Цель, задачи, принципы и основополагающие методы программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского



Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.

Ведущие задачи:

1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

2) формирование осознанного отношения к музыке;

3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.

Основные принципы программы:

- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;

- связи музыки и жизни;

- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;

- единства эмоционального и сознательного;

- единства художественного и технического;

- тематического строения программы по музыке.

Согласно последнему принципу, для каждой четверти определяется своя тема. Постепенно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четвертями и этапами (классами) существует преемственная связь. Все побочные, второстепенные темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тема каждой четверти соответствует одному «ключевому» знанию.

Основополагающие методы программы. Ведущие методы программы в своей совокупности прежде всего направлены на достижение цели и организацию усвоения содержания. Они способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства, то есть выполняют регулятивную, познавательную и коммуникативную функции. Данные методы находятся во взаимодействии со всеми другими методами.

Метод музыкального обобщения. Каждая тема носит обобщающий характер и объединяет все формы и виды занятий. Поскольку тема носит обобщающий характер, то и усвоить ее возможно только лишь методом обобщения. Освоение учащимися обобщенного знания происходит в опоре на музыкальное восприятие. Данный метод прежде всего направлен на развитие у детей осознанного отношения к музыке, на формирование музыкального мышления.

Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленной на усвоение ключевых знаний о музыке, формирование ведущих умений.

Метод включает ряд последовательных действий:

1-е действие. Задача – активизировать тот музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления. Продолжительность подготовительного этапа предопределяется характером обобщенного знания. Длительность подготовки зависит и от уровня музыкального опыта школьников. Главное – не допускать, чтобы изучение темы проходило формально, без опоры на достаточный для этого слуховой опыт.

2-е действие. Цель – познакомить с новым знанием. Основное значение имеют приемы продуктивного характера – разнообразные варианты организации поисковой ситуации. В процессе поиска выделяются три момента: 1) четко сформулированная учителем задача; 2) постепенно, совместно с учащимися, решение задачи при помощи наводящих вопросов, организация того или другого действия; 3) окончательный вывод, сделать который и произнести должны сами учащиеся.

3-е действие связано с закреплением знания в разных видах учебной деятельности, с формированием способности самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания. Реализация данного действия предполагает использование сочетания различных приемов продуктивного и репродуктивного характера.

Метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Содержание программы – система взаимосвязанных тем. Важно, чтобы урок в сознании учителя и учеников выступал как звено общей темы и всей программы. Учителю необходимо, с одной стороны, постоянно готовить почву для предстоящих тем, с другой – постоянно возвращаться к пройденному материалу с целью его осмысления на новом уровне.

При реализации метода задача учителя состоит в том, чтобы выбрать наилучшие для конкретного класса варианта «забеганий» и «возвращений». Здесь прослеживаются связи трех уровней.

1.Связи между этапами обучения

 2. Связи между темами четвертей.

3. Связи между конкретными музыкальными произведениями в процессе изучения тем программы.

Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся в основном по двум эмоциональным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения и развития того или иного эмоционального тона урока.

Исходя из этого, задача заключается в том, чтобы соотнести тот или иной предлагаемый в программе принцип построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся.

Метод эмоциональной драматургии прежде всего направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальным занятиям. Данный метод допускает в случае необходимости уточнение последовательности произведений, запланированных на урок (его начало, продолжение, кульминацию – особо важный момент урок, на окончание) в соответствии с конкретными условиями проведения занятия.

Важно определить наилучшее в условиях данного класса сочетание форм и видов музыкальной деятельности (занятия).

Личность учителя (его увлеченность предметом, проявляющаяся в исполнении музыки, в суждениях, объективности оценки учащихся и т.д.) выступает мощным стимулом активизации деятельности школьников на уроке.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!