Принятие христианства в Римской империи в IV в.



Лекционное задание и Лекция по дисциплине

«Мировые религии: история и современность»

на период с 20.11.2020 г. по 27.11.2020 г.:

 

Тема 9. 2 . Христианство.

Вопросы лекции:

 

1. Становление Христианской Церкви в І-ІІІ вв.

2. Принятие христианства в Римской империи в IV в.

3. Утверждение христианских догматов Решения Семи Вселенских соборов IV-IX вв.

Литература:

 

1. ТЕКСТ ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ ЛЕКЦИИ !

2. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. Религиоведение (источник у всех давно имеется).

3. Самостоятельно найденный материал.

СУТЬ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. Законспектировать предоставленную лекцию в пределах не менее 3-х страниц! Данная лекция может быть дополнена/расширена строго по желанию на основе предоставленного источника, а также самостоятельно найденного материала.

ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

1. ЗАДАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫПОЛНЕНО В ТЕТРАДИ РУЧКОЙ, СФОТОГРАФИРОВАНО И ПРИСЛАНО!

2. Выполненные задания присылаются студентами старостам курса Дудникову Д. и Рыбаловой М. соответственно, которые архивируют их в один файл и присылает его преподавателю в нижеуказанный срок!

3. Заархивированный файл присылается ТОЛЬКО на этот адрес электронной почты: a.kozlovskiy@donnu.ru

 

ОЦЕНКА ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

От 0 до 2 баллов!

 

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДАННОГО ЛЕКЦИОННОГО ЗАДАНИЯ:

 

27.11.2020, 09.00 по МСК.

 

ПОЗЖЕ ЭТОГО СРОКА РАБОТЫ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ, А ОСТАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДОЛГОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАБОТАНЫ, НО ЗА КОТОРЫЕ БАЛЛЫ НЕ БУДУТ ВЫСТАВЛЕНЫ!

ВНИМАНИЕ!

ДАЛЕЕ – ТЕКСТ ЛЕКЦИИ!

Тема 9. 2 . Христианство.

Вопросы лекции:

 

1. Становление Христианской Церкви в І-ІІІ вв.

2. Принятие христианства в Римской империи в IV в.

3. Утверждение христианских догматов Решения Семи Вселенских соборов IV-IX вв.

 

Становление Христианской Церкви в І-ІІІ вв.

 

Уже в годы земной жизни Иисуса Христа вокруг него формируется круг учеников, – первых 12 апостолов и последующих 70 апостолов, – которые распространяли его учение по всей земле после его Вознесения на небеса. Таким образом, Христианская церковь – это религиозно-организационное сообщество людей, т.е. христиан, единых в своей вере в Иисуса Христа, являющегося Богом, Спасителем, Создателем Церкви и ее Главой.

Отрасль христианского богословия, изучающая историю, предназначение, устройства и свойства Церкви, называется Экклесиология. Предназначение Церкви – совершение службы, проповедь учения Христа во имя спасения паствы.

Так, в 49 г. (либо в 51 г.) состоялся Иерусалимский собор христиан. Его задачей был разрыв с иудаизмом: отказ от обрезания, левирата, жертвоприношений в Иерусалимском храме и т.д. Считается, что это был единственный апостольский собор.

В І в. апостолы и от 12, и от 70 основывают первые христианские поместные («национальные») церкви, являющиеся поначалу разрозненными по Римской империи христианскими общинами: Римская, Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская, Эфиопская и другие. Они ведут борьбу за свое существование, право на прозелитическую деятельность, осуществляют дальнейшее организационное становление и формулирование, уточнение вероучения. В итоге, к концу ІІ в. в Римской империи уже не было ни одного крупного города, где бы не было христианских общин. В рамках христианских общин формируется церковная иерархия – церковный клир: епископы, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, аколиты, остиарии, чтецы, экзорцисты, нотарии, защитники уз.

После вознесения Христа на небеса начались страшные гонения на первых христиан. Распространенным было добровольное мученичество христиан. Мученическую смерть, по примеру Христа, приняли и многие апостолы. Наибольшие гонения на христиан пришлись на годы правления императоров Нерона, Марка Аврелия, Деция Траяна, Валериана I, Диоклетиана.

В конце ІІІ - начале IV вв. в Египте и Сирии возникает монашество. Монашество – житие в одиночку, пустынножительство. Его основателем был Антония Великий. Он развивал систему преимущественно одиночного индивидуального монашества. В свою очередь, Пахомий Великий основал систему коллективного, общежитийного монашества. Последующими основателями монашества были Павел Египетский, Илларион Великий, Макарий Великий, Евфимий Великий, Феодосий Великий. Таким образом, христианское монашество – продолжение традиции религиозного уединения иудейского течения ессеев и терапевтов.

В рассматриваемую эпоху жили и действовали Апостольские мужи – авторы раннехристианских сочинений, некоторые из них были знакомы с самими апостолами, а также это – некоторые апостолы от 70-ти: апостол Варнава, св. Климент Римский, св. Дионисий Ареопагит, св. Игнатий Антиохийский, св. Поликарп Смирнский, св. Папий Иерапольский и др. Одно из главных их сочинений «Дидахе» («Учение Господа через двенадцать апостолов язычникам»). Жизнь апостолов отражена в сочинении апостола от 70-ти Луки «Деяния святых апостолов».

Далее по значимости – апологетические мужи. «Апология» в переводе с греческого означает «защита». Это были образованные христиане, которые устно и письменно обращались к римской общественности и власти в защиту христианской веры. К ним относятся: св. Юстин Мученик, Афинагор Афинянин, Феофил Антиохийский, Татиан Ассириец.

Далее развивается патристическая литература или патристика – сочинения Отцов Церкви. Патристика – систематизированное богословское учение относительно христианской догматики, христианского богослужения и церковной иерархии, изложенное в трудах Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Нисского.

 

Принятие христианства в Римской империи в IV в.

 

В начале IV в. усугубляется политический, духовно-религиозный и социально-экономический кризис Римской империи. Причем христианство перестает быть религией только евреев и угнетенных классов – многие представители высшего сословия по всей империи становятся христианами.

Утверждение христианства в Римской империи того времени происходило на фоне новой системы власти и ее последующего кризиса, учрежденной императором Диоклетиана: Запад и Восток Империи управлялись двумя императорами, которым помогали свои два кесаря.

Так, на Западе империей правили император Максимиан и кесарь Констанций (отец будущего императора Константина), а на Востоке – Диоклетиан и кесарь Галерий.

Гонения императоров Диоклетиана и Галерия (ранее – кесаря) на христианство были чрезвычайно жестокими. В 303 г. Диоклетиан и Галерий издают Никомедийский эдикт (303 г.) о все христианские храмы должны быть разрушены, все Библии сданы властям, все богослужения запрещены. Несколько месяцев спустя был издан второй эдикт об аресте церковного клира. Вскоре была объявлена амнистия при условии принесения жертвы перед статуей императора. Примечательно, что на Западе Максимин и Констанций не стали исполнять эти эдикты, не казнили христиан.

Однако в последний год своей жизни, в 311 г., мучимый тяжелой болезнью, Галерий, сменивший Диоклетиана на престоле императора, издает Никомедийский эдикт о веротерпимости (311 г.). Этот эдикт прекращал преследования христиан.

Поворотным пунктом стал 313 г. В феврале 313 г. императоры Константин и Лициний в Милане совместно издали эдикт ο веротерпимости ко всем религиям, в том числе к христианам, и о возвращении христианам всей их собственности. Вскоре между правителями возникает вражда. Лициний начинает новые гонения на христиан, Константин же заручается их поддержкой. В 324 г. Константин наносит военное поражение Лицинию, став единоличным правителем империи.

Христианство постепенно обретает статус официальной религии Римской империи.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!