Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее
Тема Общие положения, принципы формирования предмета «Музыка» для общеобразовательной школы
Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.
В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в раз витии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
|
|
Задачами учебного предмета «Музыка» в школе являются следующие:
– формирование, развитие интереса и любви к музыке, способности ценить ее красоту, развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкально-эстетического отклика на произведения, чувства сопереживания музыкальным образам;
– развитие музыкально-образного мышления, постижения закономерностей искусства, восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;
– развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;
– развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования.
С названными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:
1) содержание искусства – оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;
2) творческая позиция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).
|
|
Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:
– опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;
– музыкальные знания;
– музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.
Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей второго класса по программе Ю. Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия – «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс – «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».
Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные позиции отбора его для всех программ тождественны. Это знакомство:
|
|
– с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;
– с ведущими музыкантами, солистами и музыкальными коллективами;
– с различными музыкальными жанрами, формами и стилями;
– с выразительными средствами в создании музыкального образа;
– с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М. Мусоргского, А. П. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).
Содержание предмета «Музыка» составляет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: (по Безбородовой)
- музыкальные произведения должны быть высоко художественными и увлекательными для школьников,
|
|
- педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников),
- романтически приподнятыми, создающими в представлении школьников эталоны красоты,
- доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения и его воспроизведения в процессе исполнения,
- представлять жанры всех эпох и стилей;
- произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей,
- отвечать тематическому содержанию программы.
В содержании музыкального образования должны быть представлены:
– различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры школьников;
– познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко прочувствуется и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;
– изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;
– деятельностное освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.
В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.
Содержание обучения в дидактике определяется как система знаний, умений и навыков, выступающая в единстве с опытом творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности (М.Н. Скаткин, В.А. Краевский).
Содержание обучения всегда определяется целью предмета.
Главное в содержании предмета «Музыка» - сама музыка и воспитательная направленность. Поэтому опыт творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенный в музыке является наиболее важным элементом содержания.
Усвоение знаний, умений и навыков в музыкальном обучении осуществляется на художественном материале. Восприятие музыкальных произведений во всех видах деятельности всегда своеобразно и носит творческий характер. Творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков и поэтому не выделяться как самостоятельный элемент обучения.
В связи с изложенным, элементами содержания музыкального обучения являются:
- опыт эмоционально-нравственного отношения человека к действительности, воплощенный в музыке (то есть, сама музыка, «музыкальный материал»);
- музыкальные знания;
- музыкальные умения;
- музыкальные навыки.
Усвоение содержания музыкального обучения происходит в процессе творческой деятельности, в ней же проявляются результаты освоения содержания. Все элементы содержания взаимосвязаны и формируются параллельно.
Музыкальные знания. В качестве основы понимания музыкального искусства выступают знания двух уровней:
1) знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве;
2) знания, помогающие восприятию конкретных музыкальных произведений.
Первый уровень знаний характеризует природу музыкального искусства как социального явления, его функцию и роль в общественной жизни, эстетические нормы.
Второй уровень – это знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки, о средствах музыкальной выразительности.
Эти положения музыкальной науки определили подход к выбору знаний о музыке. В соответствии с ними Д.Б. Кабалевский выделил в содержании музыкального обучения знания обобщенные («ключевые»). Это знания, которые отражают наиболее общие явления музыкального искусства. Они характеризуют типичные, устойчивые связи музыки и жизни, соотносятся с закономерностями музыкального развития детей. Ключевые знания необходимы для понимания музыкального искусства и его отдельных произведений.
В содержании школьного музыкального обучения со второй группой знаний соотносятся знания, которые принято называть «частными» (Д.Б. Кабалевский). Они подчинены ключевым. К этой категории относятся знания об отдельных конкретных элементах музыкальной речи (звуковысотность, метроритм, темп, динамика, лад, тембр, агогика и др.), биографические сведения о композиторах, исполнителях, об истории создания произведения, знания нотной грамоты и др.
Музыкальные умения. Восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры школьников. Его существенной стороной является осознанность. Восприятие тесно связано со знаниями и включает в себя художественную оценку. Способность дать эстетическую оценку произведению может служить одним из показателей музыкальной культуры школьника. Восприятие – основа всех видов исполнительства, так как оно невозможно без эмоционального, сознательного отношения к музыке, без ее оценки.
Итак, способность учащихся применять знания на практике, в процессе восприятия музыки проявляется в формировании музыкальных умений.
Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования ведущих умений:
1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;
2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;
3) самостоятельная ориентировка учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.
«Ключевые» знания используются во всех видах музыкальной учебной деятельности школьников, поэтому формирующиеся на их основе умения рассматриваются как ведущие.
Наряду с ведущими музыкальными умениями выделяются частные, которые также формируются в конкретных формах деятельности.
Среди «частных» умений можно выделить три группы:
- умения, связанные со знаниями об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотности, ритме, тембре и т.д.);
- умения, связанные с применением музыкальных знаний о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и т.д.;
- умения, связанные со знанием нотной грамоты.
Таким образом, ведущие и частные умения соотносятся с ключевыми и частными знаниями, а также с различными формами музыкальной учебной деятельности.
Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное полетное звучание гласных и т. д.), музыкально-ритмические навыки, музыкально-игровые навыки на детских инструментах и др. Исполнительские навыки также формируются на основе музыкального восприятия. Без их приобретения нельзя говорить о полном усвоении содержания обучения.
Концепция музыкального воспитания и программа по музыке Д.Б. Кабалевского: прошлое и настоящее
1. Общая характеристика
К 70-м годам ХХ века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции, дающей четкие направления формированию музыкальной культуры школьников.
Концепция, согласно словарю, это система взглядов на явление, основная точка зрения, с которой рассматривается это явление, ведущий замысел и т.п.
Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция и программа разрабатывались в лаборатории НИИ школ Министерства просвещения РСФСР в период с 1973 по 1979 годы. Основные идеи концепции воплощены в статье, предворяющей программу по музыке «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Сама же программа выходила небольшими тиражами с примечанием «Экспериментальная». Одновременно выпускались нотные хрестоматии для музыкального обеспечения программы, а также фонохрестоматии с записями всех произведений программы. Во время экспериментального апробирования программы уроки музыки в одной из школ Москвы вел сам Кабалевский. Эти уроки демонстрировались по телевидению. Широко распространилась по стране и книга для детей «Про трех китов и про многое другое», которую написал Д.Б. Кабалевский для детей.
Для массового использования программа по музыке для 1-3 классов (с поурочными методическими разработками) была выпущена в 1980 году, а для 4-7 классов – в 1982 году.
Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке. Однако в последние годы данная программа все чаще становится объектом для критики. В то же время она имеет и массу сторонников. Представляется, что считать ее устаревшей и непригодной является неправомерным.
Данная концепция – крупное достижение нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд качественно новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни. А именно – стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей. Эта концепция имеет большой потенциал для развития. При сохранении сути, это развитие имеет такие направления:
- разработка художественной дидактики и теории педагогики искусства;
- обоснование музыкального материала программы;
- расширение музыкального материала программы;
- расширение роли импровизаций, вокального и инструментального музицирования;
- обогащение урока фольклором, духовной музыкой, образцами современного народного музыкального творчества и т.д.
Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их русле содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур. Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка как его «жизнью» в искусстве, творения себя как личности, взгляд в себя.
Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего.
Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный.
В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.
В 1994г. вышла новая редакция программы, которую сделали Бейдер и Сергеева. Основные задачи переиздания – устранить заидеологизированность содержания, дать возможность учителю проявить творческую инициативу в планировании уроков. Таким образом, в данной редакции подвергся изменению музыкальный материал и ликвидированы поурочные методические разработки.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!