Общая характеристика философии Древней Греции



 

Философия Древней Греции, давшая начало европейской философии, возникает так же, как и восточные философские учения, в VII - V вв. до н.э., но под воздействием иных обстоятельств. Если восточные общества, в основе своей земледельческие, отличались жестким социально-экономическим делением, деспотическим правлением, опорой на обычаи предков, что обусловливало догматичность мышления, сковывало свободу личности, то в Древней Греции складывались особые цивилизационные предпосылки, потребовавшие серьезных перемен в мировоззрении. Основные из них [5, стр.24]:

· трансформация архаических родоплеменных структур в политическое устройство общества, развитие городов-полисов с элементами демократического управления;

· расширение контактов с другими цивилизациями, заимствование и переработка чужого опыта самостоятельным «греческим духом»;

· быстрое развитие научного знания, стимулируемое ростом производства, развитием торговли, ремесел;

· отделение умственного труда от физического и превращение его в особый вид деятельности.

Эти и другие факторы формировали личность образованного и свободного гражданина, способствовали раскрепощению духа грека, становлению таких его качеств, как: активность, страстность, тонкость ума, тяга к размышлениям.

Исследователи античной философии выделяют несколько этапов в ее развитии [4, стр.59]: досократовский (VII-V вв. до н.э.) – время зарождения и формирования; классический (V-IV вв. до н.э.) – период зрелости и расцвета, время оригинальных образцов древнегреческой философской мысли; эллинистический (конец IV в. - III в. до н.э.) и римский (II в. до н.э. – III в.) – периоды заката античной философии.

К наиболее известным философам досократического периода относятся: Фалес, Гераклит, Парменид, Демокрит, софисты. Первая известная древнегреческая философская школа возникла на западном побережье Малой Азии (г. Милет) в VII – VI вв. до н.э. Ее основатель – Фалес. Он явился первым натурфилософом и считал основанием мира некое влажное первовещество – воду [1, стр.168].

Гераклит – один из основателей древней диалектики – учения о развитии и всеобщей связи. Он глубоко понимал роль изменчивости в природе и обществе. Движение – наиболее общая характеристика всего существующего. В основе Космоса, полагал Гераклит, лежит огонь. Мир не создан никем из богов и людей. Мир подобен огню: то разгорается, то затухает. Движение, развитие существует благодаря противоположностям, которые противостоят друг другу и взаимно переходят друг в друга.

Следующим центром античной философской мысли выступала школа Пифагора. Исследуя количественную основу различных явлений, пифагорейцы прибегали к мистическому истолкованию цифр. Например, квадрат истолковывался как образ «божественной природы», треугольник как «первоисточник сотворения различных приходящих вещей». В основе мира, полагал Пифагор и его последователи, лежит единица как математическая точка, совокупность которых и образует многообразие мира, его гармонию [3, стр.101].

Наряду с пифагорейской существовала и другая философская школа – элейская (по имени города Элеи в Южной Италии). Наиболее известный ее представитель – Парменид. Он первым из древнегреческих философов стал оперировать понятиями максимальной общности: бытие, небытие, сущее и др. Провозгласил тождество мысли и мыслимого: мысль не может быть иным нежели то, что она отражает. Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму. Впервые разум был осознан, выделен как особая сфера духовной деятельности со своими специфическими функциями. Поэтому Гегель считал, что именно с учения Парменида начинается история философии в собственном смысле [4, стр.55].

В соответствии с учением Демокрита весь мир состоит из мельчайших, неделимых частиц – атомов, которые отличаются своей конфигурацией и местоположением, как буквы в слове. Различное сочетание атомов порождает бесконечное многообразие мира. Между атомами существует пустота как возможность их перемещения, соединения и разъединения.

Софистами в Древней Греции стали называть платных учителей красноречия и искусства спора. Их деятельность во второй половине V в. до н.э. носила прогрессивный характер, способствовала распространению культуры слова, развитию навыков логической речи [2, стр.178]. Затем софизм стал выражать крайний релятивизм, отрицал наличие истины, каких-либо ценностей, что вызвало жесткую критику других философских направлений и школ.

Аттический период представлен именами Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия, по мнению Сократа, есть учение о том, как надо жить. Главная направленность философского знания – внутренний мир человека, его душа. Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя». Важнейшая заслуга Сократа состояла в совершенствовании диалога как основного метода достижения истины.

В учении Платона древнегреческий идеализм принимает форму мировоззрения. Основал философскую школу в Афинах, получившую название Академии.

Методологический принцип Платона состоит в раздвоении мира на мир идей и мир вещей [3, стр.103]. Чувственный мир вещей рассматривается как «не истинно сущий»: предметы, познаваемые чувствами, непрерывно возникают и исчезают, в них нет ничего постоянного, а, следовательно, истинного. Сущность вещей заключена в бестелесных, нечувственных формах, которые постижимы лишь разумом, сознанием. Они и названы Платоном «видами» или «идеями» (эйдосами). Каждому классу или виду материальных чувственных предметов соответствует определенная идея, в которой заключена их суть. Например, реальный стол является таковым, поскольку он соответствует идее стола вообще. Всеобщая совокупность идей составляет подлинное бытие. Но чувственная вещь отражает не только нетленную, вечную идею, то есть бытие, она также несет на себе печать небытия, так как она временна, преходяща. Роль небытия играет «материя». Таким образом, чувственный мир это нечто среднее между миром идей (истинным бытием) и миром материальных вещей (небытием). Систему идей завершает высшая - идея всеобщего блага, являющейся верховной причиной и целью бытия.

Аристотель – величайший мыслитель древности, основатель логики. Был приглашен в воспитатели к сыну царя Филиппа, будущего Александра Македонского и в течение ряда лет преподавал ему философию, риторику. Основал философскую школу – «ликей» (лицей).

Аристотель систематизировал весь накопленный предшествующий философский опыт и выступил с критикой исходных позиций своего учителя [4, стр.60]. Вопреки Платону, рассматривающему в качестве причины мира лишь одну - идею, Аристотель формулирует четыре причины: формальная (сущность бытия, в силу которой всякая вещь такова, какая она есть); материальная (то, из чего что-либо возникает); движущая (начало движения, изменения); целевая (то, ради чего что-либо осуществляется). Взаимодействие причин проявляется в отношениях между формой и материей. Всякая единичная вещь составляет единство формы и материи. Материя есть возможность предмета, форма - действительность предмета. Поднимаясь по «лестнице» форм, утверждает Аристотель, мы постигаем высшую форму, в качестве которой выступает демиург – неподвижный перводвигатель, пребывающий вне мира и сообщающий целенаправленное движение всему сущему.

Под бытием Аристотель понимает существование отдельных вещей, но познать сущность вещи с помощью чувств нельзя. Это познание осуществляется с помощью и посредством разума, который выявляет в вещах общее, всеобщее, то есть существенное.

Средствами теоретического познания являются категории (предельно общие философские понятия): сущность, качество, количество, отношение, место, время и другие. Исходя из предшествующего богатого опыта мыслительной деятельности, Аристотель формулирует основные положения традиционной логики, правила выводного (силлогистического) знания.

Кроме того, Аристотель подчеркивал общественный характер человека. В труде «Политика» античный философ развил учение об обществе и государственной власти.

Период эллинизма представлен школами скептиков, Эпикура, стоиков.

Школа Эпикура (Сад), главную задачу философии видит в создании этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Наслаждения, удовольствия (гедонизм) рассматривались как единственное благо человека. Причем удовольствие связывалось разумным ограничением потребностей и практически означало довольствование малым. Для достижения счастья необходимо также преодолеть страх перед богами и смертью. Эпикур утверждал, что «бог - существо бессмертное и блаженное», не вмешивается в дела людей. Смерть также не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, то смерти еще нет, а когда мертвы – нас уже нет.

Средством избежать страданий Эпикур считал самоустранение от всякой общественной и государственной деятельности: «Проживи незаметно».

Философия эпикуризма - одна из первых теорий эгоизма. Антиподом эпикурейства выступили стоики, которые проповедовали альтруизм - нравственный принцип, согласно которому благо другого более значимо, чем собственное «Я» и его благо.

Многообразие школ и направлений древнегреческой философии по праву делают ее школой европейского философского мышления.

 


                               Заключение

 

Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Собственно, античной философия была прародительницей практически всех современных философских учений. На труды философов античности ссылались, с ними спорили многие исследователи и мыслители на протяжении многих веков.

В данной работе автор постарался дать общую характеристику античной философии. Для этого автор рассмотрел вопрос появления понятий материализма и идеализма, их основные различия, исследовал развитие диалектических идей в античной философии, а также попытался дать краткую характеристику древнегреческой философской мысли.

В заключение следует сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества.

Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.


Список использованной литературы

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 38625

1. Адо П. Что такое античная философия? - М., 1999. – 320 с.

2. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Высшая школа, 2006. – 392 с.

4. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко – философские очерки и портреты. - М., 1991. – 462 с.

5. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 38625

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!