Исламская модель мирового порядка



Исламская цивилизация предложила человечеству модель мирового порядка, основанную на трансцендентной воле, подчиняющей человека. Коллективистская ценность семьи, рода, племени или этнической общности, общественная солидарность и индивидуальное самоограничение здесь ставятся выше прав и интересов отдельной личности. На мусульманском Востоке интуитивное (чувственное) восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада. Для арабского мироощущения присуща любовь к сильному вождю, способному удержать народ в многоликом этническом котле. Если на Западе президента избирают на основе демократической процедуры, то на мусульманском Востоке считают, что правителем может быть избран тот, кто признан и призван народным волеизлиянием.

Экономика

Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки всегда была специфична. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. Нефть радикально изменила распределение экономической мощи, и выделились богатые страны - экспортеры нефти, такие, как Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Кувейт.

Сельскохозяйственные ресурсы

Сельское хозяйство до сих пор остается важнейшей сферой экономической деятельности на Ближнем Востоке, прежде всего потому, что в этом секторе занята значительная часть населения. Кроме того, в некоторых странах, особенно в Египте, Турции и Сирии, оно до сих пор составляет значительную часть валового внутреннего продукта. Однако в целом регион не богат плодородными почвами и водными ресурсами, площади обрабатываемых земель невелики, продуктивность многих угодий довольно низкая.

Социально-экономические противоречия

Арабо-израильский конфликт

В наше время одной из самых важных и главных проблем человечества является конфликт на Ближнем Востоке из-за Палестины (территории, находящейся у берегов Средиземного моря и с древних времен являвшейся ареной войн между различными государствами). По мирному договору 1920 года Палестина обрела статус мандатной территории Великобритании. После Второй мировой войны участниками антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобританией - была принята Резолюция ООН 1947 года, согласно которой историческая Палестина делилась на два государства, арабское и еврейское, экономически связанных через таможенный союз, общую валютную систему, равный доступ к источникам воды и энергии. Обеспечивался выход обоих государств к морю. В Иерусалиме и Вифлееме из-за наличия важных религиозных мест устанавливалось международное управление.

В мае 1948 года закончился срок действия британского мандата на Палестину. Четырнадцатого мая 1948 года Давид Бен-Гурион (евреи его называют «отцом нации») объявил создание Государства Израиль. Евреи, получив власть над территорией, отведённой им, начали выселять палестинских арабов из своих родных земель. Таким образом появилась проблема палестинских беженцев, которая до сих пор не решена. За несколько дней таких беженцев появилось около 250000 . 15 мая Сирия, Ливан, Иордания и Египет объявили войну только что созданному еврейскому государству.

С тех пор на Земле Обетованной каждые десять лет происходила большая война, не считая пограничных инцидентов. Конфликт продолжается на протяжении уже более шестидесяти лет, и пока не ясно, когда и каким образом он закончится.

Подробнее мы рассмотрим особенности  развития и протекания этого конфликта при изучении темы 2.2. «Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Ближнем Востоке».

Авторитарные режимы Ближнего Востока и Северной Африки: причины стабильности и вероятность трансформации

Число авторитарных режимов, которые изначально устанавливались в этом регионе военными, постепенно уменьшается. Помимо свержения в Ираке режима Саддама Хусейна (2003), этот процесс наиболее отчетливо наблюдается в Сирии, а также в Египте, Алжире, Судане, Йемене. Но временами проявляется и противоположная тенденция. Примером может служить Мавритания, где в августе 2008 г. офицеры под командованием генерала Мохамеда ульд Абдель Азиза свергли власть демократически избранного в 2007 г. президента Сиди Мохамеда ульд Шейха Абдаллахи.

Существующие однопартийные режимы преобразуются в многопартийные: начало этому процессу было положено в 1976 г. в Египте, где партия Арабский социалистический союз «разветвилась» до трех участников, пока не была установлена многопартийность. Примерно то же самое произошло в 1977 и 1985 гг. в Ливии и Судане. С другой стороны, многопартийные режимы разнятся по возрасту и направлению. К примеру, есть страны, где они названы конституционно «старыми»: в Марокко, где отказ от однопартийноести был провозглашен в 1962 г., или в Тунисе. В других странах они «новые»: в Египте, Алжире или Йемене, правящие партии вряд ли получили бы большинство голосов, поскольку существуют небезосновательные сомнения в справедливости и прозрачности выборов, начиная от бесчисленных изменений, вносимых в избирательное законодательство, до откровенной манипуляции - подкупа избирателей и массовых фальсификаций подсчета голосов.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!