции, все научные положе­ния должны поступать на суд логики, которая производит ре­шающую проверку их истинности. Здесь формальнологическая строгость возводилась в высший критерий истины, здесь еще не видели и не понимали значения практики как основного крите­рия истины.

Новое понимание предмета логики сложилось у Ф. Бэкона, для которого логика являлась не орудием проверки истинности, а орудием, с помощью которого делаются новые научные откры­тия. Для Бэкона главный раздел логики – учение о методе на­учного исследования, вооружающем исследователя средствами для открытия новых истин.

История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и задачи логики, в частности можно упомянуть о спо­ре между психологизмом и антипсихологизмом в логике. Пси­хологическая логика сводила предмет науки логики к изуче­нию психологии мышления и, таким образом, упраздняла логи­ку как самостоятельную науку со своими специфическими зада­чами. С позиций психологизма выступают Н. Грот, Т. Липпс и др.

Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психоло­гии и развивает методологию антипсихологизма как основы для построения логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и Цигена тесно связывает логику с психологи­ей, не растворяя логику в ней; однако психология, которая здесь широко используется,’ является идеалистической.

В настоящее время в качестве самостоятельных логических дисциплин развиваются общая формальная логика, математиче­ская логика и диалектическая логика.

Для уяснения философских оснований логики существен ре­волюционный переворот в философии, который совершили К. Маркс и Ф. Энгельс, в связи с чем по-новому был поставлен вопрос о предмете науки логики. Известно высказывание Эн­гельса, что в результате этого революционного переворота от


прежней философии остаются лишь две науки – формальная логика и диалектика. Предвидя нападки на формальную логи­ку, Энгельс говорил, что формальная логика не чепуха и она (как наука) должна сохранить свое значение наряду с диалек­тикой, подобно тому как низшая математика >не отменяется выс­шей, а сосуществует с ней. Чтобы выяснить предмет формальной логики в свете диалектического материализма, необходимо раз­граничить сферы формальной логики и диалектики. Диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, обще­ства и человеческого мышления. Предметом ее изучения явля­ются прежде всего самые общие закономерности вещей и явле­ний объективного мира, а также человеческого мышления.

Марксистская материалистическая диалектика рассматрива­ет человеческое мышление в его всеобщей связи и развитии в про­тивоположность метафизике и идеализму, которые рассматрива­ют мышление в отрыве от высшей нервной деятельности, про­дуктом которой оно является, от объективной действительности, отражением которой оно является, от общественной жизни, с которой оно теснейшим образом связано, от языка, с которым оно образует неразрывное единство, и не видят в мышлении бесконечного движения и развития.

Что касается логики мышления, то марксистская материали­стическая диалектика утверждает объективность ее, независи­мость законов и форм мышления от воли и сознания людей. За­коны и формы мышления, по учению марксистской материали­стической диалектики, определяются свойствами объективной действительности, связями и отношениями, существующими в последней, являются их отражениями. Люди могут познавать объективные законы мышления и использовать их в интересах общества, но не могут изменять, отменять или создавать их. В качестве объективных законов логические законы мышления являются общечеловеческими, одинаковыми для всех людей, они имеют силу для всякого мышления, познающего истину. Но са­мое познание законов и форм мышления не остается неизмен­ным, оно углубляется в связи с общим развитием науки.

Если диалектика рассматривает мышление в его всеобщей связи и развитии, то задачи формальной логики являются более скромными. В свете марксистско-ленинской теории предметом формальной логики являются формы мышления и его законы, которые отражают самые обычные отношения вещей, т.е. фор­мы и законы мышления, которые постоянно, миллиарды раз применяются в практической и научной деятельности людей.

Огромное значение этих форм и законов мышления заклю­чается в этой повседневности их применения. Здесь уместно опять вспомнить проводимую Энгельсом аналогию между фор­мальной логикой и низшей математикой. Как ни скромно выглядят арифметические действия сложения, вычитания, умно-


жения и деления по сравнению со сложнейшими формулами выс­шей математики, но без простого арифметического счета нельзя сделать ни шага ни в производственной деятельности, ни в обла­сти обмена и ни в какой другой области общественной жизни. Формальнологические законы мышления, правила силлогизма и другие правила формальной логики играют такую же роль, как таблицы элементарных арифметических действий. Без мышле­ния по законам и правилам формальной логики невозможна даже самая элементарная производственная деятельность, даже самая простая сознательная деятельность в любой области.

Задача формальной логики в настоящее время заключается в том, чтобы взять все то ценное, что было выработано старой формальной логикой, и критически освоить это наследие. Новая формальная логика, согласно указанию В.И. Ленина, должна быть формальной логикой с поправками. Это означает, что на­следие формальной логики необходимо очистить от идеализма и метафизики.

Дело в том, что на старой традиционной формальной логике лежит печать идеализма и метафизики, так как она разрабаты­валась либо идеалистами, либо материалистами-метафизиками (как Бэкон и французские материалисты XVIII в.), либо мысли­телями, колебавшимися между материализмом и идеализмом, между диалектикой и метафизикой (как Аристотель).

В связи с необходимостью внесения поправок в старую фор­мальную логику уместно поставить вопрос, является ли фор­мальная логика наукой классовой, партийной, надстроечной? Если сама логика мышления, логический аппарат мышления, его формы и законы являются общечеловеческими, неклассо­выми, непартийными и ненадстроечными, то в науке логике сле­дует различать две стороны: те части ее, которые трактуют о схемах категорического, условного и разделительного силлогиз­мов и вообще о необходимых связях мыслей, формах мышления и т.д., следует признать неклассовыми, общечеловеческими (по­добно математическим формулам), а философскую часть логи­ки – классовой, партийной и надстроечной. В классовом обще­стве наука логика, как и философия, служит интересам господ­ствующих классов. Но поскольку в жизни общества всегда идет борьба между отживающим, старым и растущим, новым, между реакционными и прогрессивными силами, в логике тоже идет борьба направлений. В истории логики всегда шла борьба меж­ду материализмом и идеализмом. Принцип классовости и пар­тийности науки логики учит нас различать в ней прогрессивные и реакционные течения и видеть в борьбе направлений классо­вую борьбу в ее теоретической форме.

История логики изучает этапы развития этой науки. Приме­нение марксистского диалектического метода в истории логики превращает ее из науки, в которой преобладали простые описа-


ния сменявших друг друга систем логики и субъективная оцен­ка их, в науку, раскрывающую закономерности исторического ее развития. История логики показывает, что развитие учений о самом мышлении осуществляется в форме борьбы противопо­ложностей, в борьбе между прогрессивными и реакционными направлениями в логике, между материализмом и идеализмом в ней. История логики должна показать связь развития логики с общим ходом исторического развития общества, с обществен­ным бытием, с развитием производства и техники, с классовой борьбой, с развитием философии и наук (математики, естество­знания и др.). Устанавливая смену этапов в развитии логики, мы должны вместе с тем учитывать преемственность в развитии логических учений.

Развитие науки логики на протяжении ряда столетий проте­кало по двум руслам, обособленным и не связанным между собой. Одно из этих течений имело своим истоком древнегрече­скую логику (в особенности логику Аристотеля). На этой осно­ве развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Гру­зии, Армении, арабоязычных’ странах Ближнего Востока, Запад­ной Европе и России.

Другое течение имело своим истоком индийскую логику, и на ее основе развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии и Индонезии.

Ввиду исторической обособленности этух двух рядов разви­тия следует рассмотреть их в отдельности.


ГЛАВА I

Логика tf Индии и других странах Востока $ древности и в эпоху феодализма

Первыми стали разрабатывать логику ‘древние греки и ин­дусы. И если логика Аристотеля была затем усвоена Западной и Восточной Европой, а также народами Ближнего Востока, то индийская логика распространилась в Китае и Японии, в Тибете и Монголии, на Цейлоне и в Индонезии.

История Индии охватывает четыре тысячелетия. К сожале­нию, в истории Древней Индии еще так много невыясненного, а индийская хронология столь запутана, что не представляет­ся возможным дать подлинную историю развития индийской фи­лософской мысли. Пока мы лишь в состоянии наметить основ­ные вехи этого развития, причем многое остается спорным и служит предметом дискуссии среди исследователей.

Древнейший литературный памятник Индии Веды создавал­ся в течение II и начала I тысячелетия до н.э. (наиболее древ­ней частью Вед является Ригведа). Вначале, на протяжении многих веков Веды сохранялись в устной передаче.

Период Вед был временем разложения родового строя и за­рождения классового общества в Индии. На основе все более усиливавшегося имущественного неравенства происходил про­цесс расслоения общества на богатую знать и эксплуатируемую массу общинников и рабов. Этот процесс ускоряется с появле­нием железа в I тысячелетии до н.э. и приводит к форми­рованию классового общества, которое в Индии принимает фор­му кастового строя. В период Вед господствующей религией был брахманизм. В конце VI в. до н.э. появляется буд­дизм, бывший первоначально социальным движением, направ­ленным против господства высшей касты жрецов-брахманов и против кастового строя вообще.

Но вскоре буддизм становится идеологией господствующего класса рабовладельцев. Рабовладельческие государства возни-

10


кают в Индии с X – VII вв до н.э., и рабовладельческая форма­ция господствует там до VI – VII вв. н.э. В IV – III вв. до н.э. буддизм одерживает победу над брахманизмом и сохраняет свое положение господствующей религии в течение почти ты­сячелетия, после чего в IV – VI вв. н.э. вновь оживает брах­манизм, преобразовываясь в религию индуизма. С XI в. н.э. буддизм в Индии фактически исчезает, продолжая свое суще­ствование в других странах Восточной и Юго-Восточной Азия, в которых он распространился из Индии.

Наряду с брахманизмом и буддизмом в Древней Индии с VI в. до н.э. начинает развиваться материалистическое миро­воззрение.

История логики в Древней Индии тесно связана с развитием философии. Зачатки философского мышления встречаются здесь уже в Ригведе. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых раз­виваются многие положения, содержащиеся в Ведах. Основны­ми идеями брахманизма являются учения о майе (множествен­ный и изменчивый мир явлений служит покровом, за которым скрывается истинно сущее), о брахмане как единственном истин­но сущем (существует лишь единая, неделимая духовная суб­станция брахман, которая отождествляется с мировой душой; брахман – «всесущее», «всеединое», «в нем нет никакой мно­жественности») и об атмане (душа человека, которая, достигая высшего познания, постигает свое тождество с мировой душой). Брахманизм считает чувственный мир не имеющим ценности и полным страданий, спасение от которых он видит в бегстве от мира, в аскетизме.

Философия как самостоятельная отрасль знания возникает в Индии в VI в. до н.э., когда чисто религиозное объяснение мира уже не может удовлетворять требованиям, выдвигаемым нарож­дающимся научным знанием. Возникает наивно-материалисти­ческий и стихийно-диалектический взгляд на мир, начинает раз­вертываться острая борьба между материалистической филосо­фией и идеализмом. Быстро возрастает число философских си­стем. Индийский ученый Мадхава (Madhava) в своем сочинении «Обзор всех систем», вышедшем около 1350 г. н.э., насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. В этом перечне на первом месте стоит школа ч а р в а к а.

В период второго расцвета древнеиндийской культуры, с IV по VIII в. н.э., господствует так называемая шестерица си­стем, которую образуют следующие школы: вайшешика, ньяя, санкхья, йога, миманса и веданта.

История философии Древней Индии завершается тем, что господствующей системой становится реакционная идеалисти­ческая система веданта, в той форме, какую ей придал Шанкара.

11


Для ориентировки в истории логических учений необходимо сделать краткий обзор главнейших философских систем Древ­ней Индии.

Материалистическая философская школа ч а р в а к а (основа­тели – Брихаспати и его ученик Чарвака) признавала в качест­ве первоосновы всего существующего четыре элемента: землю, воду, воздух и огонь – и отрицала потусторонний мир. В теории познания эта школа придерживалась сенсуализма, а в этике стояла на позиции гедонизма. По учению чарваки, цель жиз­ни – наслаждение: «Наслаждайся, пока живется! Когда тело превратиться в золу, нет больше возврата».

Проповедуя атеизм и осмеивая религию, школа чарвака считала Веды созданием шарлатанов, а жертвоприношения – выдумкой мошенников-жрецов, извлекающих из этого матери­альные выгоды.

К школе чарвака тесно примыкала школа л о к а я т а, кото­рая также отрицала потусторонний мир и учила заботиться лишь о земных делах. «Мы не верим ни в рай, ни в избавление, ни в жизнь души в потустороннем мире», – таковы были взгля­ды локаяты.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!