Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава.



05.11.2020.

 

Тема: Визуальные искусства. Искусство рук человеческих. Декоративно-прикладное творчество. Средства выразительности, виды.

Задание: проработать материал, составить краткий конспект (с рисунками)  в тетради

 

Всюду, куда не глянь, есть удивительно красивые предметы, которые созданы художниками и мастерами. Все эти предметы относятся к так называемому декоративно-прикладному искусству. Название декоративно происходит от латинского слова дэко, что означает – украшаю. Это искусство включает в себя создание художественных изделий, которые имеют полезное назначение.

Декоративно-прикладное искусство – не только самое древнее, но и одно из самых современных искусств. Оно очень многообразно. У каждого народа есть свои виды художественных ремесел.

В древние времена, зависело это в большей степени от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы, металл.

Постепенно, развиваясь, художественные ремесла приобрели особые рисунки, орнаменты, сочетания цветов.

Декоративное искусство имеет свой собственный язык, который говорит с помощью рисунков, цветов.

Например, в русском народном искусстве конь символизирует солнце, красный цвет – это цвет жизни, белый – символ чистоты.

Именно народное искусство и передает вековые традиции из поколения в поколение.

С давних пор есть традиция отмечать все самые значительные события в жизни: рождение, свадьбу, похороны, праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая.

Все эти праздники, как правило, сопровождались и сейчас сопровождаются обрядами, народными гуляньями, в которых большое место отводится предметам бытового назначения.

 

На свадьбу невеста всегда одевала самый нарядный костюм или платье, а потом хранила его и передавала дочке и внучке. В русской избе был, так называемый красный угол – это угол избы, который украшали длинными полотенцами с вышитыми или узорными краями.

Произведения декоративно-прикладного искусства служат для оформления быта и интерьера. К ним относятся: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

 

Виды декоративно-прикладного искусства, которые развиты в России.

 

Узорное ткачество.

 

С давних времен ткачество являлось исконным занятием женского населения на Руси. Не случайно в местах древних поселений восточных славян археологами были найдены фрагменты тканей Х – ХII вв. Из домотканого холста, изготовленного на ткацком станке, делали одежду, скатерти, простыни, полотенца, половики.

Существовало много разнообразных способов украшения тканей – набойка, вышивка, но самым сложным и трудоемким было узорное тканье. Материалом для ткачества служила льняная, конопляная или шерстяная пряжа.

Льняные нити окрашивались домашним способом – корой ольхи, брусничным соком.

Со второй половины ХIХ века использовались хлопчатобумажные красные нити, а также гарусные шерстяные, окрашенные анилиновыми красителями. Ткали на ручном станке – ткацком стане. Это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья.

Главная часть стана – рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру.

Вышивка.

Вышивка – одно из распространенных в мире искусств. Свои истоки берет она в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. В Древнем Египте вышивками украшали шерстяные, льняные и пеньковые ткани.

В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар – птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Самые красивые полотенца, порой сплошь покрытые узорочьем, служили нарядным убранством жилища.

Даже полушубки, меховые рукавицы, кожаную обувь украшали вышивкой.

Вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны “лучистое солнышко”, ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли.

Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка её завилась петельками и колечками. В своё время служили эти необычные узоры календарём. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года.

 

Вышивка – это самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканному полотну счётными, то есть по счёту нитей ткани и сквозными (по разреженному полотну) швами.

 

 

К счётным швам относились такие как: набор, роспись, счётная гладь, крест. Ими украшали скатерти, постельное белье, одежду.

 

Одной из самых знаменитых является вышивка «орловский спис». Она выполнялась прямыми стежками нитками красного цвета.

 

Иногда в узоры добавлялся синий цвет. Этот вид вышивки был распространен на многих областях России, но наибольшее свое распространение получил в Орловской области.

Для орловского списа характерны орнаменты из цветов, листьев с изогнутыми толстыми стеблями, изображения птиц и животных причудливой округлой формы.

 

Для создания сквозной вышивки часть нитей полотна выдёргивалась, а на остальных выполнялась легкая, ажурная и изящная вышивка. Самая знаменитая из них – это крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые звёзды, цветы, которые переплетаются в удивительный узор.

 

Кружевоплетение.

 

 

Кружевоплетение как искусство появилось еще в XVІІ веке. В конце XVІІІ века кружева плели из серебряных и золотых нитей, а в изделия вплетали жемчуг.

 

Своим мерцающим блеском кружева напоминали ювелирные изделия. В начале XІX века на Руси был открыт целый ряд фабрик, занимающихся изготовлением кружевных изделий. На работу нанимали умелых крепостных мастериц, которые плели кружева по западноевропейским образцам.

 

В настоящее время изделия, выполненные посредством кружевоплетения, в моде. Современные дизайнеры используют кружевные детали в своих коллекциях. Удивительно, но и в наше время кружево актуально не только в одежде, но и в декоре интерьера. Кружевные покрывала, салфетки, тюль – привносят в дом атмосферу домашнего уюта, тепла и даже романтики.

Удивительно красивы кружева, которые сплетены из тончайших нитей на деревянных палочках, которые называются коклюшки. Очень часто про кружева можно услышать «застывшие краски северной зимы». При кружевоплетении все основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине полотняной тесьмой, которая называется «вилюшка».

 

Самый знаменитый кружевной промысел располагается в Вологодской области.

 

 

Вязание.

 

Точная дата появления вязания до сих пор не известна. Можно только догадываться, что побудило человека взять в руки два тонких прута и выполнить первую в истории вязания петельку. К сожалению, образцы древних вязаных изделий не дожили до наших дней, остались лишь изображения, которые свидетельствуют о том, что вязание появилось довольно давно. Одной из старейших находок считается носок, изготовленный методом, схожим с вязанием. Большинство исторических фактов указывает на то, что впервые вязание зародилось на Ближнем Востоке, откуда этот вид рукоделия благодаря средиземноморским торговцам просочился в Европу, а затем и в Северную и Южную Америку.

 

Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей.

Кто придумал вязание? Во время раскопок одной из древнеегипетских гробниц археологи обнаружили рядом с золотой статуэткой и драгоценными шкатулками… вязаный детский носок. Причем большой палец был вывязан, как в перчатке, отдельно, вероятно, чтобы удобнее надевать сандалии. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

Самыми искусными вязальщицами древности считаются кочевники – бедуины. Вязать их заставила жизнь. Днем в пустыне жара, но ночи выдаются настолько холодные, что без теплой одежды не обойтись. В верблюжьей шерсти недостатка не было, надо только было найти способ превратить её в одежду. Вначале бедуины вязали лишь простые вещи. Причем занимались этим мужчины, женщинам доверяли только прясть шерсть. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они непременно брали с собой клубок и спицы.

Эти пастухи и заложили основы современного рукоделия – изобрели воздушные петли, способ вывязывания пятки, различные виды вязания.

Искусство вязания, попав в Европу, долгое время оставалось привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. Высоким мастерством славились испанцы, шотландцы, французы.

Вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук – Арахна вечно ткет свою паутину.

Мы любим носить одежду, связанную своими руками. Тем более, что вязание, как утверждают врачи, отгоняет мрачные мысли, успокаивает, улучшает настроение. При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветового сочетания, отделки.

 

 

В Европе самые первые вязанные изделия были изготовлены мусульманскими рукодельницами, которые были наняты членами испанской королевской семьи. Их высококлассная работа была обнаружена археологами в захоронениях аббатства (неподалеку от Бургоса, Испания). Среди найденных изделий были трикотажные перчатки и наволочки, которые принадлежали принцу Фернандо де ла Серда, скончавшегося в 1275 году. Несколько известных картин XІV века изображают Богоматерь за вязанием.

Изначально вязаные изделия ценились очень высоко, и были доступны только богатым и знатным людям.

Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава.

 

Знаменитый на весь мир оренбургский пуховый платок – это платок, связанный из козьего пуха. Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок, который называется шаль, толстый и теплый, серого цвета, паутинка – это ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка, палантин – это тонкий шарф-накидка, который по способу вязки очень похож на паутинку.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!