Утверждение христианских догматов Решения Семи Вселенских соборов IV-IX вв.



 

С прекращением гонений на христианства, покровительства ему со стороны императора Константина, возникла необходимость упорядочит основы христианского вероучения, придать ему строгую, канонично-догматичную, ортодоксальную форму. К тому же, в это время появилось множество вольных, искаженных трактовок христианского вероучения – ересей. То есть, главные догматы христианства еще не были выражены в точных формулировках, закрепленных церковным авторитетом.

Одним из первых больших споров стал «арианский спор» – борьба Церкви с арианской ересью, проповедовавшейся александрийским пресвитером Арием. Арий учил, что у Бога-Отца и Бога-Сына (Христа) не единая природа, что Христос ниже Бога-Отца, так как был им сотворен, был искушаем, страдал и умер на кресте как человек. Поэтому, мол, Христос не единосущен Богу-Отцу, не равен Ему и не предвечен вместе с ним. Христос, учил Арий, не Бог, а лишь высшее творение Бога-Отца. Таким образом, Троица еретически сводилась Арием к Единице. Арию активно противодействовал старший над ним в церковной иерархии – епископ Александрийский Александр. Письменные обращения императора Константина к ним ни к чему не привели.

Поэтому ввиду разгоревшегося спора, император Константин созывает в 325 г. Первый Вселенский собор в г. Никея. Он был очень представителен. Со всей империи съехались в Никею епископы и пресвитеры, только Рим представлен очень малочисленно. Император Константин не поддержал ереси Ария. Собор постановил, что Христос – Сын Божий, поэтому – истинный Бог, а не творение Бога-Отца. Он рожден Богом-Отцом, а не сотворен Им, Он во всем единосущен Богу-Отцу.

Также был принят частичный Символ веры: «1) Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; 2) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено; 3) Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком; 4) Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого; 5) Воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими); 6) Восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца; 7) И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца».

Также был установлен единый порядок исчисления дня празднования Светлого Христова Воскресения.

В 380 г. императоры Феодосий І , Грациан и Валериан ІІ издали Фессалоникийский эдикт 380 г., согласно которому христианство стало государственной религией в Римской империи.

Второй Вселенский собор состоялся в 381 г. в Константинополе. На нем были приняты остальные пункты Символа веры: «8) И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков; 9) И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь; 10) Исповедую единое крещение во оставление грехов; 11) Ожидаю воскресения мёртвых; 12) и жизнь будущую. Аминь».

Была осуждена ересь македонианства (пневматомахианство или духоборчество). Бывший арианский епископ Македоний учил теперь, что Дух Святой не есть Бог, а лишь высшее творение Бога, служащее Богу-Отцу и Богу-Сыну. Собор осудил и эту ересь, о чем говорится в пункте 8 Символа веры. Были Были осуждены также такие ереси как аномейство, повторно арианство, полуарианство, савеллианство, маркеллианство и аполлинарство.

На соборе была утверждена Церковная пентархия – главенство пяти епископских кафедр: Иерусалимской, Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской.

Третий Вселенский собор состоялся в 431 г. в Эфесе. На нем была осуждена ересь несторианства. Константинопольский епископ Несторий учил, что Дева Мария родила Христа человека по имени Эммануил, а не Христа Бога, который потом «просто соединился с Богом», со Словом Божьим. Поэтому у Христа – только человеческая природа. Поэтом Дева Мария – Христородица, а не Богородица. Собор осудил эту ересь и постановил, что у Христа две природы: Он – Совершенный Бог и Совершенный Человек. Дева Мария – лишь Богородица.

Четвертый Вселенский собор состоялся в 451 г. в Халкидоне. На нем была осуждена ересь монофизитства. Ее основатель, константинопольский архимандрит Евтихий, отвергал человеческую природу Христа, полагая, что все человеческое было поглощено Божественным. На Соборе вновь постановили, что Христос Совершенный Бог и Совершенный Человек. В своей человеческой природе он во всем подобен людям, кроме греха.

Пятый Вселенский собор состоялся в Константинополе в 553 г. В ходе его работы вновь было осуждено монофизитство. Также был осужден оригенизм. Христианский теолог Ориген учил, что Христос – это не Бог-Сын, а лишь образ Бога-Отца, посредством которого люди видели и воспринимали Бога-Отца. Эта ересь также была осуждена.

Шестой вселенский собор состоялся в Константинополе в 680-681 гг. На нем была осуждена ересь монофелитства. Константинопольский патриарх Сергий учил, что у Христа была лишь одна воля – Божественная, несмотря на его две природы. Собор же, осудив эту ересь, постановил, что у Христа было две воли – Божественная и Человеческая, однако первая преобладала над второй.

Седьмой Вселенский собор состоялся в 787 г. снова в г. Никея. На нем было осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы призывали не поклоняться иконам и фрескам с изображением Христа и святых. Собор же постановил почитать иконы.

Православная церковь и на сегодняшний день признает Вселенскими только эти семь соборов и их решения.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!